РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Аспекты изучения рассказа А.П.Чехова "Тоска" на уроке литературы в 9 классе

Аспекты изучения рассказа А.П.Чехова "Тоска" на уроке литературы в 9 классе Нелидина И.Н., 
учитель русского языка и литературы
МОУ»СОШ с.Старый Хопёр
Балашовского района Саратовской области

Очень часто на своих уроках я привожу любимые мною слова А.П.Чехова: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». А затем обязательно добавляю, что первые два составляющих от каждого из нас мало зависят: природа может не наделить человека прекрасным лицом, материальных средств для покупки прекрасной одежды может и не быть. Но, чтобы иметь прекрасными душу и мысли, ничего не надо, кроме совести, порядочности, желания. Как часто герои великого интеллигентного писателя Чехова становятся прекрасными в своих поступках, мыслях, по капле «выдавливая из себя раба», но нередко они вызывают сочувствие, пронзительную боль.

Размышляя о жизни, Чехов наделяет способностью к размышлениям над жизнью и к широким обобщениям своих героев, причём, не только представителей интеллигенции, но и людей самых простых, живущих, казалось бы, на самом дне общества. Писатель часто изображает своих героев в сугубо повседневных, семейно-бытовых ситуациях.

С этих позиций на уроке в 9 классе мы рассматриваем рассказ А.П.Чехова «Тоска», который сразу же привлекает внимание учащихся. Небольшое по объёму произведение позволяет выделить основные особенности, свойственные рассказам замечательного мастера, предпочитающего в краткой форме излагать обобщённые суждения целой эпохи.

Главный герой – Иона – изображён лишь схематически, мы не находим в рассказе его подробного портрета. Как описывает его Чехов? «Весь бел, как привидение…Он согнулся…сидит на козлах и не шевельнётся. Иона ёрзает на козлах, как на иголках, тыкает в стороны локти и водит глазами, как угорелый, словно не понимает, где он и зачем он здесь…Иона оглядывается на седока и шевелит губами…из горла не выходит ничего, кроме сипенья…», - вот и всё, из чего складывается облик возницы. Да ещё, пожалуй, одна деталь – шапка Иона, о которой один из седоков говорит: «Да и шапка же у тебя, братец! Хуже во всём Петербурге не найти…».

Особенностью этого рассказа, как и многих других, является, в частности, то, что писатель ничего не сообщает о предшествующей жизни главного героя. Скупые сведения мы «выискиваем» в словах Ионы, которые он говорит по ходу рассказа: «неделю назад сын умер», в деревне «дочка Анисья», «жена – сырая земля». Не знаем почти ничего о прежней жизни героя, но это и не надо. Человек взят в один из тяжелейших моментов своей жизни, и писатель обращает наше внимание именно на сиюминутное состояние Иона, считая описание предшествующих событий жизни героя второстепенным.

«Скелет» этого рассказа прост. Учащиеся, работая над его содержанием, выделяют основные слова: сумерки, лошадёнка, уличная суматоха, военный в шинели с капюшоном, молодые люди, дворник с кульком, «спираль» и духота, кобылочка, увлекается и рассказывает…Все составляющие подчинены одной цели – показать состояние физической, душевной тоски главного героя. Иона весь погружён в свои думы, вся его фигура неуклюжая, согнутая под тяжестью горя, снега, возраста, поэтому, когда кричит военный, он «вздрагивает».

В описании главного героя проскальзывает порой лексика, характерная скорее для Антоши Чехонте, чем для Антона Павловича Чехова. Например, «извозчик чмокает губами, вытягивает по-лебединому шею, приподнимается и больше по привычке, чем по нужде, машет кнутом. Лошадёнка тоже вытягивает шею, кривит свои палкообразные ноги и нерешительно двигается с места… Извозчик опять вытягивает шею, приподнимается и с тяжёлой грацией взмахивает кнутом». Но улыбаться не хочется. Читая рассказ, мало обращаешь внимания на подобную лексику, потому что главное в содержании подчинено основной идее – отсутствию сострадания, чувства сопереживания в тех людях, с которыми пытается общаться главный герой.

Однако, удивительно яркая, ёмкая и образная лексика привлекает внимание читателя в этом рассказе. «Мокрый снег опять красит набело его и лошадёнку». «Горбач бранится до тех пор, пока не давится вычурным, шестиэтажным ругательством и не разражается кашлем». «Ты слышишь, Змей Горыныч?». «И Иона больше слышит, чем чувствует, звуки подзатыльника». И тут же читаем, как герой характеризует молодых людей: «Весёлые господа…Дай Бог здоровья!». Это в ответ на подзатыльник!? Почему? Неужели даже такое «внимание» делает его тоску на минуту легче?

Своеобразно и пунктуационное оформление рассказа «Тоска», на что тоже обращают внимание учащиеся. В нём очень много предложений с многоточием, которое выполняет функцию характеристики героя, его манеры говорить, и в то же время является авторским знаком, позволяющим оформить незавершённость действия. Сравним: «Да…Стар уж стал я ездить…Сыну бы ездить, а не мне…То настоящий извозчик был…Жить бы только…Нету Кузьмы Ионыча…Приказал долго жить…Взял и помер зря…». Иона говорит мало, больше не договаривает, держит свою печаль в себе.

А вот другой пример: «Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски…Тоска громадная, не знающая границ…В воздухе «спираль» и духота…Иона глядит на спящих, почёсывается и жалеет, что так рано вернулся домой…Думает он об овсе, сене, о погоде…Про сына, когда он один, думать он не может…». Кажется, что тоска наваливается и на читателя, он привыкает к пунктуации, используемой Чеховым для выражения идеи произведения. Жизненная правда сквозит в каждом слове, каждом знаке этого рассказа о ежедневной жизни – пёстрой, разноплановой, в которой жизнь граничит со смертью.

«Достаточно повода, незначительной бытовой подробности, достаточно бытового случая, чтобы переживание выплеснулось наружу и оформилось в обобщающее суждение о жизни в целом», - пишет В.А.Богданов в статье «Жизнь, какая есть и какая должна быть», характеризуя особый писательский талант А.П.Чехова. Рассказ «Тоска» полностью соответствует данному высказыванию.

Подводя итог, приходим к выводу, что отмеченные особенности данного рассказа являются отличительной чертой многих произведений А.П.Чехова. Сюжет рассказа не исчерпан. Образ главного героя, как это часто бывает в произведениях А.П.Чехова, не раскрыт всесторонне, а лишь слегка очерчен, обрисован, но очень яркими, точными средствами, которые можно сравнить с мазками художника, набрасывающего основу будущей шедевральной картины.

Рассказ, рассмотренный подобным образом на уроке, вызывает различные эмоции учащихся. Но, несомненно, заставляет задуматься о настоящем времени, в котором часто встречается подобная ситуация. Вот отзыв одной из учениц – Анны Т.: «Этот рассказ произвёл на меня очень сильное впечатление и оставил неизгладимый след в душе. Как же глухи и слепы люди! Как чёрствы и закрыты наши сердца! Мы не хотим и не умеем сочувствовать. Мало кто спешит помочь человеку, оставшемуся один на один со своей бедой. Люди не только не видят тоски в чужих глазах, но даже и слышать о ней не желают…Такие произведения призваны научить нас сочувствию». Пожалуй, к этому добавить нечего. Малый по объёму, но объёмный по содержанию рассказ воспитывает душу, будоражит мысли, заставляет ещё раз задуматься о стремлении к тому, чтобы в каждом из нас всё было прекрасно.

Библиографический список

  • Богданов В.А. Жизнь, какая есть и какая должна быть. Сборник А.П.Чехов. Учитель словесности. М.: Детская литература, 1987 
  • Материалы сайта http://www.litra.ru/ (дата обращения 22.03.2010)

Ирина Николаевна Нелидина02.10.2013 43930 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar