РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Метод проектного обучения на уроках технологии

Метод проектного обучения на уроках технологии

В начальной школе важно формировать у детей не только комплекс ученических компетенций, но и опыт эмоционально – творческой деятельности. Этим задачам отвечают уроки технологии. Специфическим методом обучения является метод творческих проектов. Это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.

Цель проектов – формирование системы интеллектуальных, общетрудовых, метапредметных и специальных знаний, умений и навыков учащихся, воплощенных в конечный продукт, воспитание инициативности, самостоятельности и предприимчивости.
Проектный метод содержит большой потенциал в реализации межпредметных связей: с литературой, природоведением, изобразительным искусством, историей, математикой.

Структура проектирования состоит из нескольких этапов:

Организационно – подготовительный этап. Он включает в себя поиск проблемы, обоснование выбора изделия, выбор и анализ материалов и инструментов для выполнения изделия, анализ предстоящей работы, определение критериев контроля за качеством, организация рабочего места. На этом этапе перед школьниками ставится проблема. Школьники должны уяснить, зачем и почему им надо выполнять данный проект, какова основная задача предстоящей работы. Возникающие образы будущего изделия должны найти воплощение в эскизах и рисунках.

Технологический (основной, практический) этап. 

Его цель: качественное и правильное выполнение, трудовых операций, коррекция своей деятельности, контроль и самооценка работы.

Заключительный этап. На этом этапе осуществляется защита, презентация проекта, его оценка. Все учащиеся выступают со своими проектами, демонстрируют, что достигнуто, определяют дальнейшие перспективы, отвечают на вопросы одноклассников, производят самооценку проекта.

Выполнение проектных задач способствует формированию технологической культуры учащихся, подготовке их к реальным условиям жизнедеятельности. Проектные задачи не ориентируют школьников на готовые знания, а выявляют и развивают творческие способности.

При этом решаются такие учебно – воспитательные задачи:

  • у младших школьников развиваются интеллектуально-творческие способности, инициатива, самостоятельность;
  • учащиеся знакомятся с технологическими свойствами различных материалов и способами их обработки; даются представления о возможностях их использования;
  • развивается познавательная активность учащихся;
  • учащиеся учатся работать с источниками информации;
  • учащиеся учатся работать в коллективе, самостоятельно распределяют обязанности и роли;
  • формируется творческий подход к выполнению учебно-трудовых задач, стремление применять полученные знания и умения с пользой для себя и окружающих.
Работа с вторичным материалом на уроках технологии требует от учеников умения наблюдать, развитого воображения, специальных умений, знаний и навыков. Очень помогают на уроках наглядные пособия, образцы и фотографии работ.

Творческий проект «Игрушки из фантиков». На уроке ученики познакомились с проектной задачей, поставили цели, проанализировали технологическую карту изготовления куклы из фантиков, увидели образцы изделий. Затем остановились на следующих вариантах идей:

  1. изготовить куклы для кукольного театра;
  2. украсить куклой поздравительную открытку;
  3. изготовить счетный материал для первоклассников.
В микрогруппах ученики выбрали лучшие эскизы будущего изделия и инструменты для его изготовления. Далее сравнили свойства писчей бумаги и бумаги для фантиков. Рассмотрели два способа соединения фантиков: нитяной и клеевой, остановившись на последнем, т.к. он позволяет соединять фантики быстро, аккуратно, с использованием скотча.

На следующем уроке каждая группа проанализировала технику безопасности при выполнении своего проекта, восстановила последовательность технологических операций, самостоятельно распределила обязанности парикмахера, модельера, художника-оформителя, докладчика. После этого ребята взялись за выполнение намеченной работы. Я при необходимости оказывала помощь как консультант и контролер.

Защита проектов проводилась в форме конкурса. Докладчики выступили со своими проектами, производили самооценку проектов по критериям, которые определили сообща: красота, практичность, аккуратность. Затем ребята выбрали лучший проект.

Столярова Н.И.24.09.2013 18960 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar