РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование и развитие информационно-технологической культуры педагога.

Формирование и развитие информационно-технологической культуры педагога. Шустова Т.Н.
МАОУ-Гимназия №47 г. Екатеринбурга 

Аннотация 

Система повышения квалификации работников образования выполняет миссию адаптации учителей к современным социальным и профессиональным условиям педагогической деятельности. Информационная компетентность педагога определяется его информационной культурой. Формирование и развитие этой культуры – есть задача системы повышения квалификации ПР.

Система повышения квалификации образования выполняет важную миссию адаптации учителей к постоянно меняющимся социальным и профессиональным условиям педагогической деятельности. Поэтому важно формировать у каждого учителя потребность и готовность к непрерывному образованию и самообразованию в течении всей жизни. Учителю необходимо знать особенности информационных потоков своей образовательной области, уметь самостоятельно вести информационный поиск, извлекать информацию из различных источников, представлять ее в доступном ученикам виде и эффективно использовать в педагогическом процессе. Для этого учитель не только должен сам владеть особыми информационными знаниями и умениями, но и уметь организовывать обучение, формируя особый тип культуры – информационную культуру личности. 

Информационная культура учителя характеризует его информационное мировоззрение, систему знаний и умений, которые обеспечивают самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению профессиональных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Она отражает особенности профессиональной деятельности учителя: формирование информационной культуры ученика, пробуждение в нем постоянной потребности в информации и знаниях, развитие навыков правильного формирования информационного запроса, поиска, фиксации и использования полученных данных, критической их оценки и отбора. 

Практика показывает, что и в настоящее время ИКТ владеют далеко не все педагоги. Большинство имеют весьма общее представление об этих технологиях, образовательных возможностях Интернета, некоторые никогда не работали с компьютером.
Существующая система повышения квалификации педагогических работников не всегда отвечает запросам и возможностям учителей – это связано с тематикой и содержанием ОП, финансовыми затратами, местом проведения курсов. При этом повышение квалификации работников образования в современном мире должно осуществляться ежегодно (а не раз в 5 лет, как это было ранее), можно даже сказать – непрерывно. 

Поэтому наша Гимназия посчитала целесообразным начать подготовку кадров в области ИКТ, организовав собственные внутришкольные курсы повышения квалификации для педагогов. 

Для этого на подготовительном этапе с целью формирования группы педагогов, желающих освоить ИКТ и применять их в своей профессиональной деятельности, нами был проведен гимназический семинар «ИКТ как обязательное условие организации образовательного процесса в рамках реализации требований ФГОС». Количество учителей, желающих пройти обучение по курсу «ИКТ для педагогов», составило 40% коллектива нашего ОУ. Затем мною была разработана анкета входного мониторинга для определения ЗУН участников группы обучающихся. 

Анкетирование и анализ его результатов позволили разделить группу педагогов, участвующих в подпроекте, на три микрогруппы: 
  1. продвинутый уровень; 
  2. базовый уровень; 
  3. стартовый уровень. 
В соответствии с намеченными микрогруппами были разработаны три программы обучения – работы группы подпроекта «ИКТ», рассчитанные 3 сессии в год. Занятия проводились в каникулярное время. 

Кроме того, был разработан мониторинг промежуточных результатов практической деятельности педагогов группы по темам и уровням, а также критерии оценки итоговой (выпускной) работы «учеников» по курсу «ИКТ для педагогов». К обучению педагогов были привлечены не только учитель информатики и системный администратор, но и старшеклассники, что явилось интересным опытом совместной работы в новом для себя качестве, как для детей, так и для их учителей. 

Эксперимент практически подошел к концу. Количество участников подпроекта со временем возросло до 47% коллектива ОУ. Анализ работы выявил как достижения, так и недостатки работы групп. Однако это явилось толчком для дальнейшей образовательной и самообразовательной деятельности педагогов нашей Гимназии в области ИКТ.
Шустова Татьяна Николаевна13.02.2014 8280 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar