РАЗРАБОТКИ

Другие модули


«Методы и приемы коррекционно-развивающей работы при изучении математики с обучающимися основной школы»

«Методы и приемы коррекционно-развивающей работы при изучении математики с обучающимися основной школы» Коррекционно-развивающее обучение на уроках математики является приоритетным направлением современной образовательной практики, представляет собой систему мер дифференцированного образования, позволяющую решать задачи современной помощи детям, испытывающим трудности в овладении содержательных основ курса математики. В своей работе я столкнулась с ограниченностью методической и рабочей литературы в области обучения отстающих детей в общеобразовательном классе, так как обучаю классы, в которых есть учащиеся с диагнозом ЗПР и F-70,а также часто болеющие и пропускающие учебные занятия. 

В своей практике использую следующие методы коррекционно-развивающего обучения детей на уроках математики:
  • Объяснительно-иллюстративный метод (метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти). 
  • Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации) 
  • Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения) 
  • Частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы) 
  • Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют). 
Наиболее продуктивным и интересным считаю создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа. В своей работе применяю эффективные формы обучения школьников с интеллектуальными нарушениями: индивидуально – дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения. Игротерапия, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, групповая дискуссия. Прививаю и поддерживаю интерес к своему предмету по-разному: использую занимательные задания, загадки и ребусы, наглядные средства обучения, таблицы-подсказки. Практикую я игру «в учителя», или «консультант» (хорошо успевающий ученик работает с менее успевающим), в процессе которого осуществляется взаимный контроль, взаимопомощь. Класс воспринимает своего одноклассника в «должности» учителя положительно. Иногда оценки за работу учащимся ставит сам ученик-консультант. 

Серьёзно отношусь к подбору методов решения примеров для устного счёта. 

Применяю:
  1. тренажёры О.В. Узоровой, Е.А. Нефёдовой (5-6 класс в 4 частях); 
  2. устные вычисления и быстрый счет. Тренировочные упражнения за курс 7-11 классов. Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. 
  3. Жохов В.И., Погодин В.Н. Математический тренажер. 5, 6 класс 
Использую
  • опорные схемы на уроке 
Их лучше составлять вместе с учащимися на уроке в самом начале изучения темы, и можно пользоваться, пока тема не исчерпана.

  • Карточки для коррекции знаний 
Левитас Г. Г, Карточки для коррекции знаний по математике для 5—6 классов. 
Левитас Г. Г, Карточки для коррекции знаний по математике для 7 класса. 
Левитас Г. Г, Карточки для коррекции знаний по математике для 8-9 классов. 
  • Физминутки (видеофизкультминутки Психогимнастика, музыкотерапия, танцевальная терапия, пальчиковые игры). Желательно проводить, так как дети с нарушением интеллекта устают быстро и теряют интерес к заданию, к уроку в целом. 
Отрабатываю вычислительные навыки. 

Если имеется возможность можно использовать тренажеры. Например, компьютерные тренажеры (Гесслера Дмитрия Михайловича).
  • Практическая работа. (Работа в парах) 
если ученик что-то рисовал, чертил, вырезал или закрашивал, то это что-то само по себе становится опорой для его памяти. Такой вид работы как обучающее практическое занятие является творческим для учащихся. Оживляет урок и использование материала из истории математики.

  • Тест. 
Содержание тестовых задач и многократное тестирование позволяет даже слабым ученикам выполнить часть работы, минуя психологический стресс, получить удовлетворительную оценку и овладеть объемом знаний, достаточным для этого. Использовать тесты для компьютеризации обучения.

Тесты я использую из книг:
1. Попова Л.П. Математика. КИМ. 5-8 класс
2. Математика. 5-6 класс. Тесты для промежуточной аттестации. Под ред. Лысенко Ф.Ф., Ольховой Л.С., Кулабухова С.Ю 

  • Домашнее задание
Задаю как можно больше творческих заданий (составить кроссворд, ребусы, придумать загадки, составить рисунок из геометрических фигур и т.д.)

  • Подведение итогов урока. Рефлексия.
Ставим две оценки: эмоциональное отреагирование (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему) и осмысление (почему это важно, зачем мы это делали). Выставление оценки по карте результатов. Могут использоваться как серьезные, так и шуточные виды оценок (рисунки, аппликации): «За уступчивость», «За умение слушать», «За сострадание и отзывчивость», «Тихоне», «Самому молчаливому». Роль стимуляторов поведения могут выполнять маленькие открытки с небольшим текстом и соответствующим изображением: «Спасибо за помощь!», «Улыбнись и не грусти!», «Ты можешь собой гордиться!».
Казанина Юлия Юрьевна14.11.2013 22720 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar