РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Логоритмика

Логоритмика

Разработка занятия по логоритмике для детей 3 класса с нарушением речи на тему: «Формирование речевой коммуникации у учащихся СКОШИ V-го вида»

Составила учитель музыки и логоритмики
Сагун Ирина Григорьевна

Пояснительная записка к уроку "Логоритмика"

В настоящее время наблюдается тенденция к снижению уровня речевого развития у детей. В связи с этим в учебный процесс был введён курс логопедической ритмики. Логопедическая ритмика - это методика обучения и воспитания детей с различными нарушениями развития , в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова.

Логопедическая ритмика воздействует на крупную и мелкую моторику и речь.

Курс логоритмических занятий введён для коррекции и профилактики речевых нарушений в сочетании со словом, музыкой и специально подобранного речевого материала. Именно это сочетание музыки ,речи и движения помогает закрепить проводимую учителями –логопедами работу и ни в коей мере не исключает логопедические занятия.

Логоритмика – это система упражнений, заданий , игр и логопедических распевок на основе музыки и движения, музыки и слова или триединства всех трёх видов деятельности, направленные на решение коррекционных, образовательных и воспитательных задач.

Коррекционные задачи - развитие дыхания, голоса, артикуляции.Развитие и совершенствование психомоторных качеств - статической и динамической координации, переключаемость движений, укрепление мышечного тонуса, двигательной памяти и внимания. Всех видов моторной сферы : общей, мелкой, мимической и артикуляционной. Подготовка речевого аппарата - артикуляционная гимнастика, пополнение словарного запаса и активизация речевой активности.
 

Образовательные задачи - формирование двигательных навыков и умений. Знакомство с разнообразием движений , с пространственной организацией тела, с некоторыми музыкальными понятиями - темп,ритм, высота., интонация.

Воспитательные задачи - воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения , способность ритмично двигаться под музыку и анализировать свою деятельность.

Структура урока строится следующим образом:

Музыкальное приветствие

Логопедические распевки - артикуляционные упражнения, упражнения для дыхания и пространственной организации.

Основная часть:

  1. Разучивание музыкально – ритмических упражнений с элементами танцев, ритимизацией в виде хлопков, притопов, взмахов, прищелкиваний.
  2. Игра на шумовых музыкальных инструментах, так называемый ритмический оркестр. Для более старших детей возможны виды ритмопластики и ритмодекламации (чтение стихов, текста под музыку).
  3. Вокальная работа – работа над песенным материалом с отработкой артикуляции, интонации, элементарной выразительности.

Под влиянием регулярных логоритмических занятий - гимнастики для речи происходит положительная перестройка речедвигательной, моторной , дыхательной, сердечно- сосудистой систем. Необходимиое условие работы логоритмиста- создание доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества.Яркая музыкальная наглядность устойчивый интерес к музыкально-речевой деятельности, а значит помогает достичь лучшей результативности в обучении и воспитании. Акцент на уроке делается на схему -подсказку знаков- символов.

Заключительная часть: как правило включает в себя самые ярко эмоционально окрашенные упражнения, которые дети с удовольствием повторяют,закрепляя пройденный материал.
 

План проведения урока по логоритмике

Тема урока: Понятие - Интонация ;

Тип урока: Комбинированный;

Цели и задачи урока:

  • Образовательная – знакомство с мелодико-интонационными характеристиками речи и формирование пространственных представлений
  • Развивающая - способствовать развитию координации движений, артикуляционной моторики, речевого дыхания
  • Воспитательная - закрепить навыки взаимодействия в группе и индивидуально
  • Коррекционная - коррекция координации движений и речи, мышечного тонуса, эмоциональной и двигательной зажатости, преодолению речевых расстройств- нарушение темпа речи, нечеткость звукопроизношения, заикание.

Этапы урока:

  1. Организационный этап - приветствие;
  2. Подготовительный этап - распевки;
  3. Этап контроля и проверки знаний - ритмизация в пространстве;
  4. Этап усвоения новых знаний;
  5. Этап повторения и обобщения пройденного;
  6. Подведение итогов - Прощание;

Ход урока

Обратить внимание на схему символов последовательности этапов урока , которую будут проговаривать дети.

Показать голосом примеры интонации.

1. Приветствие с движением - пропевание имён уч-ся с интонацией (кто точнее);

2. Работа с артикуляцией:

А) «Просыпайся» «Бубенчики» ; - ритмические попевки с движением;
Б) «Горошина» - организация эмоционального подъёма;
В) «Эхо» - музыкальная коммуникация;
Г) «Подуем высоко» «Художник » ; - речевое дыхание;
Е) «Гусята» «Курица» упр. для развития мелкой моторики и мимических движений;
З) « Бежали мимо речки» «Два кота» - работа в парах, ритмические песни- игры
И) «Коммуникативный вальс» Е. Геталова;
К) «Поезд едет не спеша» - связка переход;

3. Ритмизация в пространстве

А) « Мы идём с тобой по кругу» - Коммуникативные хороводы;
Б) « Крокодил» песня –игра на отработку координации;
В) «Пэгги» Песня – танец – коммуникативный танец
Г) «Колобок» - работа с предметом ( цветные массажные мячики)

4. Этап усвоения новых знаний

Ритмический оркестр С. Рахманинов « Итальянская полька» -игра на шумовых инструментах ( ложки, бубенцы)

5. Этап повторения и обобщения пройденного

6. Подведение итогов 

7. Прощание - пение с движением

Список используемой литературы:

  1. О. Новиковская «Логоритмика» ;
  2. Г. Волкова, О.Овчинникова - «Логопедические распевки»
  3. Е. Котышева, «Музыкальная коррекция» CD
  4. CD Е . Железнова
Сагун Ирина Григорьевна23.08.2014 32030 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar