РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие одаренности в условиях профильного обучения

Развитие одаренности в условиях профильного обучения
Развитие одаренности в условиях профильного обучения

Горшкова Наталья Михайловна
МОУ «Гимназия № 7»

В психолого-педагогической литературе многочисленные работы и публикации посвящены разноаспектному изучению феномена одаренности ребенка в разных интервалах возрастного развития. Разветвленность данной тематики и разнообразие подходов к ее рассмотрению привело к различным в трактовке понятия «одаренность». Одаренность – это системное, развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможности достижения человеком более высоких незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми (В.М. Теплов, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.С. Лейтес). 

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеют внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности (А. Олах, Ф. Баррон, А.И. Савенков) (2).
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Поэтому столь же важным, как способность усваивать знания и умения, является жизненное пространство, в котором вырастает ребенок. От его влияния зависит, осознает ли ребенок свои способности и насколько он их реализует.

В МОУ «Гимназия №7» действует структурное подразделение - художественная школа, которая занимается выявлением одаренности на ранних этапах обучения детей и созданием условий для ее реализации на профильных и предпрофильных этапах обучения. В качестве инструмента, помогающего учителю строить дифференцированное обучение одарённых детей, используются четыре дидактические стратегии: ускорение, углубление, усложнение и новизна. Эти стратегии разнообразят предметы художественно-эстетического цикла и предоставят ученикам дополнительные возможности для их интеллектуального и творческого развития.

Для выявления одаренности психологи гимназии применяют диагностические методики творческих способностей Д.Ж.Гилфорда, П.Торранса, анкетирование родителей. Преподаватели, начиная работать с одаренными детьми, получают информацию об уровне развития общих творческих и художественных способностях ребенка, его креативности, мотивационно-потребностной сфере и др. Имея данные о потенциальной одаренности учащихся, учитель может увидеть ребенка «другими глазами», скорректировать свою деятельность, создать ситуации, стимулирующие развитие одаренности (3). Первые занятия по рисунку, живописи и скульптуре в художественной школе гимназии также диагностические: учащиеся выполняют задания, требующие проявления творческого мышления (кляксография, монотипия, музыкально-образная графика, методика «фантастический образ»). Данные методики преимущественно направлены не столько на количественную оценку, сколько на выявление качественных сторон детской одаренности (4).

Для учащихся художественной школы, начиная с четвертого класса, составлены карты одаренности по результатам практической деятельности учащихся. На основании диагностики выявляются пробелы в знаниях учащихся, после чего преподаватели разрабатывают индивидуальные образовательные маршруты по развитию художественных творческих способностей - графической, живописной и пластической. Анализируя диагностику 4 класса, можно сказать, что из 17 учащегося, у которых выявлена одаренность, 6 человек имеют графические способности, 8 – живописные, и 3 ребенка обладают пластическими способностями, т.е., у одних учащихся художественная одаренность раскрывается в рисунке, у других в живописи, у третьих – в скульптуре. 

Преподаватели для каждого учащегося подбирают дополнительные задания, соответствующие уровню сформированности одаренности. Дети с проявленной одаренностью выполняют задания повышенной сложности, самостоятельно разрабатывают творческие проекты по дизайну, батику, флористике. Преподаватели художественной школы находятся в постоянном поиске новых форм, приемов развития творческих способностей детей. Преподаватели используют традиционные и инновационные педагогические технологии (личностно-ориентированные, практико-ориентированные, деятельные, поисковые, исследовательские, творческие, арт-технологии (сказкотерапия, игра, приемы релаксации, применение аромотерапии, использование музыки на занятиях), умело сочетают индивидуальные и коллективные формы работы с учащимися.

На третьем этапе обучения в целях поощрения одаренных детей, стимулирования их исследовательской творческой деятельности, проводятся персональные выставки «Мой мир». Мощным стимулом в развитии творческого потенциала учащихся является конкурсно–выставочная деятельность. В художественной школе существует два основных направления в этом плане – внутришкольные и внешкольные выставки–конкурсы. В 2005-2006 учебном году учащиеся художественной школы приняли участие и показали хорошие результаты в 25 выставках-конкурсах, 14 внешкольных (4 международных, 2 всероссийских, 1 региональный, 4 областных, 2 городских) и 11 вутришкольных. На базе художественной школы ежегодно проводится областной конкурс детского художественного творчества «Рождественская сказка». Дипломы в областных, региональных и международных конкурсах помогают учащимся адекватно оценить свои способности. 

Это влияет на ряд изменений, которые происходят с детьми:

  • ожидания становятся более реалистичными, связанными с актуальными успехами; 
  • дети начинают сравнивать свои успехи с достижениями других людей;
  • повышается уровень притязаний, они начинают выбирать более трудные задачи.

Художественно-эстетический профиль гимназии способствует развитию одаренности и является средством, как дифференциации, так и индивидуализации образовательного процесса. Преподаватели художественной школы, осуществляют обучение учащихся в рамках профиля по дисциплинам: рисунок, живопись, композиция, дизайн. 

Данный профиль способствует подготовке выпускников к дальнейшему профессиональному обучению и отражает цели, сформулированные в Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (1):

  • "обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
  • создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
  • способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
  • расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования".
Наличие художественно-эстетического профиля в гимназии способствует развитию одаренности учащихся, их подготовке к осознанному выбору профессии связанной с художественным творчеством.

Литература
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Министерство образования РФ,- 2002.
2. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. - Москва.: «Академия», 2000.
3. Вялых В.А. Диагностика одаренности и работа с одаренными детьми. Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. – Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2004. http://www.ooipkro.ru/
4. В.Г. Рындак, А.В. Москвина. Личность. Творчество. Развитие. /Учебно-методическое пособие/ - М.: Педагогический вестник, 2001.
5. О.А. Конопкин. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей. Под ред. А.М. Матюшкина – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004.
Горшкова Наталья Михайловна01.06.2013 11980 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar