РАЗРАБОТКИ

Другие модули


«Сила традиций и сила творчества в их сочетании — животворящий источник всякой культуры»

«Сила традиций и сила творчества в их сочетании — животворящий источник всякой культуры» Ключевыми понятиями моей темы являются традиция и творчество. Обратимся к толковому словарю, чтобы понять, что обозначают данные слова. В словаре русского языка С. И. Ожегова мы читаем:

Тради́ция (обычай) — множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

Творчество — то, что относится к свойствам, качествам человека, который обладает способностью создавать художественные ценности.

Творческим подходом к какому-либо делу называется умение превратить какую-либо практическую или теоретическую деятельность в увлекательный, интересный для других людей процесс. Быть способным на творческий подход к любому делу.

Творческой называют группу работающих вместе людей, деятельность которых направлена на создание, сохранение, распространение культурных ценностей.

«Современная культура с ее постоянной переоценкой ценностей привела к разрушению преемственности между поколениями, в обществе повсеместно отмечается снижение значения семейных ценностей. Уменьшается непосредственное влияние традиций на действия человека. Человек видит в другом человеке не уникальную и неповторимую личность, а объект, необходимый для удовлетворения его потребностей, не цель, а средство» [1].

Полностью согласна с высказыванием Оксаны Игоревны Ледовской, хочу добавить несколько своих собственных наблюдений.

Интерес подрастающего поколения направлен на себя, окружающие люди — сверстники и люди взрослого поколения — не представляют для них никакого интереса; подростки глухи к чужому горю и одиноки в своём горе, их мир подчас закрыт даже для их родителей. На мой взгляд, одиночество подростков напрямую связано с проблемой разрушения преемственности поколений и снижения влияния традиций на действия человека.

Общество может сколь угодно много говорить о преемственности поколений, но пустые разговоры — бесполезная трата времени.

Приведу ещё одну цитату из диссертации О.И. Ледовской: «Без традиций не только не существует ни одной культуры в истории человечества, но без неё невозможно представить себе даже и само существование любого человеческого общества. На основе традиции строится самоидентификация человека и общностей, в ней аккумулируется их культурная энергия, которая содействует дальнейшему развитию. Традиции и культурные инновации — две взаимодействующие тенденции в культурном развитии, без соблюдения, гармонии которых невозможна базисная культурная перспектива. Только через постижение строения традиции, функций ее отдельных составляющих можно подойти к раскрытию феномена ее регулятивного характера» [1].

Печально осознавать, что такие, на первый взгляд, элементарные вещи не осознаются в современном обществе.

Постижение культурного наследия народа начинается в детстве. Родители и школа — главные наставники подрастающего поколения и в этой области. Об этом нам постоянно напоминает наше правительство. Но подчас родителей самих приходится образовывать в плане культуры. И эту просветительскую миссию в современном мире призвана осуществлять школа.

В школе, представителем которой я являюсь, помимо русского языка углублённо изучают японский и английский языки. Но изучение самого языка как такового, на мой взгляд, не должно быть самоцелью. Язык — это один из способов постижения культуры другого народа и осознание человеком себя как наследника этой культуры. А раз есть один способ, должны быть и другие.

Для погружения в культуру народов Англии и Японии в нашей школе, помимо уроков по МХК, Истории и культуре Японии и др., традиционно проводятся фестивали «Английская осень», «Русская зима» и «Японская весна». В рамках этих фестивалей учителя различных МО проводят конкурсы, встречи с носителями языка, концерты, в которых принимают участие не только ученики школы, но и гости. Всё это, безусловно, благотворно влияет на усвоение ребятами языка, повышает интерес учащихся к языку в частности и к культуре других народов. Однако я убеждена, знакомство с праздниками и традициями народа — ещё один способ познания культуры. Поэтому два года назад решила повести мероприятие в рамках фестиваля «Английская осень», которое познакомило бы учащихся с традициями английского народа. Цели были следующие: заставить ребят по-новому взглянуть на уроки изучения русского и английского языков, уроки биологии и трудового обучения; дать почувствовать учащимся необходимость и полезность каждого предмета, изучаемого ими в школе. И, конечно, заинтересовать их, познакомив с традициями народа, научить их ценить прошлое, для того чтобы это прошлое не исчезло, а наоборот, возродилось. Уверена, возродившись в одной-двух семьях, традиция не угаснет. А ещё — показать учащимся, что традиции народов похожи, потому что главные ценности везде одинаковы.

Итак, цели были поставлены. Осталось осуществить задуманное. Коллеги поддержали меня. За две недели подготовки к мероприятию ребятами было найдено много интересного и познавательного материала, большая часть которого вошла в сценарий праздника «День яблока».

Праздник начался с представления команд, что можно было сделать как на русском, так и на английском или японском языках. Представители команд соревновались в декламации стихов, иногда и собственного сочинения, посвящённых яблоку, в скорости поедания яблок и в кулинарном искусстве. Возможность проявить свои творческие способности была у каждого желающего.

Получилось действительно отлично. Более того, участие в подготовке мероприятия и непосредственно в самом празднике помогло некоторым классам стать по-настоящему дружным школьным коллективом. Это произошло потому, что совместное интересное дело ребят захватило и научило быть внимательнее к одноклассникам, научило прислушиваться к чужому мнению, порой искать компромиссные решения, для того чтобы команда класса получила высокие баллы. Конечно, победителей традиционно было немного, но главным было другое — совместное творчество, желание узнать как можно больше из истории и умело и бережно применить опыт прошлого в современной жизни. И хотя «День яблока» — традиция относительно молодая, но это часть культуры, которая, несомненно, будет сохранена нашими детьми. 

Творческий подход к делу превратил познавательную деятельность в увлекательный, интересный процесс. Энтузиазм и Творчество коллектива учителей и учеников привело к тому, что в нашей школе появилась ещё одна традиция, о которой ребята (это я знаю точно) рассказали своим родителям. А традиция и творчество есть тот самый источник культуры.
Я рассказала, как в школе можно познакомить ребят с культурой других народов, чтобы наглядно показать им необходимость изучения языков и предметов, как их называют, второго плана. Больше же всего я представитель русского народа и как учитель русской словесности обращаю внимание на пропаганду наших, русских традиций. И знакомлю ребят с русскими народными праздниками, которые помогают мне не только объяснить детям всю красоту и богатство традиций русского народа, но и решить образовательные и воспитательные проблемы сегодняшнего непростого времени, связанные с преемственностью поколений.

Список использованной литературы:
1. Ледовская, О. В. Роль традиций в современной культуре: диссертация канд. филос. Наук. — Ставрополь, 2006. — 151 с.
Черезова Марина Николаевна28.10.2013 15210 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar