РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Инновационный практико-ориентированный проект по теме: «Социализация обучающихся в процессе изучения региональной культуры»

Инновационный практико-ориентированный проект по теме: «Социализация обучающихся в процессе изучения региональной культуры»
Министерство образования Российской Федерации 
управление образования администрации г. Магнитогорска 
Муниципальное общеобразовательное учреждение 
«Средняя общеобразовательная школа № 54» 
города Магнитогорска 

Инновационный практико-ориентированный проект по теме: «Социализация обучающихся в процессе изучения региональной культуры»

Выполнила: Степаненко Елена Юрьевна,
учитель изобразительного искусства
и черчения

АННОТАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

Тема проекта: «Социализация обучающихся в процессе изучения региональной культуры». Тип проекта: практико-ориентированный.
Выполнила Степаненко Елена Юрьевна, учитель изобразительного искусства и черчения МОУ «СОШ №54» города Магнитогорска.
В проекте представлены теоретические основы социализации обучающихся, определена актуальность, цели и задачи инновационного опыта «Социализация школьников в процессе изучения региональной культуры». Кратко описаны методы, формы и средства обучения, которые также оказывают воздействие на социальную адаптацию обучающихся. 

Проект имеет практическую значимость. В процессе реализации проекта разработана модель «Социализация школьников через развитие компетентностей». Исследован искусствоведческий региональный материал, который использован на уроках. Представлен методический блок уроков по изобразительному искусству и черчению с использованием регионального компонента. Подготовлена и апробирована программа по изобразительному искусству, а также программы к элективным курсам и студии изобразительного искусства, разработки автора широко представлены в педагогическом сообществе. 

В данной работе показан механизм инновационной деятельности, который нашел отражение в разработке и введении элементов нового содержания образования, новых образовательных технологий, укреплении связей учителя с наукой. Разработана «Программа реализации проекта», а также определены ожидаемые результаты в ходе её выполнения. 

В проекте показаны высокие результаты обучающихся, которые в процессе творческой деятельности поднимают уровень собственной социализации.

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

Начало XXI века ярко демонстрирует противоречивость основных тенденций развития общества. С одной стороны, во все большей степени проявляется дегуманизация человеческих отношений. Ускоренная модернизация российского общества усугубляется резкой сменой ориентиров и направленностью общественного развития. Непонимание сути перемен, кардинальный слом привычной системы ценностей рождает у детей и молодежи чувство страха и неуверенности, потерю социальных ориентиров, что приводит к серьезным личностным и социальным деформациям. С другой стороны, в современном мире возрастает значимость личности как субъекта социальных отношений. 

Каждый человек с самого раннего детства усваивает принятые манеры поведения и образцы мышления до тех пор, пока большинство из них не становятся привычными. Это вхождение в социальный мир происходит путем усвоения индивидом необходимого количества знаний, норм, ценностей, образцов и навыков поведения, позволяющих ему существовать в качестве полноправного члена общества. Основная причина этого процесса состоит в том, что общественное поведение человека не запрограммировано природой, и поэтому всякий раз он вынужден заново обучаться тому, как понимать окружающий мир и реагировать на него. 

Все выше сказанное определило актуальность нашего проекта. 

Актуальность проекта обусловлена с одной стороны необходимостью формирования социальной позиции обучающихся на занятиях изобразительной деятельностью, а, с другой стороны, низкого познавательного интереса детей к культуре своего региона.
Актуальность определила цель и задачи проекта.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

Цель проекта: создание УМК для педагогической мастерской «Изучение региональной культуры через архитектурный облик города», направленного на социализацию обучающихся: 

Задачи проекта:
  1. Изучить и обобщить теоретический материал по теме проекта; 
  2. Создать методическое обеспечение к программе педагогической мастерской «Изучение региональной культуры через архитектурный облик города»; 
  3. Разработать формы, методы, технологии и содержание педагогической мастерской; 
  4. Произвести программу педагогической мастерской «Изучение региональной культуры через архитектурный облик города»; 
Новизна: обогащение содержания образовательного процесса в соответствии с новыми требованиями государственного стандарта по проблеме социализации обучающихся. 

Рассматриваемый педагогический опыт существенно обогащает учебно-воспитательный процесс, где главным условием является его личностная ориентированность, направленная на то, чтобы каждый воспитанник стал полноценным, самодостаточным, творческим субъектом деятельности, познания, общения, свободной и самодеятельной личностью. Направленность инновационного опыта на улучшение образовательной ситуации создает предпосылки для самореализации личности учащегося, раскрытие ее природных задатков, стремление к свободе, ответственности, творчеству. Лучшим доказательством является высокая результативность в образовательной и проектной сфере деятельности учащихся и педагога.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

Искусству принадлежит своё, ничем не заменимое место в формировании социальной позиции школьников. Важнейшая черта современного обучения – направленность на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться к ситуациям социальных перемен, но и активно осваивать их. Проблемы взаимодействия образования и социализации являются актуальными для педагогов современной школы. 

Согласно современным дидактическим концепциям, процесс обучения базируется на единстве образовательной, воспитательной и развивающей функциях. Каждый из школьных учебных предметов несет знания о мире, обогащает опытом способов деятельности, опытом творчества, опытом эмоционально-ценностного отношения. 

По утверждению Ю.Б.Алиева [1], культурно-эстетическое образование, в частности, художественное, целиком вписывается в дидактическую концептуальную схему, вооружая и облагораживая учащихся разнообразным социально ценным художественным опытом. 

По мнению В.Г. Бочаровой [2], решение задач оптимального развития личности и социального развития общества вполне осуществляемо, если суметь ликвидировать имеющий место отрыв семьи, социокультурной среды от образовательного процесса, т.е. если обеспечить плодотворное, взаимообогащающее, гармоничное сотрудничество всех институциональных факторов социализации.
 
Социализация – это процесс и результат усвоения воспитанником существующих норм, ценностей и форм поведения. Синонимом слова «социализация» может быть «очеловечивание». Социализация тождественна «окультуриванию» - присвоению социального опыта ребенком через взаимодействие со средой. Опыт превращается в его индивидуальное развитие, им перерабатывается, дополняется и через некоторое время возвращается в общественную культуру в виде определенных индивидуальных достижений.
Глобализация является неотъемлемой частью современной картины мира — она вызывает размывание традиционных культур и кризис идентичности. Поэтому изучение региональной культуры сегодня - это, в первую очередь, изучение новой культурной среды, способной существовать в условиях глобализации. 

Для определения понятия «региональная культура» необходимо рассмотреть базовые понятия, из которых оно складывается. Определение «региона» (лат. regio — «страна», «область») в качестве термина для обозначения территориальной единицы государства можно встретить в большинстве словарей и энциклопедий. Понятие «культура» (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание) несет многогранный смысл и имеет многовековую традицию употребления [3]. 

Согласно С.И. Маловичко [4], пространство не существует без человеческой культуры, пространство преобразуется и создается человеком. Любое пространство – конструкция, которое не только строится по образцам («деревни», «села», «поселка», «города», «сельского пейзажа» и т.д.), оно воображается, подводится под топос, присущий тому или иному «универсальному месту».
Региональная культура, как качественное культурное явление должна иметь наряду с другими атрибутами собственную историю. Отсюда, на краеведческом региональном материале можно создать условия развития и социализации личности. 

Педагоги школы считают, что освоение окружающей среды должно осуществляться творчески. Развитие творческой личности возможно в условиях достаточной свободы и инициативы. Необходимо доверять ребятам возможно большее количество таких дел, которые требуют инициативы, организации и творчества.[5] 

Источником становления личности в развивающей среде, по мнению В.А.Сухомлинского [6], должна быть созданная целостная система принципов, приемов и средств, реализация которых потребует новых концептуальных подходов ко всему процессу организации жизнедеятельности детей и взрослых:
  • доверительное, активное, творческое взаимодействие педагогов и воспитанников, создающее "коллективную духовную жизнь школы"; 
  • развитие дарований, воспитание разума и творческих способностей каждой личности, поскольку "всякий ребенок по-своему уникален"; 
  • умение педагога "увидеть одаренность ребенка, определить сферу приложения его интеллектуальных и творческих сил"; 
  • предоставление личности огромного выбора возможностей для индивидуального развития и самосовершенствования, создания "атмосферы разнообразного творческого труда"; 
  • максимальное использование специфических возможностей социокультурной среды для решения задач социализации личности. 
Таким образом, социализация школьников формируется в официальных и неофициальных отношениях между педагогическим и детским коллективами, при организации занятий изобразительным творчеством. 

Знание и применение возрастной психологии - это и есть один из основных моментов здоровьезбережения в обучении детей. По словам профессора Н. К. Смирнова [7], здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся. 

Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. 

В работе использую такие педагогические технологии: личностно-ориентированные и педагогику сотрудничества [8], которые в центр образовательной системы ставят личность ребёнка, обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных возможностей. В ходе теоретического изучения материала по теме исследования, была разработана модель формирования социализации личности, которая выглядит так:

Рисунок 1.


Модель «Социализация школьников через развитие компетентностей»

Перед учителем изобразительного искусства стоит ответственная задача: увлечь детей, сформировать и развить у них устойчивый эстетический интерес, особенно через предметы и явления, которые происходят в окружающей их среде (в социуме). Учебный процесс создает бесчисленное множество благоприятных ситуаций для социализации школьника. Ситуации связаны с содержанием учебного предмета «Изобразительное искусство», с организацией урока, со сферой взаимоотношений учителя с учениками. Поэтому развитие воспитанников происходит через использование регионального компонента. 

Можно сказать, что первая задача решена. Анализ возможностей города Магнитогорска убеждает нас в том, что уроки изобразительного искусства можно проводить, включая краеведческий принцип обучении, который несет в себе социальную, культурную и этно-экологическую идентичность. 

В программе под редакцией Б. М. Неменского [9] есть блоки уроков на основе возможностей региона. Поэтому в работе по данной программе был использован краеведческий материал, например, в следующих блоках уроков: «Искусство на улицах твоего города» в 3-ем классе и «Ценности повседневной жизни» в 6-ом классе. В блок «Искусство на улицах твоего города» входят темы: «Наследие предков – памятники архитектуры»; «Парки, скверы, бульвары»; «Витрины на улицах города», «Ажурные ограды» [10]. 

В программе встречаются еще несколько тем, в которых можно использовать краеведческий материал именно по городу Магнитогорску, не забывая, однако, о ценностях Мировой Художественной культуры. Например, знакомство с понятиями: скульптура, архитектура, живопись. 

Разработаны и апробированы занятия с использованием искусствоведческого материала « Застывшая музыка истории» с внедрением регионального компонента «Послевоенное зодчество Магнитогорска. 

На уроках и во внеурочной деятельности используются активные методы обучения: метод проектов, проблемный метод, деловая игра, исследовательский. Все эти методы способствуют социализации ребенка, потому что путь к знанию пролегает через собственный творческий, исследовательский поиск. 

Использование современных образовательных технологий: развивающее обучение, личностно-ориентированные технологии обучения, метод проектов можно увидеть в приложении 1.
Используются такие приемы, как наблюдение, анализ, синтез, обобщение. Одним из любимых типов урока у учащихся является урок-экскурсия. Собранный мною зрительный ряд включает в себя фотографии с видами города, дидактические карточки с разработкой композиции, а также авторский видеофильм: «Обзорная экскурсия по городу Магнитогорску» (приложение 2). 

В целях социализации школьников создаются определенные условия, которые непосредственно связаны, во-первых, с выполнением закона «Об образовании» [11], во – вторых, с созданием полного учебно-методического комплекса, в-третьих, со знанием психологии школьников, в-четвертых, с использованием школьного компонента. 

Информирование о реализации и результатах проекта происходило систематически на разных уровнях:
  • выступление на Областной научно-практической конференции «Освоение культурно-творческой позиции как части общего образования» 27-28 апреля 2006 года по теме: «Особенности развития познавательного интереса школьников на уроках ИЗО средствами краеведческого материала»; 
  • выступление на Городском семинаре учителей ИЗО, МХК, дизайна и черчения «Основные направления реализации художественного образования в рамках национального проекта» по теме «Дизайн как элемент открытого художественно- образовательного пространства школы» 25.08.2006 года; 
  • выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Непрерывное художественное образование: содержание, проблемы, перспективы» по теме «Изучение регионального компонента на уроках ИЗО с использованием ЦОР» 01-02 ноября 2006 года; 
  • выступление на Городском семинаре учителей ИЗО, МХК, дизайна и черчения по теме «Проектная деятельность на уроках черчения и компьютерной графики» 25.08.2008 года; 
  • защита педагогического опыта в рамках конкурса «Учитель года» в 2011 году; 
  • мастер - класс в рамках конкурса «Учитель года» в 2011 году; 
  • выступление на Региональной научно – практической конференции «Народная культура как региональный компонент художественного образования Урала» по теме «Формирование культурно – эстетического сознания личности на занятиях изобразительной деятельности» в 2011 году. 
Длительная работа над педагогическим проектом отражена в публикациях разного уровня:
  1. Материалы городской научно-практической конференции 2001 года «Совершенствование системы художественно-графического образования на основе интеграции». Тема: «Формирование культурно-эстетического сознания личности на занятиях изобразительной деятельностью»; 
  2. Учебное пособие Колякиной В.И.[12] «Методика организации уроков коллективного творчества». Публикация сценариев блока уроков по теме «Искусство на улицах города», 2004 год; 
  3. Публикация в сборнике научных трудов «Наука – ВУЗ-школа». Тема: «Особенности развития познавательного интереса школьников на уроках ИЗО средствами краеведческого материала», 2006г.; 
  4. Публикация методической разработки «Использование демонстративных 3D построений моделей тел вращения на уроках о формообразовании предметов» на сайте http://www.uchportal.ru/load/149-1-0-10225, 2010 г.; 
  5. Публикация материалов творческой группы учителей черчения «Разработка методических рекомендаций по использованию автоматизированных систем проектирования на уроках черчения». Тема публикации: «Использование демонстративных 3D построений моделей тел вращения на уроках о формообразовании предметов», 2010г.; 
  6. Публикация методической разработки на учительском портале. Тема разработки: Искусствоведческий материал (конспект, презентация) "Застывшая музыка истории". 2010г.; 
  7. Публикация в сборнике научных трудов «Наука – ВУЗ-школа». Тема: «Формирование культурно-эстетического сознания школьников на занятиях изобразительной деятельности», 2011г.; 
Исходя из вышеизложенного, ареал распространения педагогического опыта возможен на уровне образовательного учреждения, муниципальной, областной или федеральной образовательной системы. Поэтому вторая задача также выполнена.
Данный проект востребован в реальной педагогической практике, так как учителя используют перечисленные разработки (уроки, методические рекомендации по ИЗО и черчению) [13], а также публикации статей по данной теме, поэтому актуальность работы очевидна. 

Для решения третьей задачи были использованы анкетные данные, наблюдения за работой учащихся в контрольном и экспериментальном классах, начиная с 5-го класса. Сравнительные показатели приведены в графиках и таблицах, из которых видно, что уровень аналитических умений выше в экспериментальном классе по сравнению с контрольным, так – как в экспериментальном классе использовалась методика, активизирующая и формирующая социализацию обучающихся. Результаты наблюдений за деятельностью 50 учеников показали, что они с каждым годом более осознанно выполняют работы, умеют объяснить то, что изображают и почему. Сравнительные показатели социализации учащихся через развитие компетентностей приведены в приложении 3. 

Личный опыт работы в учреждениях дополнительного профессионального образования школьников позволил создать на базе программ для ДХШ собственную программу изостудии, рассчитанную на четыре года обучения. Эта учебная программа сделала возможным уделять больше внимания одаренным детям. Учащиеся развивают свои творческие способности, показывая высокие результаты в муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсах по изобразительному искусству и компьютерной графике: на международном конкурсе «Электронное перо» - II место и I место; победители международного конкурса-выставки в Москве в рамках Международного фестиваля детского художественного творчества; победители регионального этапа Всероссийского конкурса; победители областного конкурса детского художественного творчества – I и II место; победители Региональных, Всероссийских и Международных дистанционных конкурсов компьютерной графики и художественного творчества (2009г., 2010г., 2011г., 2012г, 2013г.). Трое учеников вошли в энциклопедию «Одаренные дети – будущее России» за успехи в художественной деятельности. Дети принимают активное участие в выставочной деятельности, а также в оформлении школы к календарным и фольклорным праздникам, которые проводятся систематически совместно с социальными партнерами. 

Для решения последней четвертой задачи необходимо проследить за влиянием педагогического проекта на социум. Данный инновационный педагогический опыт неоднократно презентовался в педагогическом сообществе в форме открытых занятий и мастер-классов, на мероприятиях по обобщению и распространению опыта: городских семинарах, городских научно – практических конференциях, на региональной и всероссийской научно – практической конференции. Презентация педагогического опыта «Формирование культурно-эстетического сознания личности на занятиях изобразительной деятельности» успешно прошла в рамках городского конкурса «Учитель года – 2011». Результаты внедрения опыта в образовательный процесс школы были представлены на Межведомственном координационном совете по художественному образованию. Методическими разработками пользуются учителя изобразительного искусства, мировой художественной культуры, музыки, технологии, черчения, краеведения. Появились совместные интегрированные проекты с уроками музыки, МХК, литературы, геометрии, предметные недели, выставки. За последние годы работы опыт был представлен на Муниципальном уровне 10 раз общему количеству присутствующих около 500 человек, на Региональном уровне выступала 2 раза перед аудиторией около 100 человек, на Федеральном уровне опыт был представлен на сайтах «Учительский портал» и « Мир конкурсов», где количество скачиваний и просмотров разработок превысило 2 000 раз. 

Как отчет по реализации инновационного опыта с учащимися проводятся тематические выставки в школьной галерее и городских выставочных залах. Кроме этого, воспитанники участвуют в ежегодном Фестивале «Когда прекрасное рядом!» и социальном проекте «Мы помним! Мы гордимся!». Так, в 2008-2009 году участниками выставочных мероприятий стали 127 человек, в 2009 – 2010 году 110 учащихся, в 2010 – 2011 году 106 человек стали участниками выставок и проектов, а 2011 – 2012 год стал самым плодотворным для участия в совместных мероприятиях для 130 школьников. Сейчас проводится городское мероприятие «Фестиваль ремесел», где от школы представлено 50 творческих работ учащихся за 2012 – 2013 учебный год. 

Собственные профессиональные художественные умения используются для проведения благотворительных передвижных выставок совместно с Общественным Межрегиональным благотворительным движением «Экология души». Так была проведена городская персональная методическая выставка «Цветы и пейзажи Елены Степаненко» совместно с изостудией «Акварель» в здании Администрации Ленинского района города Магнитогорска. А в следующем году в здании Городской Детской картинной галереи прошла выставка работ педагога и учеников «В мире искусства», где была представлена интеграция основного и дополнительного образования художественно – эстетического направления. Эти события были освещены в городских и центральных СМИ. 

Современная система дистанционного образования позволила стать координатором Всероссийских конкурсов для учеников и педагогов школы по разным предметам.

РЕСУРСЫ

Необходимые условия реализации инновационного проекта:
Кадровые ресурсы проекта: методисты МОУ «ДОД Центр эстетического воспитания детей «Детская картинная галерея» города Магнитогорска; учителя изобразительного искусства, черчения, мировой художественной культуры, краеведения; педагоги дополнительного образования; студенты художественно – графического и архитектурно – строительного факультетов. 

Материально – технические ресурсы:
  • зал для оформления школьной картинной галереи; 
  • мультимедийная установка: экран, проектор, ноутбук для применения информационно-коммуникационных технологий; 
  • магнитная доска для иллюстрационного материала на бумажном носителе; 
  • музыкальный центр; CD – DVD - диски, аудиокассеты с записями музыкального и художественно-эстетического материала; 
  • дополнительная и методическая литература, программно-методические материалы; 
  • медиаресурсы: интернет, программный пакет Microsoft Office, Corel Draw, Компас - 3D, софты по компьютерной графике и др.; 
  • Информационные ресурсы: сайты "Уникум", "Мир конкурсов", сайт Центра развития мышления и интеллекта, сайт Детской картинной галереи и др. 
ПАРТНЕРЫ

Представлена схема взаимодействия педагога с социумом: 

Рисунок 2
 

Схема взаимодействия педагога, реализующего проект с социальными партнерами.

Основными партнёрами по реализации проекта являются не только общественные организации, но и учреждения культуры, центры художественного развития детей, выставочные залы, галереи, университет.

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ

Целевая аудитория была выделена путем проведения анкетирования, нулевых срезов и изучения возможностей образовательной программы для внедрения регионального компонента. Психологические и возрастные особенности школьников средней и старшей возрастной группы, поведенческие привычки, сформированность предметных навыков и высокая мотивация явились решающими факторами выбора целевой аудитории. Таким образом, наиболее эффективная отдача при работе над проектом была в группах учащихся 11- 13 и 13-15 лет, то есть у учеников 5 – 9 классов.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ

Системная работа по теме самообразования «Формирование культурно – эстетического сознания школьников на занятиях изобразительной деятельности» привела к обобщению педагогического опыта в 2010 году, а также послужила толчком к выбору новой темы «Социализация обучающихся в процессе изучения региональной культуры», которая сегодня представлена как инновационный проект.
  • Подготовительный этап (2005 - 2011 г.) включает в себя все годы работы по теме самообразования, сбор и систематизацию материалов по региональной культуре, апробацию на экспериментальных классах; 
  • 1 этап: (2011 -2012 г.) теоретическое изучение краеведческого материала с выполнением практической части; 
  • 2 этап: (2012 – 2013 г.) выполнение собственного продукта деятельности; 
  • 3 этап: (2013 – 2014 г.) защита собственных презентаций и проектов. 
Программа реализации проекта 

Таблица 1.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

«Без Урала невозможно представить настоящее и будущее нашей страны» - отметил И.Р. Холманских во вступительном слове перед выдающимися профессионалами со всего Уральского федерального округа[14], связывая свое выступление с возможностью человека жить и трудиться там, где родился. Для России вопрос изучения региональной культуры напрямую связан ее будущим, поэтому появление инновационного практико-ориентированного педагогического проекта по теме: «Социализация обучающихся в процессе изучения региональной культуры» стало результатом требований общества. 

Сегодня школа переходит на новый федеральный стандарт обучения, целью которого является всестороннее развитие школьника, подготовка его к самостоятельной творческой жизни [15].

Поэтому ожидаемыми результатами внедрения проекта являются:
  • создание учебно-методического комплекса к программе педагогической мастерской «Изучение региональной культуры через архитектурный облик города»; 
  • проведение городской выставки творческих проектов учащихся и педагогов «Архитектурный облик Магнитогорска» с публикацией работ в буклете; 
  • выпуск пособия для учителей «Архитектурный облик Магнитогорска» с использованием творческих проектов учащихся; 
  • наполнение содержания образовательного процесса в соответствии с новыми требованиями государственного стандарта по проблеме социализации обучающихся. 

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

В последнее время наметились определенные позитивные сдвиги в области общего образования [16]: компьютеризация школ, создание исследовательских и национальных центров, увеличение финансирования образования, повышение ставок учителям, внимание к дошкольным учреждениям и т.д., что плодотворно скажется на всей системе образования. Сделаны первые шаги к обеспечению инновационного пути развития. Всеобщим глобальным вектором развития образования в настоящее время стало понятие «образование для всех через всю жизнь».
В перспективе дальнейшего развития проекта можно рассмотреть возможность работы в старшей возрастной группе школьников, разработки творческой мастерской для педагогов - единомышленников, выступления на курсах повышения квалификации, сетевого взаимодействия с целью распространения проекта. Это полностью соответствует требованиям нового курса развития.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алиев Ю.Б. Роль и место самообразования в художественном образовании школьников – подростков (статья), сборник АПН, - Новые исследования в педагогической науке, - М:1991г.
2. Педагогика социальной работы / В. Г. Бочарова. – М. : SvR-Аргус, 1994 . – 207 с. – (Программа "Обновление гуманитарного образования в России")
3. Гиндер И.А. Региональная культура: к определению понятия. // Макарьевские чтения: материалы девятой международной конференции (21-23 ноября 2010 года). / Отв. ред. В.Г. Бабин. - Горно-Алтайск: Изд-во РИО ГАГУ, 2011. - 391 с. - С. 364-369.
4. Отечественные историки: научная и педагогическая деятельность : учеб. пособие для студ. вузов : в 2 ч. / науч. ред. Маловичко С. И..– Ставрополь; Ставрополь; Ставрополь : Изд-во СГУ.
5. Хуторской А.В. Статья "Технология проектирования ключевых компетентностей и предметных компетентностей". Интернет- журнал "Эйдос".
6. Лапчик М.П. Вычисления. Алгоритмизация. Программирование: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1998.
7. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. Смирнов Н.К. М.: АРКТИ, 2003. — 272 с.
8. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816с.
9. Неменский Б.М. Методические рекомендации к программе для общеобразовательных учреждений «Искусство и художественный труд».- М: Просвещение, 2005-2009г.
10. Г.Е. Гуров, А.С. Питерских Методическое пособие « Дизайн и архитектура в жизни человека» - М: Просвещение, 2009г.
11. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
12. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков коллективного творчества. М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2002г. - 176с., 16 с. ил.:ил. - (Б-ка учителя изобразительной деятельности).
13. Степакова В.В. Методическое пособие по черчению. – М: Просвещение, 2005 г.
14. http://www.ural.aif.ru/politic/news/41484
15. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Медкова Е.С. "Изобразительное искусство. Интегрированная программа: 5-8(9) классы. ФГОС (+CD)" . Вентана - Граф, 2013г.
16. Клуб Инновационного Развития Института философии РАН. Методологические аспекты инновационного развития России. Проектно-аналитическая записка по итогам работы КИР за 2009 год. Ответственный редактор В.Е.Лепский.

Приложения 

Приложение 1 

Использование современных образовательных технологий


Приложение 2 

Мультимедийные приложения:
  • авторский видеофильм «Экскурсия по городу Магнитогорску»; 
  • искусствоведческий материал «Застывшая музыка истории»; 
  • занятия с применением регионального компонента 

Краткое содержание мультимедийного приложения:

Разрабатывая уроки региональной направленности, многие учителя обращаются к материалам истории нашего города - истории легендарной Магнитки. Рассказывая детям легенды о горе Атач, о героизме первых строителей Магнитки, учителя воспитывают интерес к краеведению и гордость за своих земляков. Но есть потребность в воспитании чувства любви и гордости к родному городу. Немногие школьники знают, что наш город является уникальным памятником советского градостроения. Планы его строительства, проекты архитектурных ансамблей изучают в архитектурных институтах на занятии по истории советской архитектуры. Именно эти факты могут пробудить чувства гордости учащихся подростковых классов за родной город. Развить это чувство, подтвердив эти факты, учителю поможет урок-экскурсия. Экскурсию можно провести в 7-ом классе, не выходя из класса, используя фотографии, слайды или видеофильм. Удивительно, что мастерски выполненные фотографии могут произвести гораздо большее впечатление на детей, чем прогулка по городу. К тому же фотографии и слайды как статичное изображение позволяют руководить вниманием детей. В ходе беседы можно сравнить образы городских архитектурных ансамблей с "классическими прототипами” (образцами русского классицизма), что позволит учителю раскрыть понятие стиля и эклектики в архитектуре, которая была свойственна послевоенному строительству городов для советского народа-победителя. 

Основные архитектурные ансамбли города, о которых следует упомянуть в беседе-экскурсии: площадь Победы (Левобережный район) со старым зданием драматического театра; площадь Металлургов (1953-1955 гг., арх. Е. Левинсон); проспект Металлургов с площадью им. Ленина (1952-1956 гг., по проекту ленинградских архитекторов Л.Бумажного, Б.Бурдина, А.Ершова, О.Окунева, Л.Баталова и др.); проспект Ленина от улицы Первомайской до улицы Комсомольской (1947-50 гг., арх. И.Метта) и далее до улицы Ленинградской (1951-1955, арх. В.Кашев, инж. Р.Мкртумян). 

В ходе анализа архитектурных ансамблей 60-80 годов, когда развито было типовое строительство, необходимо отметить усилие магнитогорских архитекторов (И.Рожковой, В.Богуна, В.Волобуева) и художников-монументалистов (Е.Троицкого, А.Аверин, Ю.Лиходедова, Ю.Шумова, Р.Сафиуллина, И.Сороки, Р.Шарафутдинова и др.) сохранить индивидуальный облик города, придать типовым зданиям художественно-эстетическую привлекательность. 

Большую роль в эстетическом оформлении городской среды играют скверы и парки, памятники и декоративно-монументальные скульптуры. Особое место среди них занимает монумент "Тыл – фронту”, посвященный трудовым и боевым подвигам магнитогорцев в годы Великий Отечественной войны (скульптор Л.Головницкий, архитекторы Я.Белопольский, Р.Кананин, Р.Ханин). 

Такой урок-экскурсия по нашему городу не оставит детей равнодушными, воспитает в них чувство гордости за его историю и красоту, чувство уважения к труду архитекторов, строителей и художников и желание сохранить и преумножить красоту родного города.
Степаненко Елена Юрьевна14.06.2013 51140 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar