РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Описание опыта работы учителя русского языка и литературы Казюлиной О.В.

Описание опыта работы учителя русского языка и литературы Казюлиной О.В.

Сегодня традиционная для школы и для построения обучения русскому языку с опорой на речевое, языковое, духовное развитие обучающихся методика не потеряла своей актуальности, и основной задачей современного филологического образования в школе является формирование и развитие языковой личности.

Одной из основных задач учителя в наше время, думается, стала подготовка обучающихся современным реалиям жизни. Здесь общим принципом моей работы является компетентностный подход к обучению обучающихся. Сформированность социальной, политической, межкультурной, коммуникативной, информационной, интеллектуальной компетенций необходимо для обеспечения гражданской зрелости, профессионального, социального и личностного самоопределения.

Сегодня к личности выпускника школы предъявляются высокие требования: он должен быть внутренне дисциплинирован, организован, иметь высокий уровень мотивации к дальнейшему профессиональному обучению и самообразованию, творчески активен, инициативен.

Исходя из этого, я и веду свою работу. Стараюсь давать детям больше заданий творческого, проблемного характера, стимулировать их самостоятельную поисковую работу, обязательно провожу уроки с применением ИКТ.

Развивать память, воображение, сообразительность, творческое мышление, языковое чутье, эстетическое чувство языка – считаю важнейшими задачами педагога – филолога.

Ведущими идеями, направленными на развитие творческого потенциала обучающихся являются:

  • Повышение уровня мотивации обучающихся к изучению русского языка и литературы;
  • Развитие творческого мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы;
  • Развитие потребности в совершенствовании языковых знаний;
  • Обучение умению использовать полученные знания на практике. 
Педагогические технологии, использующиеся для развития творческих способностей обучающихся. 

Чтобы эффективно использовать время учащихся и свое на уроке, внедряю новые технологии обучения, использую разнообразные методы и формы обучения с учетом индивидуально-возрастных особенностей обучающихся. Применяю в работе проектную методику, провожу уроки с использованием ИКТ. В 9-11 классах работают с Интернетом, ведут активную поисковую работу.

В своей деятельности я применяю метод исследовательских заданий, метод эвристической беседы, разноуровневое тестирование, а также традиционные методики обучения. В своей работе опираюсь на следующие авторские технологии:

  • технологию развития познавательного интереса Г.И. Щукиной,
  • технологию развивающих игр Б.Н. Никитина – методику проблемного обучения А.М. Матюшкина. 
Цели и задачи обучения, воспитания и развития и их психолого-педагогическое обоснование.

Работая над развитием социально-значимых компетенций у обучающихся, я реализую основную цель, поставленную современным обществом – социальной реализации обучающихся, их успешного самоопределения.
В основу моей работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся легли следующие цели:
  • развитие интеллектуального потенциала обучающихся;
  • стимулирование и поощрение самостоятельной и поисковой работы обучающихся;
  • создание условий для развития творческого потенциала личности одаренных детей, ослабленных физически и тех, кто имеет затруднения в развитии.
Задачи обучения, воспитания и развития ребенка:
  • развитие аналитического мышления, наблюдательности, всех видов памяти при обучении русскому языку и литературе;
  • развитие устной и письменной, монологической и диалогической речи обучающихся;
  • развитие культуры речи обучающихся;
  • развитие интеллектуальной способности обучающихся;
  • углубление знаний по русскому языку и литературе, расширение общего кругозора обучающихся;
  • формирование глубоких и прочных знаний по русскому языку и литературе, умение использовать их на практике.
Особенности отбора материала, его преобразование и предъявление.

Большое значение имеет живое, научно-популярное объяснение нового материала; такое объяснение, при котором неизвестные ученикам факты преподносятся в виде интересного рассказа, который убеждает школьников в том, что овладеть языком – значит действительно повысить культуру речи, понять тайны языка, научиться говорить еще точнее и ярче.

Оживить урок, повысить его познавательнее значение можно при помощи использования в учебной работе произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок, сказок, загадок, частушек, песен и др.

На всех этапах урока считаю оправданным использование разнообразных занимательных форм обучения: игр, упражнений, состязаний, конкурсов, диктантов-молчанок, игр-путешествий, викторин, загадок, шуток. Такого рода занимательные или игровые задания привлекательны для школьников любой возрастной ступени. Я дозировано использую их на уроке и в системе внеклассной работы. Нестандартная, игровая форма урока создает ситуацию психологической раскованности на занятии, устраняет угрозу отчуждения ученика от учебного материала.

Чтобы повысить мотивацию обучающихся к изучению русского языка и литературы и активизировать познавательную деятельность школьников, я использую на практике различные формы организации урока: урок-монолог, урок-лекция, урок-беседа, урок-сопоставление-дискуссия, урок жизни, урок-журнал, урок-анализ, урок-заочная экскурсия, библиотечный урок, уроки развития речи. Процесс обучения школьников строю по принципу индивидуального подхода.

Организация учебно-познавательной деятельности.

Считаю, что учителю важно для по–настоящему успешной работы уметь, в первую очередь, организовать свое рабочее место и свое рабочее время.
Урок должен давать обучающимся все возможности для самораскрытия.

Каждый ученик воспринимается мною как личность, у которого я тоже могу многому научиться. В каждом ребенке стараюсь увидеть все доброе, светлое, чистое и благородное и своей задачей ставлю раскрытие и дальнейшее наиболее полное развитие этих качеств.
На уроке для ученика важно не только получить новые знания, навыки, но и почувствовать себя значимым для одноклассников, учителя. Считаю необходимым создание на каждом уроке ситуации успеха для всех учеников в классе, необходимо, на мой взгляд, показать ученику не только его промахи, ошибки, но и достижения. Важно, чтобы в подростковом периоде он утвердился как гармоничная личность, чтобы успешно прошла его интеграция в общество.

Сегодня в современной школе роль педагога в руководстве учебно-познавательной деятельностью обучающихся пересмотрена и изменена.Учитель становится не просто воспитателем, но и другом, товарищем. Учитель организует и контролирует самостоятельную работу обучающихся по поиску учебного материала.

Роль учителя в современном мире растет быстро и стремительно, она выходит за рамки традиционного понимания.

Система измерения результатов.

Основной целью каждого урока по любому предмету и всего школьного образования в целом является обучение учащихся на определенном уровне, утвержденными образовательными программами.

Учитель объясняет новый материал детям, организует его закрепление, контролирует качество усвоения знаний и должен диагностировать конечный результат: что знают, в чем ошибаются и что усвоили в недостаточной мере ученики в классе. И если раньше на этапе контроля знаний, умений, навыков и выявления уровня обученности учеников по русскому языку использовались диктанты и различные виды изложений, а по литературе разных жанров сочинения, то теперь на этапе контроля отдается приоритет тестированию как более объективному средству выявления качества знаний обучающихся. Тестовый контроль позволяет понять, на сколько знания и умения, полученные обучающимися по данному предмету (русский язык и литература), соответствуют требованиям программы. Здесь важно отметить, что тесты могут служить и средством самоконтроля – они помогают определить, что учений запомнил и понял, какие у него пробелы в изученных темах не только учителю, но и самому ребенку.

Конечно, формы контроля не могут ограничиваться только тестированием. Это и различные формы опроса, и разнообразные диктанты, зачеты, контрольные и самостоятельные работы и ответы на вопросы.

Важно, чтобы контроль показывал позитивные изменения, положительную динамику в усвоении обучающимися новых знаний. И задача учителя здесь научить школьников приемам самоконтроля и анализа своей работы.

Наглядно качество знаний обучающихся может быть продемонстрировано в следующих таблицах:

Русский язык

Учебный год% обученности% качества знаний
2009-201010052
2010-201110056
2011-201210066

Литература

Учебный год% обученности% качества знаний
2009-201010075
2010-201110079
2011-201210086,5

В 2009-2010 гг из 20 выпускников нашей школы, которых я выпускала как учитель русского языка и литературы, 3 ученика получили серебряные медали.

Условия воспроизведения разработанной технологии

Я глубоко убеждена, что урок является тем местом, где должно ежедневно осуществляться взаимодействие и взаимообогащение учителя и ученика. Обучающимся в соответствии с индивидуальным подходом должны быть созданы все условия для получения новых знаний, для развития творческого потенциала. Учитель должен стимулировать обучающихся к постоянному саморазвитию, самообразованию и, в дальнейшем, к самореализации в обществе.

Педагог современной школы должен умело организовывать работу обучающихся на уроке, эффективно использовать время урока, неуклонно работать над повышением мотивации у обучающихся к изучаемым предметам (русскому языку и литературе), стимулировать развитие самостоятельного и творческого мышления школьников, побуждать их к поисковой работе.
Современный учитель должен отслеживать все инновационные формы и методы работы, следить за развитием современной педагогической мысли.

Казюлина Ольга Владимировна05.03.2013 95380 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar