РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Междисциплинарный диалог как ценность урока (опыт преподавания МДО в среднем звене)

Междисциплинарный диалог как ценность урока (опыт преподавания МДО в среднем звене) МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ДИАЛОГ КАК ЦЕННОСТЬ УРОКА
(опыт преподавания МДО в среднем звене)
Белова Елена Геннадьевна,
заместитель директора МАОУ-Гимназии № 47,
Екатеринбург 

Как известно, система междисциплинарного обучения создана доктором психологических наук Н.Б. Шумаковой для обучения детей с высокой познавательной мотивацией и незаурядными интеллектуальными и творческими способностями. Именно уроки МДО с их философской проблематикой и проблемно-исследовательским методом обучения должны удовлетворить ярко выраженное стремление таких детей к творческой деятельности и обеспечить возможность для самостоятельной работы. Значит ли это, что в обычной массовой школе, где учатся дети с разным уровнем способностей и при поступлении в первый класс обучающиеся не диагностируются с позиций общей одаренности, нет места такому предмету как МДО? На протяжении последних семи лет, внедряя в практику МДО в начальной школе, коллектив Гимназии № 47 пришел к выводу, что это не так. Проанализировав результаты обучения на начальной ступени, мы посчитали необходимым ввести в учебный план среднего звена МДО как предмет вариативной части. В данной статье представлены выводы учителя МДО и руководителя творческой лаборатории педагогов о том, как возрастает воспитательный потенциал урока и какой прирост личностных результатов дает междисциплинарное обучение в 5-9 классах.

На наш взгляд, МДО в среднем звене позволяет продолжать формирование исследовательской позиции учащихся. В чем отличие этих уроков от других предметов, где наши педагоги, владея навыками современных образовательных технологий, также работают над развитием самостоятельной исследовательской деятельности учащихся? Существенная разница состоит в самом содержании обучения, которое в отличие от предметных знаний не имеет четких границ, являясь по сути своей аморфным. Разве могут быть правильными или неправильными рассуждения детей о таких понятиях, как преемственность, сила, система? Не скованные страхом дать неверный ответ учащиеся строят смелые предположения, обсуждают спорные гипотезы, учатся аргументированно отстаивать свои позиции и с уважением относиться к чужому мнению.

Самое главное отличие, на которое обращают внимание все педагоги МДО, - возможность создать на уроке подлинный Диалог. В каждой предметной области, в каждом предмете есть свое ценностное измерение. Междисциплинарный подход позволяет привести их к «единому знаменателю», обнаружить некие общие пересечения. Какие способы насыщения учебного материала эмоционально-ценностным содержанием (относительно значимым для человека и человечества в целом) возможны на наших уроках? 

Перечислим некоторые из них:

1. В первую очередь это сами тексты, предлагаемые детям для анализа на уроках МДО. Следует заметить, что не всегда материалы, предложенные в «Книгах для чтения» Н.Б. Шумаковой, могут быть использованы на уроках МДО в 5-9 классах. Во-первых, потому что часть из них уже «морально устарели», во-вторых, по причине повышенной сложности для понимания. В таких случаях возникает необходимость подбора новых текстов для изучения. Мы стараемся, чтобы это были ценностно-ориентированные тексты. Среди них могут быть тексты

- с прямым отражением ценностей (где автор прямо, открыто заявляет о ценностях, о значимости их для человека или общества);

- с опосредованным отражением ценностей (конкретные ценности скрыты, автор выводит учащихся на них через художественные, исторические, биографические образы);

- эмоциогенные тексты (конкретные ценности скрыты, текст эмоционально насыщен и пробуждает своим содержанием у учащихся широкую палитру эмоций, чувств, настроений).

Например, при изучении темы «Система» в 6 классе для обобщения «Существуют понятия мировоззренческого значения» наряду с текстами про клетку, атом и т.п. мы предложили детям философские сказки. Шестиклассники, анализируя содержание сказочных текстов, пришли к выводу, что любовь, милосердие, счастье – тоже понятия, которые составляют мировоззрение человека. В 8 классах при изучении темы «Сила» текст о падении осколков метеорита в Челябинской области и вызванных этим событием последствиях был интересен учащимся свой актуальностью и помог одной из групп сформулировать обобщение «Взаимодействие сил может быть открытым и скрытым».

2. Второй способ повышения воспитательного потенциала урока МДО – это ценностно-ориентированные задания, связанные с оценкой ценностных предметов, явлений, процессов, действий, поступков, правил, норм, идей, качеств личности и др. К ним относятся оценочные вопросы; оценка поступка, научного открытия, жизненного пути личности и др.; задания на ассоциации; задания «допиши предложение»; задания с выбором ответов.

На этапе мотивации можно использовать задания на выбор ценностей (данный вид заданий ставит учащихся в ситуацию выбора, принятия решения): постановка проблемы; предложение решить дилемму; задание на социальную ориентировку. Например, при изучении темы «Сила» в 7 классе (раздел 2: «Силы противоположного направления») учащимся на этапе мотивации были предложены два видеофрагмента. В первом содержался сюжет о парашютисте, и дети без труда выдвинули гипотезу, что парашют плавно опускается потому, что на него одновременно действуют две силы: сила сопротивления воздуха и сила притяжения. Однако после второго фрагмента (видеоряд из фильма «Чучело» по повести Железникова) ребята перевели гипотезу в плоскость нравственного разговора: что позволяет человеку стать личностью? Может быть, как раз возможность совершать выбор в ситуациях, где действуют разнонаправленные силы: сила поступка и сила толпы, сила дружбы и сила убеждений, физическая и моральная сила? 

Совершенно очевидно, что дальнейшее индуктивное исследование, направленное на поиск новых фактов о единстве и борьбе сил разного направления, привело ребят к мысли, что это и есть способ существования и развития всего окружающего. Примечательно, что этот диалектический закон семиклассники увидели в самых разных областях жизнедеятельности человека, в живой и неживой природе, но каждый из них так или иначе сопрягался с нравственной проблематикой (антибиотики: лечат или калечат? новые технологии: прогресс или разрушение традиций? ипотека: реальный шанс или пожизненная кабала?). Если говорить об уроках применения знаний в системе МДО, актуальны задания рефлексивного характера: они связаны с пробуждением эмоциональных переживаний. 

Данные задания могут формулироваться следующим образом: что вас взволновало в нашем разговоре? какие чувства вызвало..? какое настроение посетило вас..? представьте…вообразите…Проиллюстрируем данный тип заданий конкретным примером: при изучении темы «Система» в 6 классе (раздел 2: «Функции систем») третье занятие посвящено решению проблем. Изменяя привычные функции системы (крыша супермаркета как посадочная площадка для вертолетов, зоопарк как центр занятий для детей с проблемами здоровья, пруд в центре города как центр для научных исследований школьников и т.д.), ребята пришли к выводу, что нестандартный взгляд на привычные вещи может стать источником изменений нашего мира и что в наших силах изменять окружающую нас действительность в лучшую сторону. Думается, что подобные умозаключения – показатель нравственной зрелости современных школьников.

Известному отечественному педагогу Надежде Щурковой принадлежит следующая мысль: «Знания ценностны лишь в процессе постижения тайн жизни и возможности обрести свободу выбора в строительстве собственной судьбы». Нам думается, что уроки МДО дают учителям возможность помочь детям встроить в контекст «обретения свободы выбора» не абстрактные величины и понятия (числа, буквы, законы, теоремы), а личностно значимые и принятые знания о жизни, тем самым формируя «единую картину мира». В зависимости от возраста детей, от конкретного содержания учебного материала на уроках МДО при работе с ценностями можно использовать различные методические приемы. Например, старшеклассникам можно предложить расставить приоритеты в том или ином ценностном ряду (при изучении темы «Система» наши учащиеся, анализируя текст «Система ценностей человека», выстраивали свой собственный ценностный ряд). Интересным приемом может стать проживание последствий ценностного выбора. Конечно, подобное «проживание» является гипотетическим, но если детям предстоит «нести ответственность», например, за решения Ивана Грозного или лидера современной политической партии, то историческая ситуация выбора становится для детей живой и ценностно-значимой.

Справедливости ради стоит сказать, что учитель-предметник (при условии, что он мастер своего дела, а не ремесленник!) осуществляет работу с ценностями на каждом своем уроке. Однако стоит заметить, что часто бывает такая ситуация: большую часть урока ребята работают с предметным материалом, а в конце занятия учитель предлагает «поговорить» о наших эмоциях, ценностях, настроениях… И дети понимают: предметные (читай: важные!) знания закончилась - можно и расслабиться. Подобный финал на уроках МДО невозможен, так как весь урок простроен от начала до конца как целостная образовательная ситуация. Ценностные понятия и суждения объединяют межпредметное содержание учебного занятия, как бы «растворяются» в нем. Стоит ли говорить, что с этой точки зрения воспитательный потенциал уроков МДО трудно переоценить? Мы убеждены, что система междисциплинарного обучения позволяет эффективно работать с ценностными смыслами, и сегодня это чрезвычайно важно для достижения учащимися личностных результатов образования.

Белова Елена Геннадьевна18.02.2014 20310 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar