РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках ИЗО.

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках ИЗО.

Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся. Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого школа должна помочь воспитанникам найти своё место в жизни.

Труд необходимое условие жизни и всестороннего развития человека.

Конституция РФ предоставляет человеку право на выбор занятия и профессии в соответствии со способностями, призванием, потребностями государства в кадрах.

Каковы бы ни были индивидуальные возможности школьника, но если у него нет желания учиться, то успехов не будет. Правда, положительное отношение к учению тоже тесно связано со способностями. Много раз отмечалось в психолого-педагогической литературе, что желание учиться возрастает, когда учение идет успешно, и гаснет из-за неудач. Неудачи могут быть объяснены не только недостатком знаний, которые должны быть приобретены на предшествующих этапах обучения, но и неразвитыми способностями ребёнка.

Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

С поступлением в школу ребёнок впервые реализует общественно значимую и социально оцениваемую учебную деятельность, направленную на усвоение на усвоение системы научных понятий. Все отношения учащегося с внешним миром, в семье и вне школы определяются его новой социальной позицией – позицией школьника. Учитель выступает как носитель социальных норм, правил, критериев оценки и контроля, обязательность которых диктуется их общественным характером. отношения со сверстниками строятся как отношения учебного сотрудничества.

Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребёнка. Источниками полноценного развития ребёнка выступают два вида деятельности. Во-первых, любой ребёнок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе. Во-вторых, ребёнок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребёнка самостоятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.

Если говорить о настоящем состоянии современной начальной школы в нашей стране, то следует отметить, что основное место в её деятельность все ещё продолжает занимать познавательная деятельность школьников, а не творческая, поэтому тему нашего исследования мы обозначили как «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства, посредством нетрадиционных техник рисования»

Способности – это индивидуально - психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Они не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам, и обнаруживаются в быстроте, глубине прочности овладения способами и приемами деятельности.

Творческие способности – это высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. 

Проявления творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, ибо творчество – норма детского развития. Реализация творческих способностей ребенка делает более содержательной его жизнь. Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Творчество является обязательным атрибутом современного общества. Современный человек должен быть мобильным, творческим.

Проблема развития способностей – одна из актуальнейших психологических и педагогических проблем, имеющих большое и теоретическое, и практическое значение. Проблему творчества изучали многие ученые: Л.С.Выготский, Г.Г.Григорьева, В.С.Кузин, С.Л.Рубинштейн и другие.

Как известно, способности, в том числе и творческие, не только проявляются, но и формируются, развиваются в процессе деятельности.

В жизни младшего школьника большое место занимает изобразительная деятельность, имеющая неоценимое значения для развития детей. Младший школьный возраст является синзетивным периодом для развития творческих способностей ребенка.

Развитие творческих способностей возможно средствами изобразительного искусства. Значит, для этого нужно так организовывать процесс управления изобразительной деятельности, чтобы учащиеся могли в полной мереи реализовать свои творческие возможности на уроках изобразительного искусства.

Творчество – это исследование. Человек исследует, а это значит, что он наблюдает и познает окружающий мир. В основе творчества лежит система творческого воспитания, которая обусловлена двумя основными принципами: индивидуальной заинтересованностью и социальной значимостью. Для развития воображения, творческого мышления (его гибкости, оригинальности), творческой активности как составляющих творческого потенциала личности в практике начального художественного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов. Их технология проста и доступна как взрослым, так и детям. 

Несмотря на достаточную изученность вопросов развития творческих способностей в детском возрасте вместе с тем следует подчеркнуть, что малоизученными остаются вопросы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста посредством нетрадиционных техник рисования.

Таким образом, актуальность выбранной нами проблемы следующая: формирование творческих способностей ценно не только само по себе. В этом процессе ребёнок приобретает такие качества, которые затем дают толчок развитию у него более общих способностей, сказывающихся на успешном осуществлении самых разнообразных видов деятельности. Анализ научных исследований и опыта педагогической деятельности свидетельствует, что решение проблемы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста сопровождается рядом противоречий:

  • Между тенденциями и инновациями;
  • Между необходимостью что-то сделать и актуальностью того, что существует.
Перечисленные противоречия обуславливают необходимость поиска и применения наиболее эффективных методов развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста. Например таких, как нетрадиционные техники рисования, которые будут учитывать творческий потенциал использования данных техник.

Таким образом, проблемой исследования является развитие творческих способностей младших школьников. Данная проблема была положена в основу нашего исследования.

Выделенная проблема исследования актуализирует определение цели выпускной квалификационной работы, которая состоит в изучении научных основ, сущности процесса развития творческих способностей и выявлении наиболее эффективных методических особенностей использования нетрадиционных техник рисования на уроке изобразительного искусства, развивающих творческие способности младших школьников в изобразительной деятельности.

Объектом исследования является учебный процесс на уроке изобразительного искусства.

Предмет исследования – процесс развития творческих способностей младших школьников посредством нетрадиционных техник рисования.

На основе этого была выдвинута гипотеза: если в деятельности младших школьников использовать различные методы и приёмы развития творческих способностей на уроках ИЗО, в частности, это использование различных приемов и методов обучения, разных видов художественной деятельности, техник рисования, а также различных материалов, то это способствует эффективному и успешному развитию творческих способностей детей.

Достижение поставленной цели и доказательство гипотезы предполагало решение следующих задач:

  1. Осуществить теоретический анализ литературных источников и обобщить передовой опыт в развитии творческих способностей младших школьников;
  2. Дать характеристику творческим способностям;
  3. Выявить особенности содержания и условия организации учебно-теоретического процесса по проблеме исследования;
  4. Выявить методы и приемы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста посредством нетрадиционных техник рисования;
  5. Осуществить исследовательскую работу по предмету исследования.
Для решения поставленных задач мы использовали комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов научного исследования:
  • Изучение и анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по предмету исследования;
  • Изучение педагогического опыта;
  • Анкетирование;
  • Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования;
  • Изучение продуктов учащихся;
  • Анализ литературных источников.
Методологической основой нашего исследования явились следующие идеи и научные положения, раскрытые в трудах Л.С. Выготского, раскрывающие творческие способности детей; личностно-ориентированный подход в изучении творческих способностей.

Наше исследование осуществлялось на базе Новорловской средней школы. В эксперименте приняли участие 38 учащихся (экспериментальная и контрольная группа), учителя, родители детей.

Исследование проводилось в течение 2007-2010 годов и осуществлялось в три этапа:

1 этап:

  • определение проблемы и темы исследования;
  • формулирование научного аппарата;
  • постановка гипотезы;
  • постановка критериально – диагностической базы исследования;
  • проведение констатирующего этапа эксперимента.
2 этап:
  • обобщение и систематизация взглядов ученых на проблему;
  • реализация программы эксперимента.
3 этап:
  • подведение итогов экспериментальной работы;
  • обобщение материалов и результатов исследования;
  • формулировка выводов.
Теоретическая значимость нашего исследования состоит в том, что уточнено основное понятие исследования «творческие способности», которое понимается нами как высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Систематизированы и обобщены взгляды ученых на проблему развития творческих способностей; создана классификация методов исследования; описана система работы с использованием нетрадиционных техник рисования, направленная на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость нашего исследования заключается в разработке критериально – диагностической базы исследования и выявлении с её помощью уровня развития творческих способностей; в разработке и практическом внедрении программы или комплекса заданий направленных на развитие творческих способностей; получены результаты доказывающие эффективность развития творческих способностей посредством введения нетрадиционных техник рисования в занятия.

Материалы и результаты исследования могут представлять интерес учителей начальных классов, специалистов, занимающихся этой проблемой, методистов, студентов.

Констатирующее исследование

Проводя наше исследование, мы опросили 63 (шестьдесят три) респондентов в целях выявления уровня интересов к изобразительному искусству у подростков. Это как раз дети, которые обучались по программе В.С.Кузина, целью которой является практическое овладение элементарными основами реалистического рисунка, выработка определенной системы художественно-графических умений и навыков . Но, как известно, в начальной школе уроки ИЗО чаще всего проводят сами учителя начальных классов. И, как известно, они больше внимания уделяют урокам математики, русского языка, чем уроку рисования. Причем, как показал опрос студентов заочного отделения Агинского филиала Забайкальского государственного гуманитарно - педагогического университета им. Н.Г.Чернышевского, являющихся преподавателями в начальных классах, они сами малознакомы с основами изобразительной грамоты. В итоге, в методике обучения рисованию получается несоответствие ни одной из трех вышеуказанных теорий. К примеру, в теории свободного воспитания Г. Кершенштейнера говорится о том, что детей в общеобразовательной школе не следует обучать изобразительной и графической грамоте; нужно содействовать только общему эстетическому развитию ребенка. Но в нашей начальной школе творчество опять же не является абсолютно свободным, так как уроки даются в соответствии с программой. Получается, что дети, необученные правилам и законам изобразительного искусства, занимаются на уроках самостоятельным творчеством в рамках программы, что приводит к неэффективному обучению, не преследующему никаких конкретных целей и зачастую, такая ситуация остается и при дальнейшем обучении, средних и старших классах. Так какого же отношение детей к изобразительному искусству, к своему уровню художественных умений и навыков в целом? Довольны ли они своими творческими возможностями в рисовании и есть ли у них потребность и интерес к изобразительному искусству?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы провели анкетирование среди учащихся пятых, седьмых и девятых классов Агинской средней школы №2 и Агинской гимназии (всего 63 информанта), При наличии анкет мы пришли к таким результатам.
На вопрос «Любите ли вы рисовать?» положительно ответили 43 (сорок три) человека, что составляет 68,3% . Из 31,7% детей большинство (25%) объясняют причину своего нежелания рисовать тем, что либо они не умеют рисовать, либо у них это плохо получается. Интересно отметить , что больше всех желают рисовать учащиеся седьмых классов (77,3% от числа всех учащихся класса) . мы считаем, что это наблюдается в силу возрастных психологических особенностей детей этого возраста.

Желание передавать свои мысли и чувства, особенно красоту природы в картинках проявляют 60% опрошенных, 56% респондентов считают, что у них недостаточный уровень художественных и графических умений и навыков для того, чтобы передавать в картинках свои впечатления.

И, наконец, 84% информантов хотели бы повысить свой уровень умений и навыков, чтобы научиться рисовать лучше. Дале мы привели графический анализ этих же анкет. График к первому вопросу показывает, что интерес к рисованию у детей в разном возрасте проявляется по-разному. В старших классах по графику он снижается.

Второй график показывает, что если почти все дети 10-11летнего возраста (78%) любят выражать свои впечатления о красоте природы, чувства и мысли в картинках, то в седьмых - девятых классах это число резко снижается до 39%. Во-первых, это объясняется тем, что у детей в подростковом возрасте появляются другие интересы, они становятся более скрытными в своих впечатлениях, возникают другие способы для передачи своих переживаний (дружеское общение, поэзия, музыка и пр.). Но другая сторона состоит в том, что если дети раньше рисовали все что хочется и были довольными своими рисунками, то теперь у них появляется в воображении более серьезные, сложные образы, которые полностью передать в картинках труднее. Для этого уже требуется владение какими-то конкретными умениями и навыками. Вот как объясняет это девочка пятнадцатилетнего возраста: «Иногда от грусти или, наоборот, восхищения чем-либо, в голове возникает красивый образ, картина в руки, то начинает получаться совсем не то, что хотелось. И когда понимаешь, что все равно ничего не получится - все бросаешь. Все-таки плохо, когда не умеешь рисовать…» это, действительно, так. Для подростка его возраст - период самоутверждения, становления собственного «Я», и они в этом возрасте предпочитают заниматься тем видом деятельности, в котором они имеют наибольшие успехи. И даже это занятие их привлекает, они все равно его отвергают, если терпят в ней неудачу.

Далее, если в третьем графике показано, что учащиеся пятых классов вполне удовлетворены своими умениями и навыками в области изобразительного искусства (55%), то, чем они старше, тем больше проявляется их неудовлетворенность своими способностями (седьмые классы - 40,9%, девятые - 39%).

Рассмотрим схему последнего графика. Здесь на вопрос «Хотели бы вы научиться рисовать лучше ?», многие информанты одиннадцатилетнего возраста отвечает , что итак умеют . Тем не менее, число желающих составляет 78%. Учащиеся же тринадцатилетнего и пятнадцатилетнего возраста в большинстве своем (86,4% и 87%) дали положительный ответ.
Из проведенного исследования можно констатировать тот факт, что дети подросткового возраста любят рисовать, у них есть интерес к изобразительному искусству и желание совершенствовать свой уровень изобразительной грамотности. Но чем они старше, тем больше у них осознание того, насколько несовершенны их умения в этой области творческой деятельности. Именно это становится причиной постепенного спада интереса к изобразительному искусству у подростков и старших школьников.

Формирующее исследование 

Перед исследованием провели анализ детских работ, предыдущих уроков как и на констатирующем этапе исследования проводился с целью выявления уровня развития творческих способностей, т.е. с каким процентов развития творческих способностей дети подошли к нашему исследованию. Уровень развития каждого умения оценивался по следующим критериям:

  • «высокий уровень» (воображение и творчество сформированы на отличном или хорошем уровне);
  • «средний уровень» (воображение творчество сформированы частично);
  • «низкий уровень» (воображение и творчество не сформированы)
Общее количество всех работ (29) было принято за 100%.
Все работы оценивались по каждому виду умения отдельно.
Результаты анализа работ были занесены в таблицу.

Результаты анализа детских работ показали, что и в 1 «а» классе и в 1 «б» классе обучаются вполне творческие дети, с довольно сформированным интересом к урокам рисования и высоким уровнем воображения, с хорошим творческим потенциалом.
После проведения констатирующего эксперимента мы провели несколько уроков изобразительного искусства в начальной школе с использованием нетрадиционных техник рисования, в целях выявления интереса, воображения и творчества у детей младшего школьного возраста. Это были как раз дети, которые обучались по программе Неменского Б.М., согласно его теории в преподавании изобразительного искусства нужно сочетать эвристическое воспитание и развитие творческих способностей, а также обучение изобразительной грамоте. Но в современной начальной школе творчество опять же не является абсолютно свободным, так как уроки проводятся в соответствии с программой. Дети привыкли рисовать так, как их этому научил учитель, руководствующийся той или иной готовой программой. Рисуют они кистями и карандашами уже сложившиеся в и головках сюжеты. Нетрадиционные техники рисования рекомендуется использовать каждому учителю, но очень часто времени на уроке недостаточно для подобных занятий. 

Так, когда же детям развивать в себе творческие способности? Ответом на этот вопрос становятся занятия именно с использованием нетрадиционных техник рисования. Эти техники вводятся в практику уже в дошкольных заведениях. Их технология проста и доступна всем. Такой вид практической работы можно реализовать на обобщающих уроках рисования, а также на уроках закрепления и повторения знаний, умений и навыков.

Мы разработали и провели несколько внеклассных занятий с использованием подобных техник рисования. Выяснилось, что первое занятие настолько завлекло ребят, что они уже с нетерпением ждали следующих.

Задачи формирующего этапа исследования были следующие:

  1. Выявить уровень творческих способностей детей после использования на уроках изобразительного нетрадиционных техник рисования.
  2. Определить насколько детям интересны нетрадиционные уроки.
  3. Проверить эффективность методики экспериментальной работы.
Формирующее исследование проводилось в двух 1-х классах на базе Новоорловской средней общеобразовательной школы.
После этого провели серию уроков в обоих классах.

В 1 «а» классе на формирующем этапе исследования было проведено несколько уроков рисования по программе Неменского Б.М., на которых использовались нетрадиционные техники рисования.

В 1 «б» классе проводились традиционные уроки по программе Неменского Б.М. без применения нетрадиционных техник рисования.

Темы экспериментальных уроков в 1 «а» классе:

  1. Прижми и отпечатай.
  2. Весёлые кляксы.
  3. Купаем картинку.
  4. Светлые линии на тёмном фоне.
Темы циклов уроков в 1 «б» классе:
  1. Изображать можно пятном.
  2. Изображать можно линией.
  3. Изображать можно и то, что невидимо (настроение).
  4. Наши краски в жизни.
В 1 «а» классе на первом занятии мы использовали технику печати. Мы сначала познакомились со способом получения печати, а затем пробовали применение этого способа на практике.

Второе занятие «Веселые кляксы» - научило ребят рассматривать в обычной кляксе причудливый рисунок. Воображению и фантазии детей не было границ. Ребята настолько были поглощены творческим процессом, что почти не замечали присутствия учителя в классе. Работы получились более чем интересные. Они были своеобразными, новыми.

Третий урок «Купаем картинку» – рассказал ребятам, как можно получить рисунок на темном фоне с слегка размытыми границами.
Последнее занятие «Светлые линии на темном фоне» показало детям как использовать такую технику как граттаж.
В 1 «б» классе уроки прошли в обычной творческой обстановке.

Таким образом, мы провели определенное количество уроков изобразительного искусства в двух экспериментальных классах. В одном классе это были уроки, проведенные в соответствии с программой М.Б.Неменского и учебным планом школы, а в другом – уроки, проведенные в нетрадиционном режиме. В ходе наблюдений за деятельностью детей и ее оценивания было установлено: если на констатирующем этапе эксперимента новизна и оригинальность работ была низкой, характеризовалась репродуктивными методами и формами, то в ходе формирующего этапа эксперимента проявилась тенденция к усложнению композиции, появлению продуктивных форм, методов, характеризующихся оригинальностью, необычным оформлением, использованием незнакомых сюжетов. При выполнении творческих работ степень самостоятельности возросла. Дети с увлечением и азартом создавали, проектировали новые изделия.

Повышение уровня творческой активности подтверждает мысль о том, что этому можно и нужно учить. Это особенно важный вывод, поскольку это необходимо не только в сфере художественной дизайнерской деятельности, но и является одной из составных частей общей культуры человека.

Контрольное исследование

После проведения ряда уроков мы снова провели анализ детских работ. Результаты повторного анализа говорили о том, что у детей 1 «а» класса, в котором проводились уроки с использованием нетрадиционных техник рисования, повысился интерес к урокам изобразительного искусства. Более того, у детей улучшилось качество поведения на уроке рисования – они и увлечением слушали задание учителя и практически воплощали его в своих альбомах. А у детей, обучающихся в 1 «б» классе уровень интереса сохранился на прежнем уровне.

Интерес же учащихся 1 «а» класса проходящий от первого урока к четвертому мы можем наблюдать на диаграмме 1 (приложение 6). Интерес и воображение после первого занятия примерно равны 88%, а творчество – 94%, после проведения четвертого занятия в процессе нашей совместной работы интерес возрос до 98%, воображение и творчество выросло до 96%. Детей заинтересовали такие занятия и это мы видим из следующей диаграммы. Здесь уже показатели интереса, воображения и творчества соответственно выше предшествующих. Это же мы можем проследить и из следующих показателей.

Конечно же, не следует применять нетрадиционные техники в рисовании на каждом уроке рисования и необходимо соответствовать программным требованиям изобразительного искусства. Но если хотя бы изредка применять другие методы и приёмы в рисовании, то это только улучшит состояние учебного процесса на уроке рисования и повысит интерес к нему.

Исходя из вышеизложенного, мы можем сделать вывод о том, что применять нетрадиционные техники рисования на занятиях по изобразительному искусству не только полезно для развития творческих способностей и возможностей детей, но и для их общего развития. Значит, если в деятельности младших школьников использовать различные методы и приемы развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства, в частности, это использование различных приемов и методов обучения, различных видов художественной деятельности, техник рисования, а также различных материалов, то это способствует эффективному и успешному развитию творческих способностей детей.

Развитие творческих способностей - важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Отсутствие же творческого начала становится в старших классах препятствием, когда требуется решение нестандартных задач. Художественные и графические умения и навыки, полученные в младшем школьном возрасте, играют немаловажную роль в будущем ребенка.

Также известен тот факт, что в настоящее время из-за углубленного внимания к экстренной стороне воспитания, изобразительной грамоте стали уделять меньше внимания.

Далее, результаты проведенных исследований дали возможность сделать вывод о том, что применение на уроках изобразительного искусства нетрадиционных техник рисования ведет к более эффективному развитию творческих возможностей и способностей младшего школьника. Под руководством учителя творчество ребенка приобретает еще одну особенность: овладев самыми элементарными изобразительными умениями, он выражает желание выполнить рисунок для кого-то (в подарок маме, папе, бабушке к празднику), сделать что-то полезное другим. Цель каждого занятия, предлагаемого детям, – развивать их творческие потенциальные возможности.

Вариативность и художественное разнообразие нетрадиционных техник рисования предоставляют возможность творчески подойти к их отбору применительно к решению учебной задачи конкретного урока изобразительного искусства, учитывая особенности тематической, содержательной, технической сторон художественно - творческой деятельности, а также спектр интересов класса желанным, интересным, познавательным.

С другой стороны, учащиеся получают неограниченные возможности выразить в рисунке свои чувства, мысли, переживания, эмоции, настроения, учатся видеть в неожиданных сочетаниях цветовых пятен и линий образы, оформлять их до узнаваемых и погрузиться в удивительный мир творчества.

Изучив теоретическую основу проблемы исследования и обобщив передовой опыт, основываясь на результаты проведенных исследований, мы можем сделать вывод, что если в деятельности младших школьников использовать различные методы и приемы развития творческих способностей на уроках ИЗО (сюда же относим использование различных техник рисования, разнообразие при использовании материалов, смену видов деятельности) то это, действительно будет способствовать эффективному и успешному развитию творческих способностей младших школьников. 

Иногда говорят, что школа не призвана готовить художников и что подобные знания, умения и навыки им не нужны, что достаточно использовать уроки изобразительного искусства лишь для воспитания у детей чувства прекрасного, умение разбираться в различных видах искусства. Все это правильно, но конкретная изобразительная деятельность и заложенные в нее основы изобразительной грамоты помогают детям глубже проникнуть в сложный мир окружающей действительности, понять его. Хотелось бы добавить, что внедрение в школьную программу нетрадиционных техник рисования еще лучше и грамотнее поможет детям познавать окружающий мир, развивая и совершенствуя свои внутренние потенциалы и возможности.

В нашем исследовании мы осуществили теоретический анализ литературных источников и обобщили передовой опыт в развитии творческих способностей младших школьников. Дали характеристику творческим способностям и выявили особенности содержания и условия организации учебно-теоретического процесса по проблеме исследования.

Мы так же выявили методы и приемы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста посредством нетрадиционных техник рисования и, осуществив исследовательскую работу по предмету исследования пришли к выводу о том, что дети подросткового возраста любят рисовать, у них есть интерес к изобразительному искусству и желание совершенствовать свой уровень изобразительной грамотности. Но чем они старше, тем больше у них осознание того, насколько несовершенны их умения в этой области творческой деятельности. Именно это становится причиной постепенного спада интереса к изобразительном искусству у подростков и старших школьников. Мы выяснили следующий факт о том, что применять нетрадиционные техники рисования на занятиях по изобразительному искусству не только полезно для развития творческих способностей и возможностей детей, для их общего развития, но и росту интереса к изобразительному искусству и желание научиться рисовать лучше. Значит, если в деятельности младших школьников использовать различные методы и приемы развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства, в частности, это использование различных приемов и методов обучения, различных видов художественной деятельности, техник рисования, а также различных материалов, то это способствует эффективному и успешному развитию творческих способностей детей.

Гордеева Юлия Валерьевна04.02.2013 89920 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar