РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование игровых технологий как средство развития коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями интеллект-го развития

Использование игровых технологий как средство развития коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями интеллект-го развития педагог-психолог Н.Ю. Бакунчик 
учитель-логопед Е.А. Солнцева
 
ГБОУ ЦППРК «Доверие» Петродворцового района г. Санкт-Петербурга 

Главным проявлением деятельности в жизни ребёнка является игра, что обусловлено её значением в социально-личностном, умственном, эмоционально-волевом развитии ребёнка, а вместе с тем эффективными коррекционными возможностями. Говоря о влиянии игры на развитие детей, известный психолог Д.Б. Эльконин сформулировал вывод: «Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных». 

На базе Центра социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов в городе Ломоносове Петродворцового района Санкт-Петербурга мы сделали практическую попытку обобщить опыт взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда в диалоговом общении с детьми-инвалидами и их родителями, используя средства игротерапии

В проведённом мастер-классе участвовали дети с ДЦП и умственной отсталостью, рядом с ними были задействованы в процессе различных игровых ситуаций их мамы, няни, сотрудники учреждения. В данном контингенте детей подразумеваются дети с эмоциональной отгороженностью, негативизмом, слабым развитием мыслительных и речевых процессов, задержкой психического развития, агрессивностью по отношению к окружающим, аутизмом, эмоциональной неустойчивостью.

Нами была поставлена цель отработать навыки коллективного взаимодействия и достижение результатов сотрудничества между родителями и детьми средствами игротерапии. 

Задачами мастер-класса мы обозначили следующее:
  1. Знакомство детей с окружающим миром и формирование у них образов-представлений о моделируемых объектах, а так же отражение их внутренних и внешних свойств в последующей игре. 
  2. Формирование адекватной реакции на различные проявления поведения и эмоций со стороны других людей. 
  3. Адекватное проявление собственных переживаний в процессе коммуникации.  Освоение действий детализации образа в ролевых играх. 
  4. Развитие функций речи: 
    • согласование действий с игрушками, телодвижений со словами педагога, 
    • произнесение отдельных реплик персонажей в ходе игры, 
    • освоение модулирования и интонирования речи в ходе образных игр. 
Было использовано оборудование: массажные мячики, клубки шерстяных, цветных ниток, мягкие игрушки – щенок и кот, шапочки персонажей сказки «Кто сказал мяу?», мягкий конструктор для строительства. 

Знакомство участников группы с игровым персонажем как с ведущим – котом Тимошей происходило посредством игры «Я умею делать это…». Психолог озвучивает кота, который игриво расположился у неё в руках, демонстрируя его способности ( ласковый, ленивый, умный, игривый). Параллельно идет рассказ о том, что кот любит делать и чего не любит. Например: Тимоша очень любит есть сметану и совсем не любит купаться. Он вместо купания вылизывает себе лапки, мордочку, шейку и т.д. Психолог показывает детям, как это делает кот. Дети повторяют эти движения. Потом передается слово семейным парам ( мама плюс ребенок), которые рассказывают о себе в этом же ключе, кто что любит, а кто что не любит делать и показывают свои эмоции. Таким образом, происходит и представление участников друг другу. 

На следующем этапе занятия мы выявили особенности использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации эмоций в игре-драматизации «Крошка-енот и тот, кто сидит в пруду». Кот Тимоша говорит, что очень любит сказку «Крошка енот». Особенно тот момент, когда енот смотрит в воду и видит отражение, пугается и начинает грозить палкой, а отражение - грозит ему в ответ, потом енот корчит рожи - и отражение ему тоже вторит, потом мама советует малышу-еноту сходить на пруд и улыбнуться отражению, малыш делает это и получает в ответ веселую улыбку. Кот просит ребят изобразить те эмоции, которые енот испытывал, когда общался со своим отражением. Дети мимикой и пантомимой изображают - страх, угрозу, злость, радость. Все эти эмоции они демонстрируют друг другу в парах (мама-ребенок). 

В последующем упражнении-пантомиме «Вырасти дерево» мы учились осознавать себя, укреплять каждому своё чувство уверенности в коллективе, взаимодействовать вместе – детям и родителям. Все встают в круг и приседают. Ведущий - кот говорит, что надо представить себя маленькой веточкой, которую посадили для того, чтобы выросло большое и крепкое дерево.

Дальше все постепенно по рассказу ведущего поднимаются на ноги. Ведущий говорит, что солнышко светило и согревало дерево своим теплом ( мамы в это время обнимают детей), лил дождик и давал дереву пить, оно росло и крепло. дети подрастают, взрослые изображают движения дождя руками и вместе с детьми говорят «кап-кап-кап». Ветерок сдувал с листочков пыль и деревце раскачивалось и сильнее держалось корнями за землю, - мамы дуют на детей, изображая ветер, а дети раскачиваются держа руки наверху, имитируя деревья. и вот, наконец, дерево выросло и стало большим, красивым и сильным. 

В упражнении на развитие психомоторики «Клубочки» активно включается учитель-логопед, озвучивая появившегося щенка Дружка, который вступил в совместную игру с котом Тимошей и участниками занятия. Дети весело распутывают запутанные шалунами нити клубков, помогая друг другу. Логопед направляет переход игрового упражнения в сюжетно-ролевую игру по мотивам сказки В. Сутеева «Кто сказал мяу?», учитывая желания детей и взрослых по выбору ролей и шапочек-персонажей сказки: Петуха, Мышонка, Лягушонка, Большого Пса, Маленькой Пчёлки. По предложенным логопедом коротким диалогам между персонажами участники в парах (мама-ребёнок) повторяли небольшие сценки-диалоги перед зеркалом. Таким образом, мы помогали детям развить свои коммуникативные навыки в диалоговой речи и одновременно способствовали формированию адекватной реакции детей на различные проявления поведения и эмоций со стороны других участников. 

На заключительном этапе занятия в целях закрепления навыков коллективного взаимодействия и достижения результата было предложено педагогами строительство общего большого дома, в котором живём все мы. Из строительного материала (мягкие большие геометрические формы) дети строят постепенно многоуровневый дом для всех участников занятия, каждый должен поставить свои фигуры так, чтобы получилось сооружение пригодное для проживания. То есть фундамент, этажи, окна, крыши, двери и пр. атрибуты дома. Когда строительство завершено, все участники устраиваются в доме, находят себе удобное место, дети учатся ориентироваться в пространстве так, чтобы не мешать другим и иметь свое жизненное пространство. Задание завершается общим фото на память. Потом детям предлагается поиграть в новом доме и на игровом поле зала ( катание с горки). При этом соблюдается очередность катания, поощряется взаимодействие ( например, парное катание), делается упор на доброжелательные отношения в процессе игры, поощряются положительные эмоции и демонстрация хороших отношений.
В ходе мастер-класса педагог-психолог и учитель-логопед обоюдно использовали упражнения для коррекции недостатков эмоциональной сферы, коммуникативных навыков, ролевого взаимодействия детей и взрослых. 

Анализируя проведённую педагогическую работу, мы пришли к выводу, что такие занятия необходимы для родителей, детей и педагогов - для обогащения коммуникативного и игрового опыта в условиях семейного воспитания и коррекционной работы с категорией детей с ограниченными возможностями в специальных учреждениях.

Используемые источники:
Д.И. Бойков Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности. – СПб, 2005.
Д. Б. Эльконин Избранные психологические труды. Педагогика, 1989.
Бакунчик Н.Ю., Солнцева Е.А.30.10.2013 18700 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar