РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Здоровьесберегающие технологии при обучении немецкому языку в средней школе.

Здоровьесберегающие технологии при обучении немецкому языку в средней  школе.

«Здоровье – это одно из естественных прав человека независимое от расы, пола, а также экономической и политической ситуации», - такое определение здоровью даёт всемирная организация здравоохранения.

Значимость проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения подчёркивается в статье 51 Закона «Об образовании», где говориться, что «образовательные учреждения создают условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся».

В ФГОС ООО предусматривается решение нескольких задач, одной из которых является сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.

В нашей школе также работает общешкольная программа « Мы и наше здоровье», направленная на деятельность школы по укреплению и сохранению здоровья обучающихся и педагогов.

Сегодня, на мой взгляд очень актуальной становится проблема внедрения и использования при обучении иностранному языку здоровьесберегающих технологий.

В последнее время многие ученые, методисты, работники образовательных учреждений, а также родители обеспокоены организацией благоприятного климата на уроках в школе. Большая загруженность информацией, которая поступает к детям через разные источники: радио, телевидение, прессу, Интернет, пагубно воздействует на физическое, психическое и моральное здоровье подрастающего поколения. Кроме того увеличилось количество гиперактивных детей, детей с неустойчивой психикой, повышенной утомляемостью, ослабленной памятью, неорганизованностью и склонностью к нарушениям дисциплины. Поэтому остро встает вопрос: «Как сохранить здоровье ребенка и дать ему определенный объем знаний?»

Здоровье учащихся – одна из острых проблем современной жизни. Эта проблема многогранна и требует усилий многих специалистов. Для того чтобы добиться наибольшей эффективности урока следует использовать такие технологии обучения, которые позволят сохранить и укрепить здоровье учащихся. Успеваемость детей напрямую зависит от их физического и психического здоровья. Чем лучше ребенок чувствует себя в процессе обучения, тем выше будет уровень его успеваемости.

Основной причиной нарушения здоровья учеников является специфика урока. Урок иностранного языка отличается большой эмоциональной, умственной и психологической напряженностью. Вовлечение учащихся в новый для них вид деятельности – общение на иностранном языке – требует больших усилий и со стороны учителя. Именно с уроком иностранного языка связано чрезмерное умственное напряжение, последствиями которого являются быстрая утомляемость, плохое настроение, потеря интереса к изучению предмета, трата большего количества энергии, зрительное напряжение и другое. Для того чтобы не допустить данных ситуаций, нужно использовать в процессе обучения здоровьесберегающие технологии.

Для организации благоприятного климата на уроках немецкого языка, для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации учащихся я использую элементы здоровьесберегающих технологий. Например, релаксация, т.е. расслабление после напряженной умственной деятельности. Цель ее – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. При ее проведении не надо ставить перед учениками цель запомнить языковой материал. Релаксация должна освобождать ученика на какое-то время от умственного напряжения. Я стремлюсь к тому, чтобы весь урок проходил непринужденно, в атмосфере положительных эмоций, а мой тон был бодрым и дружелюбным, создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка. В обучения немецкому языку я включаю в урок зарядку, с использованием различного вида движений, рифмовок, песен, танцев.

Вот пример такой зарядки:

Hinter Hermann Hannes Haus
hängen hundert Hemden raus,
hundert Hemden hängen raus
hinter Hermann Hannes Haus!

Во время проведения урока необходимо проводить различного рода физкультминутки. У меня подобран большой дополнительный материал: стихи, песни, скороговорки, пословицы, рифмовки на немецком языке. Дети с удовольствием их разучивают и таким образом легко, непринужденно все запоминают, я применяю эти элементы для снятия усталости в качестве физкультминутки. Детям очень нравятся танцевальные и музыкальные физкультминутки, которые я провожу во время урока. Музыкальное сопровождение делает урок насыщеннее и интереснее, повышает эмоциональное состояние обучающихся, также способствует развитию координации, непринужденности и эмоциональности движений.
Пример танцевальной физкультминутки:

Eins, zwei, drei, vier, fünf, sechs,
im Walde wohnt die Hex’;
sechs, fünf, vier, drei, zwei,
und kocht den Hirsebrei;
fünf, vier, drei, zwei, ein’;
bald wird er fertig sein.
Eins, zwei, drei,
du bist auch dabei.

Также одной из важнейших форм релаксации является игра. Но не игра на личное или командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а игра, которая способствует отдыху, вызывает положительные эмоции, легкость и удовольствие. Она создает атмосферу отвлеченности и снимает напряжение у детей. К таким играм относятся игры пантомимы. Вот примеры таких игр.

При изучении темы «Meine Tiere» детям предлагается изобразить животное мимикой, жестами, движениями.
При изучении темы «Mein Tag» детям дается задание изобразить действия, которые выполняются обычно в течение дня.
Традиционно я начинаю урок с упражнений на улучшение памяти и внимания. Очень часто человек, чувствуя себя совершенно здоровым, не всегда может похвастать хорошей памятью, умением концентрировать внимание, высоким уровнем мышления. Это важно для обучения вообще, а для изучения иностранного языка особенно.

Фонетические упражнения, проводимые на уроках иностранного языка, в первую очередь дают возможность перестроить органы речи на произнесение звуков с родного языка на иностранный язык. Кроме того, фонетические упражнения оказывают благоприятное воздействие на организм ребенка.

Новизна, ожидание чего-то необычного также служит снятию напряжения учащихся. Рассказ учителя, подобранный с целью снятия усталости и напряжения не носит учебного характера, а строится на понятном ученикам языке с использованием наглядности, мимики и жестов. Смех, вызванный забавной или остроумной историей, веселыми картинками также способствует снятию напряжения.

При формировании иноязычных речевых умений в аудировании, говорении, чтении и письме целесообразно использовать на мой взгляд анкетирование, игры, ролевые игры, инсценирование, драматизацию, пальчиковые игры, маски, костюмы.

Используя данные приемы и средства на уроках обобщающего повторения при обучении немецкому языку, можно повысить уровень успеваемости школьников средней ступени обучения, т.к. она напрямую зависит от их физического и психического здоровья. Учитель иностранного языка, работающий в средней школе, должен предоставлять ребёнку свободу выбора; демонстрировать со своей стороны энтузиазм; поощрять максимальную вовлеченность учеников в совместную деятельность; одобрять результаты их деятельности; терпимо относиться к возможному беспорядку; уважать потенциальные возможности не очень сильных в интеллектуальном плане детей. Важной задачей педагога является убеждение учеников в том, что он является их единомышленником, а не противником.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что учителю иностранного языка, работающему в средних классах, удастся достичь поставленных целей только при условии, что в процессе преподавания и при выборе технологий обучения им будут учтены возрастные особенности учащихся.

Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что здоровьесберегающие технологии – это технологии позволяющие педагогу добиться наибольшей эффективности обучения в данном случае учеников средних классов с наименьшим причинением вреда их психическому и физическому здоровью.

Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Здоровье закладывается в детском возрасте.

Еще Артур Шопенгауэр говорил: - «здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливей больного короля».

Антропова Ольга Евгеньевна04.04.2014 15961 Из опыта работы
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Умница! Продумано. Интересно.
avatar