РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Статья "Причины нарушения правописания"

Статья "Причины нарушения правописания"

Причины нарушения правил правописания.

Правила правописания нарушают дети со слабым уровнем подготовки, со средним и с высоким уровнем подготовки тоже. Особенно это касается безударной гласной корня, окончаний имён существительных, НЕ с различными частями речи, окончаний глаголов. Наблюдается парадокс – количество ошибок увеличивается после изучения правила, хотя до этого дело обстояло лучше. Это касается орфограмм: написание НЕ, написание предлогов, О,Е после шипящих, приставки на з,с.

Каковы же причины орфографических ошибок?

  1. Несформированность орфографического действия по правилу (дети хорошо знают правило, приводят примеры, а в диктанте допускают ошибки именно на это правило). Это происходит потому, что на уроке много времени уделяется теории (правилу) и тренировкам в применении этого правила.
  2. Закрепление в памяти ошибки ученика, а это нелегко исправить. Первичные формулировки (правильные и неправильные, искажающие смысл) оказываются очень устойчивыми.
  3. Разные виды деятельности учащихся при выполнении тренировочных упражнений и диктантов. Пропущенная буква (её ученик видит) – сигнал о применении правила, а при работе на слух таких сигналов нет.
  4. Учащиеся не умеют сопоставлять устную и письменную формы речи, а поэтому и не могут правильно выбрать букву в условиях слабых позиций.
  5. Дети плохо умеют делить слово на морфемы. Учащиеся не видят, в какой морфеме орфограмма, поэтому не могут правильно применить правило.
Формирование орфографичексих умений следует рассматривать в трёх планах:
  1. Развитие способности сопоставлять устную и письменную формы речи и выбирать правильный вариант написания в условиях сильных фонетических помех (пишущего и диктующего)
  2. Вооружение учащихся приёмами изучения и применения орфографического правила в определённые временные рамки.
  3. Развитие умения делить слово на морфемы.
Необходимо знать звуковые помехи.
  1. Источник таких помех – сам учитель. Читая текст, учитель привлекает внимание учащихся к звуковой стороне речи в ущерб графической.
  2. Каждый ученик вслед за учителем «про себя» повторяет текст. Вторично закрепляет звуковую форму, а не графическую.
  3. Серьёзные помехи возникают при переводе звуковой формы в графическую при жёстком лимите времени. Правило нужно вспомнить и успеть его применить.
  4. Память ученика находится в постоянном напряжении : помнить текст, не отстать.
Постепенное овладение безошибочным письмом.

Списывание текста. Орфографическое проговаривание и орфографический разбор.

Уметь списывать текст без ошибок должен каждый учащийся, пришедший в 5 класс. На первых уроках учитель проверяет это умение. Предлагается текст без пропущенных букв. Задание – списать текст. Оценка «2» ставится за одну-единственную ошибку.

Также нужно провести орфографический разбор слов. Я предлагаю текст на выбор ученика, указываю трудные орфограммы, тем самым предупреждаю графические ошибки. Рассмотрим некоторые задания для самостоятельной работы.

1. Спишите текст, сделайте орфографический разбор подчёркнутых слов.

Кот и вороны.

За моим окном растёт большое ветвистое дерево. Однажды смотрю я в окно и вижу: залез на него соседский кот Барсик и растянулся на толстой ветке.
Вдруг послышалось громкое угрожающее карканье. Появились две большие вороны и стали кружить над котом. Он насторожился, но с дерева не слез.
Тогда сердитые птицы стали нападать на кота. Одна ворона налетала на Барсика и старалась столкнуть его с ветки. Вторая громко каркала и хватала кота за хвост.
Барсик хотел отогнать птиц лапами, но скоро устал отбиваться. Спрыгнул он с дерева на землю и убежал.
Я понял, что у ворон поблизости были птенцы. Вот вороны их и охраняли.

2. Сделайте орфографический разбор подчёркнутых слов. «Зашифруйте » трудные слова (в…сной или в(и/е)сной). Оценка ставится после написания словарного диктанта по трудным словам.

Берёза.

Я люблю смотреть на берёзу за моим окном.
Зимой она покрыта серебристым инеем. После снегопада её ветви опускаются до самой земли. Прилетают красногрудые снегири, садятся на берёзу, и снег хлопьями падает вниз.
Весной на берёзке появляются клейкие листочки. Маленькие зелёные серёжки украшают её тонкие веточки.
Лето – чудесное время года. Летом берёза одевается в пышный зелёный наряд.
Осенью этот наряд становится ярким и пёстрым. В кудрявой зелени появляются жёлтые пряди.
Хороша русская берёза в любое время года!

Работа по теме «Состав слова»

«Состав слова» – сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них; суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов.

Разбор слова по составу очень важен. Он играет значительную роль в формировании орфографических навыков. . Значительная часть ошибочных написаний безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных, разделительного и мягкого и твёрдого знаков происходит от неумения учащихся подбирать родственные слова, разобраться в составе слова, вникать в происхождение и исследование слов. До тех пор пока слово будет для учащихся представлять набор букв и звуков, добиться прочной устойчивости грамотности невозможно.

Необходимо помнить, что разбор слова по составу следует производить в соответствии с нормами современного русского языка. При разборе слова по составу следует придерживаться определенного порядка выделения его частей, или морфем.Он всем известен
Чтобы применить правила правописания, он должен уметь делить слово на морфемы. При этом разбирать слово по составу быстро и правильно без малейших усилий. Чтобы приобрести такой навык необходимо систематически изо дня в день включать задания исследовательского характера, на словообразовательный и морфологический разбор( разбор по составу слова).Предлагаю рад таких заданий.

1. Запишите однокоренные слова, распределяя их по группам.

  1. Краситься, красноватый, красавец, краса, краснеть, красота, краснота, краснощекий, красавица, красочный, красоваться. 
  2. Кубометр, кубинец, кубический, кубовый, кубарем, кубовидный, кубик, кубизм, кубанский, кубинский, кубышка. 
  3. Кособокий, косынка, косуля, косолапый, косогор, прикосновение, сенокосилка, косец, косьба, косичка, косоворотка. 
  4. Водянистый, подводник, водитель, водоспуск, водобоязнь, водительский, водоотталкивающий, водопад, газопровод, водоносный, водичка, водоросли.

2. Запишите, выделяя корни в однокоренных словах.

  1. В росы прокосы косой косят. 
  2. Прилунился лунолет, в лунолете — луноход. 
  3. Медведица с медведем пляшет, им медвежонок лапой машет. 
  4. Молодой матрос в матроске по-матросски снял матроску. 
  5. Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов. 
  6. Скороход покупал скороварки — друзьям-скороходам подарки. Скороходы скоро ходят, скоровары им подходят. 
  7. Варвара варенье варила, да не выварила. 
  8. Проросли ростки, повыросли, да ростом ростки не выросли. 
  9. Грабли — грести, метлы — мести, весла — везти, полозья — ползти. 
  10. Продавец продает сухие продукты: сухарики, сушки и сухофрукты.

При разборе слова по составу нужно учитывать значение слова. Особенно ясно это становится при анализе лексических омонимов, которые одинаково звучат и даже пишутся, но имеют разное лексическое значение. Возьмем, к примеру, два прилагательных: розовый — «светло-алый» и розовый — «относящийся к розе, приготовленный из лепестков розы». Второе прилагательное имеет суффикс ов, как слова липовый, березовый: розовый куст, т. е. куст роз ; розовое варенье , т. е. приготовленное из лепестков роз . В этом слове выделяется корень роз, как в однокоренных словах розочка, розарий.

Если слово розовый означает цвет, то выделяется корень розов.

Исторически это прилагательное образовано от существительного роза . Но значения этих слов в русском языке давно разошлись (розы встречаются разных цветов и оттенков), поэтому суффикс ов уже не выделяется.
Вот почему морфемное строение этих омонимов неодинаково:
розовое варенье (из лепестков розы), розовое платье .

3. Разберите по составу выделенные слова. Какие из них омонимы?

Слепить глаза – слепить игрушку, спинка ребёнка – спинка стула, носик чайника – носик мышки, считать деньги – считать текст, наряд вне очереди – наряд модницы, белый хлопок – громкий хлопок, нет стекла – вода стекла со стола.

4. Объясните различие в строении омонимов:

5. Из списка слов выпишите те, строение которых соответствует данным морфемным моделям.

  1. снежинка, тропинка, вершинка, калинка, овчинка, горошинка, перинка, льдинка, осинка, крупинка, корзинка.
  2. брожение, влечение, крещение, прощение, хранение, черчение, свечение, хождение, рождение, скрипение, хрипение, шипение. 
  3. костяк, сорняк, березняк, бедняк, толстяк, коньяк, остряк, моряк, червяк, земляк, поляк, хомяк.
  4. базарный, ударный, словарный, букварный, амбарный, самоварный, фонарный, янтарный.
6. Выделите окончания в словах. Сделайте вывод.

  1. Броский, звонкий, медвежий, шипучий, санаторий, казачий, мягкий, сияющий, тишайший, бросивший, планетарий, барсучий. 
  2. Суховей, судей, ручей, ножей, похожей (на), юношей, отрубей, налей, воробей, лицей, свечей, ничей. 
  3. Хорошие, избрание, описание, завтрашние, сочувствие, заглавие, альпийские, мнение, рационализаторские, азиатские, такие. 
  4. Междуречье, олицетворение, вдвойне, чудовище, преддверие, знамение, вызывающе,
  5. глубже, доисторические, многоводье, вкратце, сверхдальние. 
  6. Казачество, пятеро, заново, железо, местожительство, затемно, домишко, всечасно, вчетверо, засветило, вмешательство, шестеро. Гостиная, самая, переливая, масляная, пельменная, разбрасывая, жестокая, прекрасная, стая, запятая, кладовая.


7. Разбирая рифмующиеся слова по составу, ученик пришёл к выводу, что все они состоят из корня , суффикса – к - и окончания. Установите, прав ли ученик.

8. Отгадайте ребусы и запишите отгадки поморфемно.

Самодиктант


Подготовка самодиктанта – следующий этап работы над овладением безошибочным письмом. 


Предлагаю следующие виды работ:

1. Найдите слова с изученными орфограммами. Произведите орфографический разбор. Зашифруйте их для самодиктанта. Напишите самодиктант.

Аистник


Аистник - это невзрачное растение с простенькими малиновыми листьями.Этот сорняк растёт на огородах.
В июле цветы аистника уже отцветают, и на их месте из каждой чашечки торчит «клюв аиста». Клюв – это пять плодиков, которые срослись корнями. Плодик этот остроносый, щетинистый, хвостатый. Хвост на конце загнут серпом, а ниже свёрнут винтом. Этот винт от сырости раскручивается.
Когда плодик аистника падает, он втыкается в землю. Хвост плодика зацепляется серпом за травинки. В сырую погоду винт раскручивается , и плодик ввинчивается в землю.
Вот какой хитрый аистник: сам свои семена сажает!

2. Вставьте пропущенные буквы. Произведите орфографический разбор подчёркнутых слов. Напишите самодиктант этих слов.

Музыка пр_роды в каждом (из)нас звучит по-своему и живёт (в)нас до конца дней. К_залось бы, всё самое необх_димое человеку пр_рода д_ёт бесплатно: воду, солнечный свет, к_слород. И ещё – кр_соту. З_мную кр_соту. Пл_тить (за)это св_репой расточительностью непозв_лительно, заст_влять пр_роду стр_дать – чёрная небл_годарность. Пр_рода должна быть счас(?)ливой. Как и все люди. На все вр_мена.

В случае затруднения при написании самодиктанта можно обращаться к орфографическому словарю, правилу учебника, за помощью к одноклассникам (возможна работа в парах). Учащиеся могут сами готовить тексты для самодиктантов, возможны тематические подборки текстов.

Подготовленный слуховой диктант.

Теперь можно перейти к обычным диктантам. Текст для индивидуально-предупредительного диктанта даю для домашней работы. Каждый ученик может выбрать способ работы с текстом:

  1. Списывает весь текст;
  2. Выписывает те слова, которые он считает «трудными»;
  3. Проводит орфографический разбор с «трудными» словами; т.д.
Дети получают задание к тексту: подготовиться к диктанту в классе. Приготовить лист самоконтроля. Эти листы сдаются учителю.
Я стараюсь развивать у учащихся стремление постоянно проверять себя по словарю, это создаёт условия для дальнейшего самообразования. Разрешаю на первых диктантах пользоваться словарём, так риск ошибок исключается. При проверке такого диктанта учитываю обращение к справочным материалам, снижаю оценку на основе тех критериев, которые оптимальны для данного ученика.

Способы исправления ошибок в диктанте.

Проверка диктанта стимулирует у школьников самостоятельную поисковую активность, формирует устойчивые познавательные интересы, чувство ответственности за выполненную работу.Разнообразие способов проверки должно обеспечить вариативность учебной деятельности учащихся, что реализует индивидуальный подход. Обычный способ – зачёркивание и исправление неправильного варианта. Работа над ошибками при такой проверке не вызовет трудностей.

Нетрадиционные способы проверки:

  1. Неправильный вариант лишь подчёркнут.
  2. На поле строки, где была допущена ошибка, ставится соответствующий знак .
  3. Ошибки никак не отмечены, а в конце диктанта указано общее количество ошибок. Можно на листок контроля выписать все слова с ошибками (любым способом: вада, в…да, в(а/о)да)
На всех этапах исправления, предупреждения ошибок может быть организована совместная деятельность учащихся, в условиях которой усиливаются индивидуальные возможности каждого, укрепляется интерес к работе.
Работа по такой схеме значительно повышает грамотность учащихся, и многие из них овладевают практически безошибочным письмом.

Черепова Марина Валентиновна13.07.2013 36330 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar