РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Особенности обучения немецкому языку детей с ограниченными возможностями здоровья

Особенности обучения немецкому языку детей с ограниченными возможностями здоровья Особенности обучения немецкому языку детей с ограниченными возможностями здоровья
Водянкина С.С., учитель немецкого языка МБОУ «Зональненская СОШ» Томского района


Государство гарантирует любому ребенку право на получение бесплатного общего образования. За относительно небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой модели обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интегрированный подход к обучению. Педагогическая интеграция предполагает совместное обучение детей с отклонениями в развитии и их нормально развивающихся сверстников в стенах образовательного учреждения. Совместное обучение - сложная проблема. В общеобразовательной школе дети с особенностями в развитии посещают уроки с обычными сверстниками, но в то же время при обучении таких учеников необходимо руководствоваться специальными образовательными программами. Эти дети нуждаются в особых условиях обучения и социально - психологическом сопровождении. 

Перед учителями школы, и, в частности, перед учителями иностранного языка, возникает вопрос – чему и как учить таких детей? Стоит ли им вообще изучать иностранный язык? Ведь для большинства таких детей характерны трудности в звуковом анализе, нарушен фонематический слух. Работая с такими детьми, я пришла к убеждению, что обучение иностранному языку необходимо, но целью обучения при этом должно быть не столько практическое овладение языком, сколько общее развитие ребёнка, развитие мышления, памяти, речи, активизация познавательной деятельности. Иностранный язык как никакой другой предмет способствует решению этих задач. Практическое же овладение языком (на определённом уровне) становится средством решения этих задач. При организации обучения необходимо учитывать, что речь детей с ограниченным интеллектом и на родном языке ограничена бытовой тематикой, лексически небогата, грамматически часто неправильна. А так как степень обученности иностранному языку зависит от общего уровня развития ребёнка, то освоить иноязычную речь он сможет только на уровне своего развития. Следовательно, необходимо сократить количество лексических единиц для запоминания и активного применения, часть грамматических явлений вынести только на ознакомление, то есть сделать учебный материал доступным и дать возможность ребёнку поверить в свой успех. Любой даже маленький шаг в изучении иностранного языка надо поощрять и не зацикливаться на исправлении ошибок. 

Для предупреждения утомляемости детей при планировании уроков важно избегать единообразия учебной деятельности, привлекать для выполнения задания все органы чувств: зрительные, слуховые, речевые и двигательные. Учитель должен будить воображение учащихся, используя различные приёмы: недосказанность, перестановку логической последовательности событий, визуализацию, ролевые игры, яркую или забавную наглядность, применение музыки и т.д. 

Эффективным приёмом усвоения нового материала является визуализация (картинки, схемы, условные обозначения, компьютерные презентации). Очень помогает при работе над грамматическим аспектом речи рифмованный материал. Рифмовки легко заучиваются, образны, содержат важные грамматические структуры, которые запоминаются без труда. 

Чем слабее обучены ученики, тем больше должно быть опор для них в процессе обучения. Так, при работе над определёнными грамматическими структурами особенно удачны, на мой взгляд, подстановочные таблицы. 

Часто у детей с ОВЗ хорошо развита двигательная память, следовательно, нужно стараться максимально использовать ситуации, требующие от детей каких-то движений. Это может быть рисование, жестикуляция, подвижные игры. Так, например, игру в мяч можно успешно использовать при изучении и букв, и слов, и грамматики. Игра «Кузнечик» используется для повторения порядка слов в немецком предложении. Части предложения записываются на отдельных листах бумаги и раскладываются на полу, ученик прыгает с листа на лист в правильной последовательности, проговаривая предложение. Цель игры «Типография» - развитие навыков звукового анализа и синтеза слов. Учитель предлагает ряд букв (одного слова) и просит разложить их в правильном порядке, затем прочитать его, записать в тетради (при необходимости сосчитать звуки и буквы). Игра «Пишущая машинка» развивает произвольное внимание, помогает закрепить навыки чтения. Ребёнку присваивается звук, ведущий произносит немецкое слово, затем дети, быстро поднимаясь и садясь, произносят звуки в том порядке, в каком они следуют в слове. Когда слово «напечатано», все хлопают в ладоши. 

Игровые технологии как показывает опыт, являются самыми эффективными, наиболее доступными для детей с ОВЗ. Процесс обучения становится более успешным, если проводить его в игровой форме на основе предметно-практической деятельности, дающей возможность познать объект, используя все анализаторы, вызывающей у детей необходимость оперировать различными предметами, обыгрывать действия с ними. Так, например, дидактические игры способствуют развитию памяти, сообразительности, внимания, развивают речь детей, тренируют мелкие мышцы кистей рук и пальцев. Использование театрализованных игр позволяет создать атмосферу творчества и психологического комфорта, обеспечивает необходимые условия, где игровая мотивация ученика постепенно смещается на учебную, при этом уменьшается утомляемость и повышается работоспособность ребёнка. Игры наполняют смыслом и содержанием учебный процесс, так как иностранный язык для таких детей – это далёкая от жизни и очень схематичная теория. Когда они справляются с тем или иным заданием, они наполняются чувством гордости, самоуважения, стремлением к интеллектуальному росту и развитию. А самое главное – у них появляется интерес к учебному процессу. Ведь основная проблема таких детей – нежелание учиться, равнодушие к окружающему миру, инертность и пассивность. 

Интересно наблюдать, как изменяются дети с ограниченными возможностями. При всей внешней приниженности и осознании своего отличия, они реагируют на любой свой успех и благодарны учителю, который даёт им возможность самоутверждения. Интеллектуальная деятельность для них необыкновенно важна и интересна. Это и есть тот самый механизм, который даёт прогресс и открывает скрытые возможности, помогают достичь хороших результатов в развитии.

Использованная литература
1. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя.-М.: Просвещение, 1991.
2. Обучение в коррекционных классах.: Пособие для учителей под ред. Г. Ф. Кумариной.-М.: АПН СССР, 1991.
3. Баев П. М. Играем на уроках русского языка.-М.: Русский язык, 1989.
Водянкина Светлана Степановна21.12.2013 19040 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar