РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие коммуникативных и социальных навыков учащихся через уроки внеклассного чтения.

Развитие коммуникативных и социальных навыков учащихся через уроки внеклассного чтения.

Работая с умственно отсталыми школьниками, мы (педагоги) сталкиваемся с разнообразными речевыми нарушениями данной категории учащихся. Нарушение речевого развития умственно отсталых школьников отрицательно сказывается на их общении как между собой, так и с окружающими людьми. Они в меньшей степени, чем их нормальные сверстники, чувствуют необходимость в речевом общении с окружающими и меньше общаются с ними. Общение со взрослыми формируется у этой категории детей с запозданием и со значительными отклонениями от нормы.

Для работы учителя такое средство общения, как диалог, имеет большое значение, так как уроки внеклассного чтения, применительно к которым разрабатывалась методика развития коммуникативной функции речи умственно отсталых старшеклассников, по своей сути диалогичны. На уроках внеклассного чтения может быть организован диалог как ученика с учителем, так и ученика с учеником. В нашем случае диалог является средством методического воздействия на учащихся, средством развития коммуникативных умений. Работа над диалогической речью умственно отсталых школьников предоставляет широкие возможности для их дальнейшей социальной адаптации.

Совершенствованию техники чтения, расширению кругозора учащихся, развитию умения черпать информацию из книг в период обучения в школе и после её окончания способствует правильная организация уроков внеклассного чтения. Низкий уровень любознательности, медленный темп чтения, недопонимание смысла прочитанного затрудняют этот вид деятельности для учащихся коррекционной школы. Уроки внеклассного чтения, которые проводятся в соответствии с программными требованиями должны работать на развитие не только читательских интересов, но и быть направлены на совершенствование их разговорной речи, такие уроки отличаются по методике от уроков классного чтения.

В 8 классе проводился урок по внеклассному чтению «Мир народных сказок». К уроку была подготовлена выставка книг со сказками разных жанров, с красочными иллюстрациями. Повторили жанры сказок, особенности каждого жанра.
Жанры сказок : волшебные, бытовые, о животных. Проводился игра «Найди пару» ( читается отрывок из сказки, нужно определить вид, жанр сказки).

Уроки чтения должны содействовать не только должны развитию познавательной деятельности учащихся , но и быть направлены на формирование их разговорной деятельности.

На этом уроке читали сказку по ролям, передавая интонациями характер каждого персонажа, что способствовало пониманию значений слов.

Была прочитана сказка « Волшебное кольцо» . Дали оценку поведению каждого героя, смогли найти положительных и отрицательных персонажей.

Сделали вывод о том, что доброму , чуткому, честному человеку легче прожить на свете. Мне , кажется, что дети задумавшись над этим, стали добрее , внимательнее друг к другу.

При всех имеющихся у умственно отсталых школьников недостатках, главное на любом уроке – воспитание человека, умеющего думать, способного полноценно общаться с окружающими его людьми. В отличие от нормального ребенка потребность высказать и доказать свое мнение у умственно отсталых детей ограничена или совсем отсутствует. Эта особенность школьников с интеллектуальными нарушениями ставит перед педагогом важную задачу: воспитывать умение обосновывать свое высказывание, не соглашаться в случае наличия другого мнения. Именно эта работа делает умственно отсталого ребенка «человеком говорящим».

Для решения этой задачи необходимо , чтобы уроки чтения (классного и внеклассного) имели коммуникативную направленность, это будет одним из ведущих принципов преподавания.

5 класс «Басни И.А.Крылова» даёт возможность ученикам видеть и дать характеристику каждому персонажу , с которым познакомились. Ребята в процессе диалога доказывают свою точку зрения , спорят и делают правильный вывод о поведении каждого персонажа. Говорят о том, что в современном мире тоже встречаются такие «персонажи». Инсценировка басни «Квартет», помогла слушателям-зрителям воспринять её при помощи жестов, мимики, ведь они лучше сопровождают речь говорящего.

Устные формы речи представлены говорением и аудированием. Эти формы речи имеют огромное значение для становления речи как средства общения. Говорение, как вид речевой деятельности, может быть представлено в виде монологической и диалогической речи. Общение диалогично по своей природе, в каждом из его актов участвуют две стороны.

Диалог – это речь, в процессе которой собеседники имеют возможность поставить уточняющие вопросы, подать реплики, помочь закончить мысль или переориентировать ее, что облегчает говорящему возможность выразить мысль.

Для педагогов диалог имеет особое значение: это четкая постановка вопросов, умение слышать ответ, быстро реагировать на него, перестраивать, в случае необходимости, формулировку вопроса, умение управлять диалогом, «не уходить» от главной для данного момента и для урока в целом дидактической задачи. Диалог может протекать либо в форме ответов на вопросы, либо в форме разговора. Отвечающий на вопрос уже знает, о чем идет речь, и это знание общей темы беседы, а иногда и ее общего содержания, имеет решающее значение.

Речевое общение не исчерпывается диалогической речью. В самых различных ситуациях требуется связное последовательное изложение мыслей. Такая необходимость возникает при рассказе о пережитых событиях, при описании виденного, при пересказе прочитанного, при отчете о выполненной деятельности и т. п. Переход от участия в разговоре к самостоятельному развернутому высказыванию протекает у умственно отсталых детей особенно сложно.

Отмечается, что затруднения у детей с нарушениями интеллекта связаны и с пересказом прочитанного, и с самостоятельным составлением рассказа по картинкам, описанием увиденного, и с вербальной передачей своей предметной деятельности. Дети не понимают необходимости словесного воссоздания ясной картины происходившего, последовательного, логического и достаточно полного описания событий. В тех случаях, когда школьники пытаются рассказать о чем-либо, от них удается получить лишь крайне бедные деталями, мало развернутые, фрагментарные высказывания, состоящие из логически не связанных частей. Положение не меняется и в тех случаях, когда у детей заведомо имеется достаточный словарь, запас знаний и представлений, необходимых для раскрытия темы. Трудности перехода умственно отсталых детей к связным высказываниям обусловлены также характерным для них слабо выраженным и быстро исчерпывающимся побуждением к речи.

В ходе работы на уроке внеклассного чтения, учитель стремится к тому, чтобы коллективный разбор художественного произведения вызывал у учащихся интерес к читаемому тексту, формировал умение задавать вопросы, выслушивать и понимать ответы других учеников, аргументировать свое согласие или несогласие с мнением учителя или одноклассников, грамматически и интонационно верно строить высказывание, корректировать себя в случае неверного ответа.

Работа в этом направлении будет способствовать не только коррекции речевой деятельности школьников, но и их речемыслительных процессов, станет одним из способов воспитания личности ученика. Для более успешного решения этих задач необходима такая организация работы, чтобы школьники могли проявлять максимальную самостоятельность, опираться на свой жизненный опыт, проявлять желание высказаться и добиваться определенной настойчивости в отстаивании своего мнения.

Безусловно, на уроке необходимо учитывать степень сформированности коммуникативных умений школьников. С этой целью, кроме наблюдения за работой учащихся на уроке, учитель может проверить речевые возможности каждого ученика, проведя небольшое исследование, результаты которого в дальнейшем позволят педагогу учитывать индивидуальные способности ученика, выбирать адекватные приемы работы с каждым школьником.

Бердинских Мария Евгеньевна21.03.2014 13690 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar