РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Об опыте использования виртуального пространства для общения уч-ся и учителей из удаленных друг от друга регионов во внеурочной деятельности

Об опыте использования виртуального пространства для общения уч-ся и учителей из удаленных друг от друга регионов во внеурочной деятельности

Ирина Евгеньевна Лемешкина,
учитель химии МБОУ Лемешкинской СОШ
Волгоградской области

Татьяна Ивановна Феоктистова,
учитель химии ГОУ СОШ №2031 г.Москвы


В современных условиях развития телекоммуникаций работа учителя и деятельность учащихся могут выходить за рамки одной школы и даже одного населенного пункта. Так, авторов этой статьи познакомил педагогический интернет-форум Учительского портала. Впоследствии мы поставили задачу доказать, что не только учителя, но и дети из школ разных регионов могут, используя виртуальное общение в интернете, создать совместный реальный продукт.

Нами был организован экспериментальный межшкольный проект «Вместе мы – сила» с участием учеников московской школы №2031 и сельской Лемешкинской средней школы Волгоградской области (расстояние между школами более 800 км). Цели проекта – организация познавательной, исследовательской и творческой работы учащихся в области экологии и здоровьесбережения через интернет-общение.

Основной единицей проекта стали так называемые рабочие пары. Каждая пара состояла из учащихся разных школ. Они получали определенное задание и выполняли его, общаясь с помощью интернета. В ходе проекта ребята учились самостоятельно организовывать работу: распределять роли в своей паре, вносить предложения по решению общей задачи, обсуждать, выбирать лучшее из предложенного, дополнять и исправлять идеи партнера, согласовывать действия с напарником и приходить к общему решению проблемы.

В проекте «Вместе мы – сила» участвовали десять рабочих пар, включающих учащихся 6-10 классов. Они были разделены на две межшкольные команды – «Экос» и «Биос», между которыми было организовано соревнование. Руководители назначили капитанов, которые создали визитные карточки своих команд в виде презентаций и опубликовали их в интернете для ознакомления всех участников проекта. Рабочие пары подбирались капитанами команд так, чтобы ученики были близки по возрасту и выразили желание общаться между собой. Каждый участник проекта получил электронные адреса и телефоны своего напарника и всех остальных участников, капитанов и руководителей, а также адрес сайта, на котором публиковались материалы конкурса. Капитаны команд координировали деятельность рабочих пар и объединяли их работы в единый общекомандный продукт. Надо отметить, что дети с большим удовольствием участвовали в проекте, а капитаны блестяще справились с поставленной задачей.

Проект «Вместе мы – сила» состоял из трех этапов. На первом, теоретическом, этапе учащиеся решали задачи экологического содержания и оформляли решение с иллюстрациями в формате Word. На втором, исследовательском, этапе была проведена исследовательская работа «Зависимость здоровья современного российского школьника от условий жизни» на основании анкетирования ста учеников из Лемешкино и ста – из Московской школы №2031. В ходе этапа каждая рабочая пара выполняла один из пунктов плана общекомандного исследования и оформляла его, используя диаграммы, по шаблону, разработанному руководителями проекта.

Учащимися были проанализированы такие вопросы, как влияние правильного питания, психологического состояния, двигательнгой активности, интенсивности учебной нагрузки, времени, проведенного за компьютером, соблюдения правил гигиены и закаливания на здоровье школьников, а также проведено сравнение этих показателей у городских и сельских школьников. Капитаны, помимо своего пункта исследования, объединили работу пар в формате Word (она заняла десятки страниц) и создали обобщающую презентацию с выводами и рекомендациями в формате Power Point.

Были сделаны выводы, в частности, о том, что учащиеся села заметно меньше болеют простудными заболеваниями и ведут более здоровый образ жизни, чем городские дети, так как чаще бывают на воздухе, больше двигаются, питаются более здоровой пищей, меньше времени проводят за уроками и с репетиторами. Однако такие вредные факторы, как неурядицы в семье, перегрузки в школе, длительное пребывание за компьютером действуют и на городских, и на сельских школьников примерно с одинаковой частотой.

Третий, заключительный, этап проекта «Вместе мы - сила» был творческим. Рабочие пары команд создавали социальную рекламу экологического содержания в виде презентации Power Point по одной из следующих тем: "Сохраним биоразнообразие на планете», «Автомобиль – источник экологических проблем», «Где и как мы живем», «За чистоту водоемов» и «Решаем проблему бытовых отходов». Нужно было кратко, ёмко и наглядно осветить проблему, сделать выводы, сформулировать призывы и воззвания.
Работы участников проекта оценивало компетентное жюри, в которое вошли педагоги школ и преподаватели институтов, имеющие отношение к научной, исследовательской и экологической деятельности. Оценки и отзывы жюри в подавляющем большинстве были очень высокими, что свидетельствует о достойном уровне работ учащихся. Все работы, а также таблицы оценок каждого члена жюри, по ходу проекта публиковались на сайте детского экологического движения «Радуга». Там же велся «Дневник проекта», где руководители освещали все события конкурса. В форуме сайта была создана тема для общения участников проекта, а также выделена отдельная страничка для отзывов участников о проекте.

По результатам конкурса с перевесом в один балл (643:642) победу одержала команда «Экос». Была определена и лучшая рабочая пара, принесшая в копилку своей команды наибольшее количество баллов. Все участники проекта были награждены дипломами победителей и призеров конкурса, выданными от имени Департамента по образованию ВАО г.Москвы и Дома детских движений г.Москвы, так как проект проводился по согласованию с этими организациями.

Проект и его итоги получили широкий резонанс в школах-участниках. Награждение победителей и руководителей проходило на общешкольных линейках. С результатами исследований и творческими работами в течение следующего учебного года будут ознакомлены все учащиеся.

Итоги проекта можно подвести, пользуясь цитатами из отзывов участников.
«Проект «Вместе мы - сила» - потрясающий и грандиозный конкурс. Узнав, что мы сможем поучаствовать, очень обрадовались. Ведь это новые знакомства, новые впечатления, возможность заняться совершенно незнакомой и непривычной формой работы» (В.Гагарин, 10 класс, капитан команды «Экос»).

«Во-первых, я узнала много нового, во-вторых, я познакомилась со многими интересными, умными ребятами, в-третьих, было очень интересно поработать именно таким образом, каким работали мы. Я впервые попробовала выполнять работу вместе с другими через интернет. И могу сказать, что эта наша «необычная работа» не вызвала никаких трудностей!» (В.Савчук, 10 класс, капитан команды «Биос») .
«Задания были интересными и трудными, в особенности исследовательский этап, но и с ними мы справились. Самым увлекательным был, конечно, творческий этап. Наша команда - «Экос» - работала очень усердно, все старались. Хочется сказать, что этот проект доказал, что вместе мы действительно – сила!» (Дадажанова Камила, 8 класс, участница команды «Экос»).

Достоинства проекта очевидны. Ребятам было интересно знакомиться, общаться и создавать общий продукт. В течении 3-х месяцев дети творили и были ответственны не только за себя, но и за своего партнера из другой школы, и за свою сборную команду. Работа была новой, необычной, потому и интересной. Да и содержание этапов было тоже весьма разнообразным, полезным и привлекательным. В процессе работы участники (и руководители тоже!) многому научились, и это, безусловно, бесценный багаж, который мы возьмем с собой в будущую жизнь.

Ирина Евгеньевна Лемешкина03.07.2013 9364 Из опыта работы
Всего комментариев: 4
avatar
0
1

Действительно, с Ириной Евгеньевной нас познакомил Учительский портал, и большое ему за это спасибо!
Когда родилась идея провести экологический интернет-конкурс между учащимися разных школ с демонстрацией на сайте детского экологического движения «Радуга», я первоначально представляла этот конкурс, как обычный конкурс между двумя школами.
Предложила Ирине Евгеньевне посоревноваться, получила её согласие. Но каково, же было мое удивление, когда Ирина Евгеньевна предложила провести не простой интернет-конкурс между школами, а турнир-соревнование межшкольных сборных команд.
Естественно возник вопрос: разве можно виртуально общаясь создавать реальный продукт? Да еще не взрослым людям, а школьникам? Да еще в разновозрастной ученической команде? Ведь в проекте участвовали и 6-классники, и старшеклассники 8-10 классы.
Но Ирина Евгеньевна была уверена, что подобный проект возможен. И взяла на себя основные моменты организации конкурса. Я же была ответственна за информационную составляющую конкурса.
Жюри у нас было очень профессиональным: кандидаты наук, доценты, ведущие специалисты институтов и школ Волгограда и Москвы.
Все время проведения этого проекта мы видели, как организовано и слажено работают участники команд. Любой проект всегда сталкивается с проблемами. Больших проблем конкретно в нашем проекте не возникало, но трудности все, же были: трудно активизировались некоторые участники, пары сдавали работы в самый последний момент. Были заболевшие, требующие замены. Были уезжающие, и объем работы резко увеличивался у оставшегося напарника. Из-за каникул то в одной школе, то в другой, когда участники разъезжались, пришлось однажды перенести сроки сдачи работ исследовательского тура. Но это было справедливо, так как исследовательский тур был самым трудным в проекте! Некоторые впервые сталкивались с исследовательским анализом, впервые выстраивали графики и диаграммы, делали выводы на основе полученных результатов. Но справились!
И на сайте «Радуга» вели полный информационный дневник. Конкурс получился полностью открытым для всех, прозрачным, благодаря размещению результатов работ команд и оценок жюри на сайте. Все желающие могли посмотреть любую работу, сравнить со своей работой, увидеть собственные недостатки и достоинства, научиться тому, что не умели.
Участники проекта доказали, что вместе мы – действительно сила, способная покорить любые вершины!!! И большое спасибо всем-всем, кто организовывал, кто участвовал, кто судил, кто просто наблюдал за конкурсом и болел за конкурсантов.
avatar
0
2

Интересная идея
только ссылка на сайт вроде как не верная sad
avatar
0
3

Спасибо за отзыв. Ссылка работает. Там надо зайти на страницу "Вместе мы - сила", она указана в левом столбце.
avatar
0
4

Весной 2014 года было продолжение проекта, проведен второй конкурс "Вместе мы - сила". Можно посмотреть здесь: http://raduga498.moy.su/index/0-69
avatar