РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Игра как способ формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка

Игра как способ формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка

В узком смысле термин УУД определяется как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Обычно выделяют следующие виды УУД: личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные.

В данной статье попробуем доказать, что применение игрового момента на уроках английского языка оказывает большое положительное влияние на процесс обучения и как нельзя лучше способствует формированию УУД учащихся.
Издавна известно о потребности детского организма в игре. Не стоит забывать о том, что, играя, ребенок погружается в понятный лишь ему одному мир. Здесь никто кроме него не сможет решить то, как себя вести, здесь он сам решает проблемы, достигает поставленные цели.

Применение игры способствует коммуникативно-деятельному характеру обучения, психологической направленности уроков на развитие речемыслительной деятельности учащихся средствами изучаемого языка.
Учебная игра – «особо организованное задание, которое требует от учащихся напряжения эмоциональных и умственных сил», и которое оптимизирует их интеллектуальную активность в учебном процессе.

Таким образом, к учебной игре предъявляются следующие требования:

  • Наличие цели и правил, которые должны быть полностью понятны и принимаемы всеми учащимися, соответствуя их возрасту
  • Игра должна быть управляемой, таким образом присутствие и активное участие учителя обязательно
  • Экономичность учебной игры по времени
  • Направленность игры на решение учебной задачи урока
  • Учебная игра обязательно должна носить элемент удовольствия

1. Учебная игра является идеальным способом для формирования познавательных действий на уроке английского языка.
В виде соревнования ученикам можно предложить ряд игровых упражнений, в котором необходимо найти схему, отображающую логические отношения между верным ответом и неверным, иными словами вспомнить правило, которое подходит для выполнения упражнения. Стремясь к верному ответу, ученику самостоятельно или в команде надо найти логические связи между всеми исходными данными.

В процессе чтения, слушания, письма, при выполнении других упражнений, заполнении таблиц и диаграмм у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии). Все эти процессы легко и незаметно запускаются при волшебной фразе “ Let’s play now”.

Игры хороши тем, что в них все равны. Они по силам даже слабым ученикам. Ученик с недостаточной языковой подготовкой в игре может быть первым, т.к. находчивость и сообразительность здесь иногда бывает важнее знания предмета. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, помогают ребятам преодолеть стеснительность, которая мешает свободно употреблять в речи английские слова.

На первом этапе обучения (2-4 класс) основными видами игр являются подготовительные игры для формирования языковой базы (лексические, грамматические, фонетические).

Я хочу привести в пример следующую грамматическую игру: “Что это?”(What is it?). Класс делиться на две команды. Учитель достает волшебный мешочек, в котором находятся различные предметы, и по очереди предлагает потрогать, не открывая мешочек. Каждый правильный ответ на вопрос приносит очко команде. Разумеется, спрятанные предметы должны быть ранее изучены детьми.

2. Коммуникативные действия, которые обеспечивают возможности сотрудничества учеников в учебной игре, особенно становятся актуальными. От умения слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться (работа в парах, группах) зависит победа или поражение в игре. Никто из современным подростков не хочет услышать в свой адрес хорошо известное им по компьютерным играм: You lost your game. Поэтому они стараются изо всех сил наладить эту коммуникацию во время игры.

Приведем пример игры-соревнования. Класс делиться на 2-3 команды. В каждой команде 5 представителей. Первый член команды читает текст, не показывая его, рассказывает содержание второму члену команды (остальные не должны слышать их разговор). Второй член команды подбирает иллюстрации к рассказу и передает их четвертому. Четвертый игрок команды выписывает ключевые слова и выражения к иллюстрации и передает записи пятому, который пишет свой рассказ, используя ключевые слова и выражения. Его рассказ сравнивается с оригиналом. Побеждает команда, закончившая первой и имеющая в сообщении пятого игрока минимальное расхождение с первоисточником.

3. Учебная игра плодотворно сказывается и на формирование регулятивных действий - действий контроля: приемы самопроверки и взаимопроверки заданий особенно ярко представлены во время игровой деятельности на уроке. Когда имеются четкие правила игры, по которым учащимся предлагается достичь максимального результата, то взаимоконтроль другу друга всегда обеспечен. Ведь не секрет, что чувство справедливости у учеников в момент игры особенно обострено.

В игровой соревновательной форме, как в группе, так и индивидуально учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, орфографические, грамматические и т.д.) Для решения этих задач можно совместно с детьми составить определяющий алгоритм действий, эффективность которых можно усилить ограничением по времени при выполнении заданий.

Например, одной из любимых игр моих учеников, является собирание английских пазлов. На них вместо привычных картинок учитель размещает различные фрагменты изучаемых тем. Это может быть и лексика по темам, и формы неправильных глаголов, и отдельные предложения, и целые рассказы. Такие пазлы можно составлять как всей командой вместе и одновременно, так и по очереди, выкладывая по одному фрагменту каждым игроком. В последнем случае целесообразно расширить полномочия капитана команды (сильного ученика), который будет отвечать за конечный результат.

4. Рассмотрим также и личностно-коммуникативные действия, когда от учащихся требуется самостоятельно определять и высказывать самые простые для всех людей правила поведения при общении. Они ярко представлены в момент игровой деятельности урока. Для любого ребенка английский язык, являясь иностранным языком, сложен и непонятен, но при правильно включенном в уроке игровом компоненте будет легко и учителю, и ученику. Например, при речевых играх при многократных повторениях одного или того же речевого клише или в момент инсценировок игра создаёт атмосферу увлеченности и снимает напряжение у детей, помогает сделать процесс обучения творческим.

Авторы современных УМК отлично понимают ценность игры для детей и в помощь учителю предлагают уже ряд готовых вариантов игр или инсценировок. Хорошими примерами могут служить УМК: В.Эванс, Дж. Дули “Spotlight”, а также «Английский язык» авторов Ю.А.Комаровой, И.В.Ларионовой, Ж.Перрет

Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно в своем вымышленном мире. Она дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

Таким образом, из приведенных выше примеров можно сделать вывод об обоснованной необходимости использования учебных игр при формировании универсальных учебных действий на уроках английского языка.

Литература:

  1. Балашова А.И., К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А. И. Балашова, Н. А. Ермолова, А. Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 5. - С. 69-73.
  2. Карабанова О. А., Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12.
  3. И.Е.Коптелова – «Игры со словами» (журнал «Иностранные языки в школе», №1-2003).
  4. И.П.Гладилина – «Некоторые приемы работы на уроках английского языка в начальной школе» (журнал «Иностранные языки в школе № 3 – 2003).
  5. Перминова Л.М., Взаимосвязь стандартов первого и второго поколений / Л. М. Перминова// Народное образование. - 2010. - № 7. - С. 209-216.
  6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010
Шарайкина Юлия Александровна18.10.2014 36690 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar