РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Этимологический анализ в средней школе как одно из средств повышения орфографической грамотности учащихся

Этимологический анализ в средней школе как одно из средств повышения орфографической грамотности учащихся

Одна из самых актуальный проблем методики преподавания русского языка сегодня – это поиск действенных способов обучения орфографии учащихся. В средние классы ребенок приходит с уже сформированной базой определенных орфографических умений. Однако, от того, как будет продолжаться формирование этих навыков в средней школе, зависит дальнейшее обучение ребенка в старшей школе, его речевая и орфографическая грамотность, способность излагать свои мысли красиво, умение усваивать родной язык в письменной форме.

По мнению большинства филологов, беспроверочные написания – один из самых трудных разделов обучения орфографии. На уроке в средних классах непроверяемые слова обычно заучиваются без объяснений, так как из – за обилия изучаемого материала учителя не хотят тратить время ещё и на словарную работу. Парадоксально, но словарная работа зачастую ведется без какой – либо взаимосвязи с другими видами орфографической работы. Изучение слов с непроверяемыми безударными гласными ведется в отрыве от изучения тех случаев, где орфограмму можно проверить, хотя в обоих случаях искомым является умение обнаружить гласный звук в слабой позиции и поставить его в сильную. Несомненно, всё это подрывает усвоение в сознании средних школьников понятия «орфографическая система».

Так как же организовать эффективное усвоение беспроверочных написаний, не обращаясь к заучиванию? Очевидно что ученика средней школы скорее заинтересует не грамматическая форма слова, а его лексическое значение, не форма, а содержание. Пояснение лексического значения слова или исторического аспекта при проведении словарной работы активизирует интерес средних школьников к предмету «Русский язык» и усиливает познавательную деятельность при обучении орфографии. Использование на уроке исторической справки помогает поставить орфографию на научный, исторический фундамент, школьники замечают эту связь и тесно связывают грамотное письмо с историческими процессами в языке. Так например, запомнив тот факт, что слово «огурец» произошло от древнегреческого «огур» (незрелый, зеленый), ребята уже никогда не ошибутся при написании этого слова.

Этимологический анализ – эффективный прием обогащения словаря средних школьников. Этот прием может служить важным средством объяснения значений непонятных слов, относящихся к природоведческим, общественно-политическим, нравственным и эстетическим понятиям на уроках русского языка и литературы. Термины относятся к числу наиболее трудных для понимания слов, причиной чему служит их абстрактное значение. При конкретности подросткового мышления очень важно поставить отвлеченное, непонятное слово на конкретный прочный фундамент предметного представления.

Тем более что в последнее десятилетие в области народного образования произошли существенные перемены, которые не могли не отразиться и на содержании многих образовательных областей, в том числе и словесности. Несмотря на засилье элементов англо-американской культуры (и, в частности, языка) возрастает интерес к родной истории, в том числе, и к истории родного языка. Об этом свидетельствует появление на полках книжных магазинов новых работ по истории языка, новых словарей. Школа, это, казалось бы, область, наиболее далекая от такой сложной науки, как история языка, и тем не менее отдельные элементы исторического комментария, ознакомление школьников с историей слов проникают и сюда.

Вопрос о том, можно ли и нужно ли заниматься этимологией в школе, неоднократно становился предметом обсуждения теоретиков и практиков школы, однако однозначного ответа не находил. Привлечение этимологического анализа часто считалось слишком сложным для учащихся. Подобное отношение встречаем мы и у учителей - практиков, объясняющих свое устойчивое нежелание заниматься с детьми этимологией сложностью данного вида анализа. Однако, главную роль играет при этом неверие в интеллектуальные способности самого ребенка.

Но несмотря на достигнутые современной школой значительные успехи в обучении правописанию, проблема повышения орфографической грамотности продолжает оставаться актуальной.

Орфографическая грамотность – одна из составных частей общей языковой культуры. Грамотная письменная речь – это одна из самых главных, и к сожалению, пока не решенных проблем методики преподавания русского языка. В современном метаморфозном мире при засилии технических устройств достижение грамотности в письменной речи видится чем – то меркнущим ускользающим. Именно поэтому, уровень орфографической грамотности должен служить индикатором не только общего развития среднего школьника, но и вектором, ведущим к приобщению к общечеловеческим ценностям и мировой языковой культуре.

Анализируя письменные работы учеников среднего звена можно столкнуться с неправильными написаниями двух видов: орфографические ошибки и описки. Орфографические ошибки – это нарушение орфографических требований и норм, сформированных в системе орфографических знаний языка. Описки же представляют собой изменение, искажение звуковой формы слова, они никак не связаны с правилами орфографии (замена или перестановка букв, пропуск букв).

Повышение орфографической грамотности учащихся в ходе обучения на уроках русского языка достигается путем:

  1. Создания эффективных условий для проведения уроков.
  2. Дифференциации заданий, домашних заданий в соответствии с психологическими особенностями учащихся.
  3. Изменения манеры преподавания самим педагогом.
  4. Использования ряда принципов, приемов, упражнений в ходе обучения орфографической грамотности.

Причины орфографической безграмотности учащихся:

  1. не читают или мало читают художественной литературы;
  2. знают правило, но не умеют его применить;
  3. отсутствует языковое чутье, орфографическая зоркость;
  4. отсутствует интерес к урокам русского языка;
  5. нет системы в работе учителя.

Для повышения орфографической грамотности учащихся необходимо прежде всего работать с самой орфограммой. Орфографически – грамотное письмо предполагает умение находить и узнавать различные явления языка. Этим явлением может быть как наличие проверяемого безударного гласного звука в корне слова, так и применение исторической справки для проверки слова. Этимологический анализ и его элементы заставляют средних школьников остановиться и задуматься об истоках слова. Таким образом, грамотно применяя этимологический анализ на уроках русского языка в средней школе, вы приобретете «надежного помощника», который будет стоять на «страже орфографии».

Применение этимологического анализа необходимо в современной школе. Как говорил языковед Л. В. Щерба «Наша орфография, будучи почти последовательно этимологической, дает этому богатейшую пищу. Она заставляет разлагать слова на составные части, подыскивать им родственные формы».

В научном обосновании нуждается, например, правило о правописании гласных, не проверяемых ударением. Школьный учебник не разъясняет их правописание, ограничивается лишь советом запомнить предлагаемый перечень слов, что вызывает значительные трудности у учащихся, во-первых, ввиду их многочисленности, а во-вторых, как известно из психологии, механическое запоминание ослабляет учебную мотивацию и затрудняет получение знаний. И конечно, не стоит упоминать, что такое обучение является не интересным для подростков.

Чтобы обучение орфографии было интересным, а самое главное – эффективным, нужно учитывать психовозрастные особенности учащихся среднего возраста. У учащихся 5 – 6 классов пока еще преобладает действенно – образное мышление. Именно этот факт зачастую мешает отделить грамматическое значение слова от лексического. Применение этимологического анализа и его элементов позволяет привить интерес к урокам русского языка, путем занимательных упражнений, развить языковое чутье, расширять кругозор сделать запоминание более легким, расширить словарный запас ученика. И все это будет происходить на наглядной и научной основе!

Если история и происхождение слова прочно дойдут до сознания подростка, то он будет гораздо легче и увереннее употреблять его и в устной и в письменной речи. А ведь именно с этого начинается работа над формированием связной речи.

У учителя русского языка крайне ответственная миссия: он не просто учит, как правильно писать слова и сочинения, именно от него зависит качество и наполняемость словарного запаса его учеников. От того, как хорошо или плохо будет проведена словарная работа на уроке зависит и дальнейшая судьба изучаемых слов: они войдут в активный словарный запас ученика или будут пылиться в глубинах памяти, пока вовсе не забудутся.

Учебная деятельность неукоснительно требует от ребёнка запоминания. Психологи говорят о том, насколько поразительна память ученика на сказки, рассказы, истории.

Элементы этимологического анализа и исторические комментарии об истории слов похожи на сказки и истории. Поняв, с помощью этимологического анализа, как образовалось словарное слово, можно легко усвоить его написание, не прибегая к заучиванию.

Таким образом, можно сделать вывод, что такое явление, как этимологический анализ, на уроках русского языка в средней школе является вполне теоретически и практически обоснованным.

Применение этимологического анализа в средней школе способно существенно улучшить орфографическую грамотность учеников, так как в основе этимологии лежит не только механическое запоминание, но и наглядное, образное и логическое мышление учащегося.

Кроме того, этимологический анализ сделает урок насыщеннее и ярче, расширит кругозор учеников и их словарный запас, привьет уважение и интерес к истории нашего языка.

Если в словарную и орфографическую работу на уроке русского языка внести систематическое применение этимологических справок, то это научит школьников замечать новые слова и разъяснять их значение.

Следствием этого становится повышение орфографической грамотности учащихся.

Литература

  1. Щерба Л.В. Теория русского письма. – Ленинград: Ленинградское отделение «Наука», 1983. – с.108-114.
  2. Краткий этимологический словарь русского языка; Под ред. Бархударова С.Г. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1975г., с. 572.
  3. Подшибякова Н.А. Роль этимологического анализа в воспитании интереса к русскому языку. //Русский язык в школе – 1984г., №2.
  4. Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе. М.: Дрофа, 2005 г., 187 с.
Варзер Мария Вячеславовна04.04.2014 18610 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar