РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Приёмы обучения диалогической речи на уроках английского языка

Приёмы обучения диалогической речи на уроках английского языка
Учитель английского языка 
Афанасьева Ольга Сергеевна.
МБОУ «СОШ № 28» г. Северодвинска 

Одной из наиболее актуальных и сложных проблем современной методики является обучение устному общению. Владение суммой знаний на иностранном языке отнюдь не означает умения говорить на этом языке. Навык говорения должен быть настолько развит в процессе обучения, чтобы учащиеся могли общаться на иностранном языке, как только в этом возникнет необходимость. Самым надёжным свидетельством освоения изучаемого языка является способность учащихся вести беседу различной степени сложности по заданным темам [3 c. 78].

Устная речь является и стимулом для повышения интереса к предмету, и она играет большую роль в развитии всех видов умственной деятельности. Для обучения диалогической речи на уроках английского языка требуются специальные приёмы, учитывающие характер использования иностранного языка как средства общения и инструмента речевой деятельности[2 c.98]. Я использую в своей практике систему упражнений с использованием нестандартных форм подтверждения или отрицания, различные игры. Обучение навыкам диалога следует начинать с первых уроков.

I) Тренировочные упражнения. 

В них подбираются все возможные для данного класса ситуативно-семантические диалогические единицы (ДЕ).

Задание № 1: подобрать ответные реплики, выражающие подтверждение без дополнительной информации. 

Например:

  • Are you his friend? Maybe
  • Can I do it? I don’t know
  • Is Ann absent today? Of course you can
  • Everybody says so

Задание № 2: подобрать ответные реплики, выражающие подтверждение с наличием дополнительной информации. 

Например:

  • Shall we go for a walk? No, I can’t I’m watching TV now.
  • When will you see him? When I finish my work we shall go for a walk
  • Can you help me? Tomorrow, I think he will be free.
  • I’m so happy today because I’ve got an excellent present
Задание № 3: подобрать ответные реплики, выражающие отрицание без наличия дополнительной информации. 

Например:

  • Couldn’t you take one for me? There was no other way out.
  • Did you go shopping? Nobody opened the door.
  • Does he live alone? There weren’t any.
  • No, I didn’t.
Задание № 4: подобрать ответные реплики, выражающие отрицание с наличием дополнительной информации. 

Например:

  • Will you tell me the truth? She isn’t well because her dog is ill.
  • When is she going to write a letter? They can’t go outdoors it’s raining
  • I won’t tell you the truth because I don’t know the situation. How is your sister? She isn’t going to write a letter because she is busy now. 
Задание № 5: подобрать ответные реплики, выражающие уклонение от ответа. 

Например:

  • Do you like it? It’s difficult to say.
  • Wasn’t I right? I don’t know.
  • Are you against it? I need facts.
  • Isn’t it wonderful? I don’t want to speak about it.
  • I want to know the end.
Задание № 6: подобрать ответные реплики, выражающие отрицание, подтверждение или уклонение от ответа с помощью контрвопроса. 

Например:

  • Is she a good student? / Can you help me? / Why not? / Can’t you see it yourself? / Who can do better?
II) Творческие упражнения.

Задание № 1: составить вопросы к утвердительным предложениям. 

Например:

  • I’m not ready. / I’ll be glad to do it. / The sooner the better. / It’s difficult to say.
Данное задание способствует отработке навыка вопроса.


Задание № 2: подобрать нестандартные ответы на вопросы а) учителя; б) учащегося; в) партнёра в паре. 

Например: 

  • Do you like this book? / Is anything wrong? / May I take your pen?
Задание № 3: составление диалога на основе стихотворения. 

На доске написан стих:

  • Where are you going to go, Dad?
  • I’m going to the baker’s to buy some bread.
  • What else are you going to buy there, Andy?
  • I’m also going to buy a large candy.
Примерный диалог, который можно составить.
  • Where are you going?
  • I’m going to the fruit-shop.
  • What are you going to buy there?
  • I’m going to buy grapes and apples.
Задание № 4: ролевая игра" no YES or NO”

Учащимся задают вопросы, они не должны употреблять слова "NO”или”YES”. 

Примерный образец диалога:

T- Are you ready for the game"no YES or NO”

P1- OK

T- Are you a pupil or a teacher?

P2 – I’m a pupil.

T – What are your hobbies?

P3 – My hobbies are reading, swimming.

Цель данной игры развивать у учащихся внимание, речевую активность, самостоятельность.

Задание № 5: ролевая игра "Blind Man’s Buff”. 

Играют все дети. У водящего закрыты глаза. Он ловит "жертву”, спрашивает: - Are you Lena?
- Yes, I’m (Лена стала водить)
- Are you Misha?
- No, I’m not.

Игра направлена на отработку общего вопроса, помогает запомнить, что перед именами отсутствует артикль.

Задание № 6: игра найди свои вещи. 

Ты потерял:a yellow pencil-box, a blue ball, a red glove, a brown bag, a white pen. Попробуй, найди свои вещи в бюро находок при помощи общих или разделительных вопросов. 

Например:

  • Have you got a pencil-box?
  • Yes, we have.
  • What colour is it black or white?
Задание № 7: игра бюро находок. 

У тебя в бюро находок есть потерянные вещи. Будь вежлив с посетителями.

  • How do you do?
  • Hello!
  • Have you a red glove?
  • Sorry, we haven’t.
  • Have you a ball?
  • Yes, we have.
  • Is the ball blue?
  • Yes it is.
  • Give me my ball, please.
  • Here you are.
  • Thank you very much. Good-bye.
  • Bye-bye.
Задание № 8: игра " The Lost and Found”. 

Учащиеся делятся на три микрогруппы. В каждой один играет роль администратора. У него бейдж с надписью " The Lost and Found” и 15 картинок с изображением различных предметов. Дети обращаются к администраторам в поисках потерянных вещей. Выигрывает тот, кто быстрее найдёт потерю.


Задание № 9: восстанови содержание интервью при помощи ответов.

1. I’m Boris.

2. I’m thirty years old.

3. I’m a singer.

4. I became a singer 4 years ago.

5. I live in Moscow.

6. I have a good flat.

7. I have two children.

8. My hobby is reading.

9. I like winter best.

Задание № 10: вставь пропущенные слова.

1. Who are you? 1. S. Petrov.

2. How old are you? 2. forty

3. Do you like to write for children? 3. with great pleasure

4. Why do you like to do this? 4. children.

5. When did you become a writer? 5. twenty

6. What kind of flat do you have? 6. three rooms

7. What is your hobby? 7. reading

8. Where do you live? 8. in Minsk

9. Do you have any pets? 9. a dog, a parrot

10. What season do you like best? 10. spring

III) Логические упражнения.

Задание № 1: составление диалога по тексту. 

Например:

Текст "At the book-shop”.Составлено 14 предложений.

  1. "It’s not expensive, it costs only fifty roubles”.
  2. "At the book-shop”.
  3. "My friend likes poems and perhaps he has bought that book”.
  4. "What can I do for you?”
  5. "That’s cheap; I’ll take that then”.
  6. "Here are some new novels”.
  7. "A friend is coming to visit me and I want to give him a book as a present”.
  8. "What kind of book?”
  9. "No, I think it is better to give him a book about our town”.
  10. "There is a good book of poems which were written last year by young poets”
  11. "That will be a very nice present, won’t it?”
  12. "Yes, here is one with very good pictures”.
  13. "How much does it cost?”
  14. "Have you a book with pictures of our town?”
Группа делиться на две команды. Каждый учащийся получает по 1 предложению на карточке. Задание – составить диалог из данных предложений. Ученик, который считает, что у него заголовок диалога встаёт, прочитывает предложение и занимает первое место, если он прав. Затем учащийся, который считает, что у него первое предложение диалога встаёт, прочитывает предложение и т.д. Класс выстраивается в две колонки (вопросы и ответы). В данном случае будет следующая логическая последовательность, позволяющая составить связный диалог: 2, 4, 7, 8, 10, 3, 6, 9, 14, 12, 11, 13, 15 [1 c.67].

Задания, описанные в статье, носят творческий, игровой характер с элементами соревнования, стимулируют поиск самостоятельных решений.

Активизация упражнений на отработку навыков диалогической речи поможет учащимся выучить английский язык на хорошем уровне; окажет помощь при подготовке к ЕГЭ.

Литература:
1. Бабинская П.К., Будько А.Ф. Настольная книга преподавателя иностранного языка (справочное пособие).- М.: издательство Высшая школа, 1997. – 408 с.
2. Н.Д. Гальскова Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: АРКТИ, 2004. – 192с.
3. Щукин А.Н. Обучения иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. – М.: Филоматис, 2004. – 416с.

Афанасьева Ольга Сергеевна07.08.2013 43060 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar