РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Организация групповой работы на уроках географии

Организация групповой работы на уроках географии

Под групповой формой обучения понимают такую форму организации деятельности, при которой на базе класса создаются небольшие рабочие группы для совместного выполнения учебного задания.

Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие учащихся осуществляется на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы.
Используя групповые технологии в образовательном процессе, преподаватель руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. С преподавателем нет прямого постоянного контакта в процессе познания, который организуется членами группы самостоятельно. Таким образом, групповая форма работы – это форма самостоятельной работы учащихся при непосредственном взаимодействии их между собой.

При формировании групп учитываю психологическую совместимость учащихся, их личные симпатии. Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать.

Величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы, от 3 до 5 чел. Опыт работы показывает, что в более многочисленных группах невозможно обеспечить активную работу всех членов группы.

Следующая практическая проблема – внутригрупповой распорядок работы. Это связано с выбором в группе руководителя или ответственного, который распределяет обязанности между членами группы, руководит обсуждением и принятием решения. Выбор руководителя является задачей самой группы.

Использую групповую работу двух видов: единую и дифференцированную. При единой групповой работе все группы учащихся выполняют одинаковые задания в рамках общей темы, дифференцированная же групповая работа предполагает выполнение группами различных заданий.

Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков.

Групповую форму работы на уроках географии организую поэтапно:

  1. Деление класса на группы для решения конкретных учебных задач.
  2. Формирование заданий для каждой группы, которые могут быть одинаковыми для всех либо дифференцированными.
  3. Краткий инструктаж учителя по выполнению заданий.
  4. Раздача дидактического материала по группам.
  5. Самостоятельная групповая работа учащихся: обсуждение и составление плана выполнения заданий в группе, определение способов его решения, распределение обязанностей. Работа по выполнению учебного задания.
  6. Наблюдения учителя и корректировка работы группы.
  7. Сообщения учащихся о результатах работы в группах. Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы.
Таким образом, во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.

При отборе учебного материала для групповой работы необходимо уточнить, какие виды заданий будут представлены в предлагаемом для совместного выполнения задания (понятия, факты, законы, методические знания, оценочные знания и т.д.). 

Надо помнить, что не всякий учебный материал подходит для групповой работы. К нему предъявляются, по крайней мере, два требования:

  • по своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было расчленить на отдельные подзадачи и подпункты;
  • содержание материала должно быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать различные точки зрения, не совпадение позиций.
Чем более трудным является задание, тем больше информации необходимо для его правильного выполнения, тем интенсивнее идет взаимодействие между участниками группы.

Групповую работу успешно применяю при изучении объемного материала, а также на обобщающих уроках: урок-игра, урок-конференция, в проектно-исследовательской деятельности.

По мнению отечественного исследователя метода проектов Е. Полата, педагогическая инновация – метод проектов – эффективна лишь в сочетании с «технологией работы в группах сотрудничества».

Особенности групповых проектов:

  1. Тема проекта выбирается в соответствии с коллективными интересами.
  2. Формируется чувство коллективной ответственности.
  3. Согласованность по срокам выполнения отдельных частей проекта
  4. Навык в выполнении отдельного вида работы, например, только подготовка визуального ряда проекта.
  5. Формируются навыки сотрудничества.
  6. Мнение каждого участника принимается и поддерживается, учащиеся приобретают уверенность в себе.
  7. Возникает феномен группового влияния на личность
  8. Создаются условия для проявления и формирования основных черт творческой личности.
  9. Деятельность носит социальную направленность.
  10. Проект может быть выполнен глубоко и разносторонне.
Опыт моей работы показывает, что командные игры также является также эффективным способом обучения географии. Класс делится на команды. Выбирается капитан или руководитель. Команды соревнуются между собой, зарабатывают баллы за выполненные задания либо ответы на вопросы. Побеждает та команда, которая набирает наибольшее количество баллов.
Например, при проведении игры «Экспедиция в Африку» класс делится на 4 экспедиционных отряда. Выбирается руководители отряда. Каждый отряд исследует определенную область – географическое положение, климат, население Африки и.т.д.

Уроки в форме пресс-конференции организую следующим образом. За несколько дней до такого урока класс разбивается на группы. Одна их часть превращается в представителей прессы - сотрудников различных газет; другая - в специалистов: например климатологов, гидрологов, геологов. Представители прессы тоже делятся на аналогичные специальностям профили и в соответствии с ними готовят вопросы. Непосредственно на самом уроке специалисты отвечают на вопросы представителей газет и журналов.

Групповые формы работы позволяют создать более широкие контакты между школьниками, чем при традиционных формах классно-урочной системы. Воспитательная ценность заключается в совместном переживании, вызванном решением задач группой и в формировании собственной точки зрения, научных убеждений. Из опыта групповой работы замечено, что учащиеся лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что обязательно сказывается на улучшении психологического микроклимата на уроке.

Групповое обучение привносит новизну в организацию традиционного процесса, способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия.

Список использованных источников

  1. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятель-ности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенско-го. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. – 59 с.
  2. Общая психология [Электронный ресурс] // Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова. URL: http://kpip.kbsu.ru/pd/index.html#did_5
  3. Групповая работа как эффективная форма организации урока [Электронный ресурс] // Межшкольный центр ИКТ. URL: http://sclsadovoe.org.ru/2011/11/групповая-работа-как-эффективная-фор/

Кузьмина Ольга Игоревна12.01.2014 24280 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar