РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Воспитательный аспект преподавания иностранного языка в школе

Воспитательный аспект преподавания иностранного языка в школе

Соловьянова Татьяна Анатольевна 
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 
«Средняя общеобразовательная школа №6» 
г. Новомосковска Тульской области

Благодаря появлению гуманистической парадигмы в образовании сменились ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности признаётся свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира.

Перед современной школой стоят задачи, связанные с созданием условий для интеллектуального и духовно-нравственного развития учащихся, воспитания в каждом учащемся потребности к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

Гуманизация в преподавании иностранного языка предполагает появление некоего существенно обновлённого «методического стандарта», вбирающего в себя всё целесообразное и ценное, что накоплено передовой наукой и практикой (Р. П. Мильруд).
Провозглашённые как основные из реализуемых в современной школе гуманистические ценности заставляют переосмыслить ход процесса преподавания любой школьной дисциплины, в том числе и иностранного языка.

Мы знаем, что в ходе изучения иностранного языка школьник овладевает целым рядом важнейших умений узкого учебного и широкого специального развивающего характера: осознавать свои потребности и цели; планировать свой учебный процесс; отбирать необходимые материалы, способы и приёмы учения, пользоваться различными видами учебных материалов; справляться с разнообразными заданиями; осмысливать и обсуждать ход и результаты; а также собственный стиль учения; взаимодействовать с учителем товарищами; сотрудничать, оказывать поддержку и др. Развиваются также умения, связанные интеллектуальными процессами: наблюдать языковые явления – в речи учителя, сравнивать и сопоставлять их в иностранном и родном языках, выделять главное, основное при восприятии на слух речевого высказывания. Развиваются на занятиях иностранным языком и творческие способности в различных областях предметно-практической деятельности.

Но современный процесс обучения ориентирован, прежде всего, на личность ученика, на развитие этой личности. Преподавание иностранного языка имеет огромные потенциальные возможности развития личности учащегося. Все приёмы обучения, реализуемые в процессе изучения иностранного языка, обладают огромным воспитательным потенциалом. Они развивают независимость мышления, желание самим управлять своим обучением и оценивать его, помимо умственного развития они способствуют духовному и социальному развитию личности.

Ориентируемый на обучаемого учебный процесс предполагает, что ученики определяют цели и задачи своей деятельности, отбирают необходимый материал, пользуясь разнообразными источниками, планируют содержание этой деятельности и осуществляют её, добиваясь искомого результата.


В современной методике преподавания иностранного языка основной упор делается на развитие умения общаться, на формирование коммуникативной компетенции. В школе иностранный язык выступает в первую очередь как средство коммуникации, и главная цель его изучения – развитие иноязычной коммуникативной компетенции, которая носит прагматический характер, т. е. ориентирована на практическую пользу человеческого существования на Земле. Отсюда уже и вытекает первый аспект воспитательного воздействия иностранного языка на учащегося – это общая гуманистическая направленность процесса изучения и овладения иностранным языком.

Каждому человеку в той или иной мере свойственны способность и желание действовать в соответствии со своими внутренними целями и потребностями, сохранять свою индивидуальность, принимать собственные решения относительно возможных поступков, которые не регулируются извне. С реализацией способности человека к автономному учению связывают возможность значительного повышения эффективности обучения иностранному языку.

Основу гуманистической воспитательной цели составляют наивысшие ценности, которые выработала история человеческой жизни, - человек, жизнь, счастье, общество, природа. Отношение к данным ценностям и есть те ключевые показатели в личности школьника, которые формируются в ходе урока. Таким образом, сам процесс изучения иностранного языка способствует формированию ценностного отношения к человечеству, обществу, отечеству и человеку, как феномену мира.

Изучая учебный материал, учащиеся имеют возможность узнавать других людей, осваивать другие способы мышления и дополнительные средства коммуникации. И через «ознакомление с другой жизнью» они могут осуществлять проекцию своей жизни. Так учебный процесс наталкивает на необходимость самопознания, самооценки, самопроектирования, и самореализации. А если человек владеет умениями самопознания, самооценки, саморегулирования и самопроецирования своего «Я», он обладает потенциальной способностью создать своё счастье, и в той или иной мере он способен стать строителем собственного «Я».

Сам же процесс самопознания и самоопределения тесно связан с социально-сущностной стороной воспитания в процессе обучения. Какой окажется личность в человеческом обществе, то есть носителем каких отношений она окажется для общества и человечества. Для реализации этого направления воспитательного воздействия предмета иностранный язык на учащихся в процессе обучения служит включение в школьный курс иностранного языка историко-фактологического материала, одним из главных элементов которого является исторический материал, отражающий общественно-историческую жизнь во всем своём разнообразии. Учащиеся узнают на уроках об исторических событиях, фактах, персоналиях своей страны и страны изучаемого языка, происходит формирование их личностно-гражданственных качеств, в частности исторической и социальной памяти.

Историко-фактологический материал в учебном курсе – это еще и условие культурологического обеспечения урока иностранного языка. А что такое культура? Это совокупность ценностей, ориентаций и поступков, в которых отражены уважение к жизни, личности человека, его достоинству, ко всем правам человека, а также отказу от насилия во всех его формах, приверженности принципам свободы, справедливости, солидарности, терпимости, взаимопонимания, как между группами людей, так и между различными народами и индивидами. Даже персонажи и действующие лица в учебниках иностранного языка помогают друг другу научиться что-либо делать: играть в различные игры, написать письмо другу, пользоваться мобильником и т. п. Они совершают добрые поступки, изготавливают подарки ко дню рождения друг друга, разучивают песни о дружбе и мире, посещают заболевшего друга, делают много других добрых дней. Всё это, конечно, же, затрагивает детские души, учит гуманизму, добру.

Искусство (музыка, живопись, кино, литература (эти темы в обязательном порядке изучаются на уроках иностранных языков)) называют «школой чувств», так как, воздействуя художественными образами на учащегося, оно порождает сопереживание, пробуждает эмоции. Художественные образы, формирующиеся в сознании учащегося, способствуют эмоциональному развитию личности.

Ещё В. Г. Белинский обращал внимание на эмоциональную сторону отношений, говоря, что без чувств идеи холодны, светят, но не греют, лишены жизненности и энергии, не способны перейти в дело, что полнота и совершенство человеческой натуры заключаются в органическом единстве разума и чувства.

А общее историческое прошлое, историческая и социальная память и традиции, пространственно – временные отношения, идеалы и нравственные ценности – эти факторы, которые влияют на формирование личности в культуре, создают возможности диалога культур, сохранение и развития их самоценности и уникальности. Все это подпитывает воспитание патриотических чувств учащихся, а также чувства толерантности к представителям «другой» культуры, чужим традициям и нравам.

Но ведь не все дети одинаково испытывают интерес к изучению иностранных языков. Ведь это требует необходимых волевых усилий, навыков саморегуляции, что порой является настоящей проблемой для некоторых детей. Как утверждает английская пословица, что можно привести лошадь к реке, но заставить её пить нельзя. Можно заставить учеников учиться, но это будет иметь самые плачевные последствия в плане их отношения к предмету, мотивации и учению вообще. Привлекая же детей к изучению иностранного языка и вовлекая их в творческий процесс обучения, мы помогаем детям преодолевать себя, формируем и развиваем у них способность ставить перед собой задачи, намечать пути их достижения. А это тоже один из составляющих аспекта воспитательного воздействия иностранного языка на его изучающих – факторы психологического развития личности школьника.

В. Н. Мясищев отмечал, что сама по себе деятельность – игра, учение, труд – для формирования основных психологических качеств, составляющих ядро личности, может оказаться процессом нейтральным, если между её участниками не организованны отношения, если не происходит постоянного подкрепления хода деятельности провоцированием взаимоотношений, побуждающим к нравственным поступкам. Поэтому развивающий образовательный процесс предполагает сотрудничество учащихся в классе. Они обмениваются идеями, мнениями, информацией, учатся друг у друга. Значительное время на уроке иностранного языка отводится работе в парах, группах, командах. Как известно, в таких группах учащиеся добиваются поставленной цели, сотрудничая с одноклассниками. В ходе такой работы формируются т и развиваются качества нашего национального менталитета: чувство коллективизма, способность и готовность сопереживать, спешить на помощь, радоваться успехам другого. Школьники приходят к выводу, что успеха в овладении иностранным языком нельзя добиться в одиночку, он зависит от всех членов коллектива, от той психологической атмосферы, которая становится источником радости, мощным стимулом достижения общего, коллективного, а значит, и своего личного успеха. К тому же, работая в группах или командах, каждый получает возможность реализоваться в том, что является его сильной стороной, и получить помощь в том, в чём он слабее других. Это способствует созданию ситуации взаимной поддержки, обеспечивает формирование коммуникативных умений, стимулирует речевое творчество. Дети получают возможность выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме, развивать активное самостоятельное мышление.

Всё это оказывает неоценимое влияние на процесс социализации школьников. Так любая форма деятельности на уроке, например игра или диалог, понимается нами как особая форма деятельности в условных ситуациях, направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления действия. В таких формах образовательной деятельности, как в особом виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, обеспечивается познание и усвоение предметной и социальной деятельности, а также протекает интеллектуальное и нравственное развитие личности.

Эффективность формирования коммуникативной успешности у школьников повышается при включении их в учебное общение на основе создания ситуации успеха. Испытывая чувство успеха в коммуникативной деятельности на занятиях по иностранному языку, обучаемый переживает радость, эмоциональный подъём. Переживание успеха в учебном общении внушает ему уверенность в собственных силах; повышается самооценка. Появляется желание вновь достигнуть хороших результатов в коммуникативной деятельности. Это не только способствует устранению эмоциональных и поведенческих затруднений в обучении, но и позволяет компенсировать трудности коммуникативного характера. Проживая и присваивая связи-отношения в процессе деятельности, личность школьника приобретает способность к развитию.

Понимание развивающей и воспитательной сущности предмета иностранный язык – такая же важная и необходимая задача учителя, как и выявление его образовательной сущности, ведь школа должна не только давать базовые знания, но и воспитывать. Подобный подход к обучению учащихся, в свете современных течений развития и модернизации образования, должен быть свойственен любому педагогу, а не только педагогу иностранного языка.

Литература:
1. «Языковое образование» С. И. Маджиева. «Иностранные языки в школе» № 7 2007г.;
2. «Воспитательный потенциал урока иностранный язык»М. И. Евдокимова, «Иностранные языки в школе» № 7 2007г.;
3. «Реализация воспитательного потенциала учебника иностранного языка» В. И. Филиппов, «Иностранные языки в школе» № 8 2007г.;
4. «Один из аспектов реализации личностно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку» Г. С. Сицукова, «Иностранные языки в школе» № 8 2007г.;
5. «Об обучении иностранным языкам и преподавании иностранных языков и культур» А. В. Вартанов «Иностранные языки в школе» № 2 2003г..

Соловьянова Татьяна Анатольевна22.07.2013 16300 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar