РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Технология проведения нравственных практикумов на основе работы с текстами на уроках русского языка и литературного чтения.

Технология проведения нравственных практикумов на основе работы с текстами на уроках русского языка и литературного чтения.

Учитель начальных классов 
Коваленко И.А.
МОАУ "Гимназия №2 г.Орска"


Актуальность темы:

В связи с внедрением ФГОС второго поколения в образовательный процесс цель обучения и воспитания школьников определяется не только формированием образованной, интеллектуально развитой, социально – активной личности, обладающей творческим потенциалом, умением руководствоваться в своем поведении, не только личным примером, но и благами общества, наработанными нравственными нормами. Актуальность обуславливается следующими противоречиями:

  • между заказом общества на человека соответствующего нравственным нормам и руководствующегося в общении и деятельности моральными требованиями, резким снижением уровня духовности в обществе, рассогласованием системы норм предъявляемых в школе, семье и окружающей среде.
  • между потребностью педагогической науки в средствах, технологий направленных на нравственное совершенствование личности и отсутствием их разработанности.
  • русская словесность содержит богатый потенциал для нравственного воспитания личности, но он не востребован школьными преподавателями и учащимися.
Объектом исследования:

Является учебно–воспитательный процесс, направленный на раскрытие нравственного потенциала личности учащихся гимназии.

Предмет исследования:

Технологии формирования нравственного потенциала личности младшего школьника в процессе работы с текстами на уроках русского языка и литературы.

Цель применения технологии:

Разработать и экспериментально проверить эффективность технологии проведения нравственных практикумов при работе с текстами на уроках русского языка и литературы, формировать личность, воспитывать общественно – значимые ценности и реализовывать их деятельности.

Идея на которую опирается технология:

1. Изучение предмета с точки зрения нравственно - ценностного подхода мы связываем не с трансляцией определенной информации, а с нравственным развитием каждого ребенка в процессе работы с текстами, просмотр и обсуждение фильмов, создании проблемных ситуаций, разрешении конфликтов. 

Нравственный потенциал учащихся возрастет если будет осуществляться:

  • коммуникативно–ценностный подход на уроках русского языка и литературы;
  • будет создана единая система оценки и отслеживания уровня развития нравственного потенциала;
  • разработана модель содержательной и деятельностной основы проведения нравственных практикумов на уроках.
2. Наша технология построена на элементах таких педагогических технологий как
  • компьютерные технологии обучения;
  • игровые технологии;
  • технология проблемного обучения;
  • развитие самооценки
3. Достоинством данной технологии является то, что она развивает нравственный потенциал личности, систематизирует те качества личности, которые востребованы обществом и являются незыблемыми, они должны соответствовать самой глубине человеческой природы.

4.Технология предлагает систему средств и приемов организации деятельности в процессе индивидуальной, групповой работы на уроке (анкетирование, тестирование).

5. Технология обеспечивает разнообразие видов познавательной деятельности при использовании нравственных практикумов на уроках литературного чтения и русского языка.

Содержательная основа технологии:

  • Принципиально новый подход к учебным текстам, проанализировав педагогическую, психологическую, методическую литературу, уточнить сущность понятия «нравственное воспитание» и следовать ему.
  • Выявление нравственных возможностей учебного материала.
  • Разработать комплекс специально – подобранных упражнений и ситуаций развивающего характера.
  • Формировать нравственную личность в соответствии с потребностями общества, желание самой личности приобрести позитивные качества востребованные в обществе, сконструировать модель нравственной личности.
Предлагаемая технология реализует педагогические принципы:
  • создание ситуации успеха;
  • доступность;
  • вариативность;
  • научность;
  • связь теории с практикой;
  • межпредметных связей;
  • сотворчества – совместный поиск учителя и ученика, взаимообогащение;
  • субъектности – стремление ученика к самопознанию, к саморазвитию.
Структура технологии:
  • Содержательный компонент
  • Знания о нормах нравственности
  • Деятельность ребенка в стандартной ситуации
  • Самостоятельная деятельность в нестандартной ситуации
  • Групповая и коллективная деятельность
Задачи
  • Нравственное совершенствование личности
  • Формирование нравственных качеств через мнение коллектива, учителя, родителей.
  • Изучение алгоритмов поведения
  • Применение теоретических сведений на практике
Средства
  • литературные тексты
  • упражнения
  • проблемные ситуации
  • Ситуация конфликта
Диагностирование
  • тестирование анкетирование
  • наблюдение
  • наблюдение
  • работа с текстом, на практике
Предполагаемый результат
  • Знание ребенка модели нравственной личности
  • Умение применять нравственные качества в различных ситуациях
  • самооценка
  • Реальная оценка ситуации коллективом, потребность личности изменения в лучшую сторону

Коваленко И.А.13.01.2014 8190 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar