РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Проектная деятельность с детьми средней группы. Тема «Дома и улица»

Проектная деятельность с детьми средней группы. Тема «Дома и улица» МАДОУ «Детский сад № 6», г. Лысьва, Пермский край,
Зайникова Румия Караматовна, воспитатель 

Проектная деятельность с детьми средней группы 
Тема «Дома и улица» 

Время реализации: 3-4 недели ноября 

Участники: дети средней группы, воспитатель, младший воспитатель, руководитель ИЗО, родители воспитанников

Задачи по теме «Дома и улица»:
  • Сформировать обобщённые представления о разных домах, улице, о предметах домашнего обихода, мебели 
  • Формировать начальные представления о родном городе, его достопримечательностях и культуре 
  • Способствовать развитию в ребенке чувства защищенности со стороны взрослых, уверенности, что его любят, в любой момент помогут и посочувствуют 
Формирование интегративных качеств детей:
  • Формировать умение совместно с воспитателем планировать деятельность и делать выбор 
  • Формировать умение самостоятельно организовывать свою деятельность в Центрах активности 
  • Формирование навыков взаимодействия друг с другом 

1. Выбор темы, актуальность 

Тема выбрана в соответствии с комплексно-тематическим планированием. Актуальность темы в том, что дом – это то, с чем связаны первые впечатления, представления ребенка об окружающем мире, дом – это родные и близкие ребёнка, его защита, его тепло и радость. Дом и всё, что связано с ним, составляет мир маленького человека. Привычность и простота окружения (дом, деревья) позволяют показать малышу, как много интересного, примечательного и полезного можно узнать, стоит лишь приглядеться к тому, что рядом. 

Эта тема понятна малышу, доступна детям среднего возраста. Она несёт большой эмоциональный заряд, так как с понятием «дом» у детей связано множество разных положительных впечатлений и эмоций.

Выбор темы с детьми
Внесение в группу игрового персонажа–домовёнка, показ фрагмента мультфильма.
Выяснить с детьми, что люди живут в домах. 

При обсуждении темы с детьми используется «модель трёх вопросов»:
  1. Дети, где живут люди? Какие дома есть у людей? Что есть у дома? 
  2. А знаете ли вы, кто строит дома? Из чего? Для чего нужны в доме окна, двери….? 3) Что сделать, чтобы получить ответы на наши вопросы? 
Использование данной модели позволяет узнать, какие представления у детей уже сформированы, что ещё необходимо узнать о доме и улице, и как это сделать.

Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что нужно делать, чтобы узнать?
  • В доме живут люди 
  • Дом стоит на улице 
  • Домой приходят гости 
  • У меня каменный дом 
  • У меня кирпичный дом 
  • Дом бывает из соломинок 
  • У дома есть крыша, потолок, окно • Как делают дома? 
  • Во всех ли домах живут люди? 
  • В каком доме жить лучше? 
  • Для чего нужны окна, двери, стены? • Спросить у мамы с папой 
  • Посмотреть в книжке 
  • Прочитать 
  • Сходить на улицу, к дому, где живёт кто-нибудь из детей 
  • Сходить на стройку 
2. Планирование.

На Групповом сборе обсуждаются с детьми следующие вопросы:
  1. Какие бывают дома? 
  2. Для чего нужны в доме: стены, пол, потолок, окно, крыша? 
  3. Зачем нужен дом? Всем ли он нужен? 
В процессе Группового сбора планируется совместная и самостоятельная деятельность детей в Центрах активности (в игровых уголках), обсуждается, к кому обратиться за помощью (к родителям, сотрудникам ДОУ).

Групповой сбор. 

Ход проведения.

Дети по сигналу бубна встают в круг.
Приветствие - игра «Пора вставать» 

Восп.: 
Мои детки, мои детки,
Мои детки крепко спят,
Мои детки, мои детки,
Потихонечку сопят.
Вот так! (шумный вдох носом, выдох ртом «Хо-о-о-о!) 

Восп.: 
Солнце встало! Хватит спать! Пора вставать! 

Дети «просыпаются» (встав на носки, поднять руки вверх, вдох, руки вниз - выдох). 

Восп.: Проснулись! Улыбнулись! Здравствуйте! 

Дети: Солнце встало, хватит спать! Хватит спать, пора вставать! Здравствуйте! 

- Какое у вас настроение? Посмотрите друг на друга. У всех ли радостные, улыбающиеся лица? Дети садятся на стульчики.
  • Какие бывают дома? 
Сюрпризный момент – игрушка домового.
- Кто это? Где он живет? В каком доме он живёт? (в избе, деревянном – картинка)
- А вы в каком доме живёте? (каменные, многоэтажные, кирпичные - картинка)
- Я живу со своим мужем вот в таком четырехэтажном доме. Вот наша квартира.
- Хотите узнать, в каком доме живут ваши друзья-дети их нашей группы?
Воспитатель предлагает принести картинки с изображением ваших домов. Дом можно с родителями нарисовать или наклеить из бумаги, принести и рассказать про свой дом всем нам (не забудьте посчитать, на каком этаже вы живёте, на какой улице находится ваш дом, кто с вами живёт), а потом сделать Панно «Дома на улице».
- Вы сказали, что бывают дома деревянные, кирпичные. А я знаю, что бывают еще жилые и нежилые дома.
- Какие дома называются жилыми? Какие нежилыми? Какие нежилые дома вы знаете? (дворцы, заводы, магазины, музей, драмтеатр, школы, детские сады и т.д.)
- Чтобы запомнить и рассказать малышам, какие интересные здания есть в нашем городе, можно оформить выставку фотографий.
- Попросите у родителей фотографию, где вы были сфотографированы на фоне дворца, театра, музея, у памятников, в парке и других достопримечательностей города Лысьва.
- Я познакомлю вас с ещё одним нежилым зданием. Называется оно «Почта». Мы сходим на почту и отправим письмо друзьям. Согласны?

- Домовой нам в подарок принёс кукол. Внести кукол мелких размеров.
Вы рады? А где куклы будут жить? Мы с вами можем сами из чего-то построить им дом? Из чего? (из крупного строителя, большой коробки) Кто будет строить дом из строителя? Для какой куклы?
- Попросим папу вырезать в коробке окна, двери, сами изготовим мебель. Кто хочет делать мебель для дома?
- Когда мы всё сделаем, вы будете играть с куклами.
  • Для чего нужны в доме: стены, пол, потолок, окно, крыша?
- Дети, а вы знаете, для чего нужны в доме: стены, пол, потолок, окно, крыша? Из чего делают дома?
- Поможет нам об этом узнать сказка «Три поросёнка».
Внесение книги.
- Я вечером вам почитаю, мы рассмотрим разные дома. А потом поиграем «в сказку». Кто хочет быть поросёнком? Сколько их было в сказке? А кто волком? Чтобы сказку показать малышам и родителям надо выучить слова, действия, сделать шапочки героям (попросим родителей), «построить» дома поросят.
  • Зачем нужен дом? Всем ли он нужен? 
- У животных есть дома? А у насекомых? А у птиц?
- Поможет нам узнать вот эта Энциклопедия о животных. Я найду информацию и вам расскажу. А когда узнаем, изготовим игру «Кто, где живет?»
- Давайте вспомним, что мы решили сделать?
Рассматривание схем, размещение их на Плане.
План 

Центр искусства 

Нарисовать свой дом
Фотовыставка «Мы с ребенком в нашем городе» Изготовление подарков для мам – «Красивые кулоны, бусы в подарок маме» Коллективное рисование на тему «Дома на улице»
Лепка «Сказочный домик» 

Центр книги 

Рассказы на тему «Мой дом»
Драматизация сказки «Три поросенка» (поросята, волк)
Написание письма другу
Чтение сказок «Три поросёнка», «Теремок» рассматривание иллюстраций домов 

Центр математики 

Сосчитать дома на панно «Дома на улице», сравнить их:
найти самые высокие и низкие, деревянные и каменные, посчитать этажи…

Центр движения 

Игры «Раз, два, три, к домику 2-х (3-х, 1) этажному беги»
П/И «Птички и гнёздышки», «Зайцы и волк» (разучить правила) «Дома и улица»
Начало темы:
______________
окончание:
_________________ 

Центр познания 

Узнать, какие бывают дома у животных, насекомых, птиц
Экскурсия по ближайшим улицам, на почту 

Центр игры 

Изготовление игры «Кто где живет?»
Игры с мелкими куклами в «дом»
Сюжетно-ролевая игра «Почта», «Дом», «Магазин» 

Центр строительства 

Строительство дома для кукол из крупного строителя
Изготовить дом из коробки для кукол и мебель
Изготовление домиков для трёх поросят 

Центр эксперимен-тирования 

Исследование стен (твёрдая, крепкая, плотная)
Исследование соломы, веточек, листьев (прочность домов)

3. Организация самостоятельной и совместной деятельности 

Воспитатель стимулирует активность и инициативу детей, старается привлечь их в разные уголки в группе. Чтобы придать осмысленность действиям детей, воспитатель каждый день утром напоминает детям о том, что уже сделали, что можно сделать сегодня и в какое время. Хвалит детей за активность и самостоятельность. 

В Центре строительства мальчики строят из крупного строительного материала дом для мелких кукол, девочки подбирают и расставляют мебель. 

С помощью папы изготовить дом из коробки для кукол, дети делают мебель из бросового материала. В процессе изготовления и оборудования «дома для кукол» дети узнают, для чего в доме окна, стены, двери, как можно их украсить, какие комнаты могут быть в доме (кухня, спальня, гостиная, детская), где лучше поставить ту или иную мебель. 

Когда дом будет готов, воспитатель помогает организовать игру детей в «Дом».
В центре искусства в процессе оформления панно «Дома на улице» дети вспоминают свой адрес, рассказывают про свой дом, свою семью. 

Чтобы активизировать каждого ребенка, поддержать его любознательность и интерес, воспитатель вносит новое в развивающую среду:
- Кто заметил, что у нас в группе появилось что-то новое? (книга «Дизайн дома», открытки с достопримечательностями города, иллюстрации разных домов).
- Можно узнать, как ещё украсить «дом для кукол».
- Кто узнал здания на открытках? Во всех ли домах живут люди? Почему? 

В процессе беседы выясняется, что есть дома жилые и нежилые, рассмотриваются открытки и фотографии разных зданий в городе (детский сад, театр, дворец, поликлиника, школа и др.), уточняются их назначение.
Воспитатель вместе с детьми оформляет выставку из фотографий, сделанных на фоне достопримечательностей и разных зданий в городе или в самих зданиях. По материалам фотовыставки предлагает детям рассказать, где они были в городе, что там делали, что им запомнилось, поделиться впечатлениями. 

В центре книги и развития речи дети (5-6 человек) рассказывают о себе, своей семье по фотографиям в альбоме, который оформили вместе с родителями. 

Воспитатель вносит новые книги со сказками. Для драматизации сказки «Три поросёнка» помогает детям распределить роли, обсуждает, какие нужны атрибуты костюмов. Привлекает родителей к изготовлению атрибутов (шапки поросят и волка), декораций-домиков. 

Сказку дети показывают для малышей. 

Воспитатель вносит энциклопедию:
- Дети, в книжном уголке вас ждёт энциклопедия. В ней можно узнать, какие бывают дома у животных.
- Кто узнает, какие «дома» у диких животных?
- Кто узнает, где живут насекомые?
- Какие дома строят птицы?
- Кто может вам помочь? (младший воспитатель, воспитатель, родители)
- Когда вы нам расскажите о том, что узнали?»

Центр познания.
Воспитатель приносит в группу письмо: «Вчера я получила письмо от своей подруги. Она живёт в другом городе и рассказывает мне, как там красиво. А мы можем написать письмо? Кому? Как передадим? Предлагаю написать письмо, сходить на почту, купить конверт и отправить письмо…». 

В результате, дети знакомятся с тем, что такое письмо, как его написать и отправить; рассказывают о своих делах и интересных событиях в группе. 

Организация экскурсии на Почту, во время которой закрепляются названия улиц, назначение ещё одного нежилого здания – почта.
 
Центр игры. 

При создании и оформлении игры «Кто, где живет?» воспитатель учит детей работать в подгруппе: распределить, кто будет делать карточки из картона, кто будет вырезать картинки животных, кто будет рисовать «дом» животного, насекомого, птицы. Потом обсуждаются правила игры и знакомятся с ними все дети группы. 

Для сюжетно-ролевой игры «Почта» воспитатель вносит в группу «Почтовый ящик», обсуждает с детьми, как можно поиграть в «Почту», напомнает о роли работников почты, почтальона. 

В центре экспериментирования с помощью исследования выясняется, какой материал нужен для строительства дома, какой более прочный и т.д. Сравниваются кирпич, камень, солому, веточки, листья, дерево, какие они.
В центре математики дети посчитают дома на панно «Дома и улица», сравнивают их: высокие и низкие, деревянные и каменные, посчитать этажи. 

В центре движения дети с помощью взрослых разучивают игры «Раз, два, три, к домику 2-х (3-х, 1) этажному беги», «Птички и гнёздышки», «Зайцы и волк». 

Центр музыки. 

Совместно с музыкальным руководителем дети подготовятся к развлечению на тему «Моя мама – хозяйка дома». К участию привлекаются мамы детей. 

Вызвать у детей положительные эмоции, радость от тесного контакта, удовольствие от общения. В конце праздника подарить мамам подарочки, сделанные руками детей. 

4. Итоговый сбор. 

На итоговом сборе воспитатель вместе с детьми вспоминает всё, что удалось сделать. Чтобы каждый ребёнок испытал чувство удовлетворения, отмечается, где и в чём он участвовал, кому помогал. Он не просто играл, он трудился.
В результате реализации данного проекта дети уточняют представления о доме, его строении, об улице, запомнят свой адрес, сделают разные открытия… Дети попробуют себя в новых социальных ролях – почтальон, работник почты, дизайнер, актёр…
Зайникова Румия Караматовна01.06.2013 53520 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar