РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Словарная работа на уроках русского языка

Словарная работа на уроках русского языка

Загляни в глубь слова

    (организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе)

Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им также естественно, как дышит и растет. С другой, - это сложная дисциплина, требующая большого труда, направленного в первую очередь на запоминание отдельных лексических единиц, именуемых «словарные слова».

Отправляя ребенка в плавание по безбрежному океану слов, мы надеемся «на авось». Но наша муштровка заученных лексем не помогает ребенку выработать лингвистическое чутье, стать грамотным. Традиционная методика формального заучивания слов из словарика не обеспечивает достаточно быстрого и прочного их запоминания, о чем свидетельствуют устойчивые ошибки, допускаемые младшими школьниками.

Известно, что освоение слов с непроверяемыми написаниями, обычно именуемыми «словарными», трудно дается младшим школьникам.

Традиционно слова с непроверяемым написанием усваиваются путем механического запоминания. Повышение эффективности усвоения слов с традиционными написаниями нужно связывать с изменением характера их запоминания: оно должно быть осмысленным, а не механическим.

Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологическая справка, которая содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает прояснить исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание.

«Иногда написание, считающееся традиционным и непроверяемым, может быть проверено на основе знания этимологии исторических изменений в фонетике русского языка», - пишет М.Р.Львов.

         На этапе введения нового слова предполагается проведение многоплановой работы.

  1. Предъявление слова:

а) чтение загадки; отгадывание ее учащимися; учащиеся называют признаки, по которым определили отгадку;

б) дается толкование его современного лексического значения;

в) у многозначного слова объясняется одно из значений, в котором оно чаще всего употребляется младшими школьниками;

г) описание признаков предмета или предъявление слова – синонима.

Таким образом, дети определяют, какое слово они будут изучать. Затем они начинают работать над так называемым «слуховым» образом слова.

  1. Работа над «слуховым образом слова».

Учащиеся проговаривают слово хором орфоэпически, без выделения слогов, определяют «трудное» место. Это очень важно для всей последующей работы, так как именно здесь самими детьми ставится орфографическая задача. После орфоэпического произнесения (если в период обучения грамоте учащихся знакомили с признаками орфограмм – со слабыми позициями для гласных и согласных) дети сразу могут назвать в этом месте «трудное» место. Как известно, дети лучше запоминают то, что, как им кажется, они нашли сами. Если младшие школьники умеют определять «трудное» место в слове до начала письма, то процесс письма становится для них более осознанным.

  1. Запись слова с «окошком».

После того, как дети определят ударный и безударный слоги, они записывают словарное слово в «словарик». Важнейшее условие состоит в том, чтобы учащиеся, записывая слово, сами показали «трудное» место пропуском буквы «окошком». Дети записывают слово, пропустив, например, букву безударного слога и ставя ударение. Надо отметить, что при такой форме записи важно соблюдать еще одно условие: вместо пропущенной буквы должен обязательно ставиться какой – либо «сигнал опасности», например, точка: м . лина.

После того, как учащиеся записали слово с «окошком», они пытаются подобрать проверочное слово и определить нужную букву. Когда это сделать не удается, дети обращаются к авторитетному источнику. Здесь либо учитель показывает написание нового слова – записывает на доске, выделяя цветным мелком орфограмму, либо предъявляет карточку или просит посмотреть слово в учебнике. Продуктивнее всего поставить перед детьми проблемную ситуацию. Для этого учитель дает этимологическую справку (если она помогает объяснить написание слова). Ознакомление детей с этимологией слова будет способствовать не только развитию внимания к языку, но и развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса, возникновению интереса к овладению секретами родного языка.

Например, знакомство со словом вокзал.

Вокзал – имя сущ., ед.ч., м.р.

Вокзал – большая станция на путях сообщения (железнодорожный, морской, речной).

При проверке первой безударной гласной слово – помощник – «Вокс - холл».

  • Лет 300 назад в Лондоне (Англия) некая предприимчивая дама, по имени Джейн Во, превратила свою усадьбу в место общественных гуляний и, построив там павильон, назвала его «Вокс – холл», т.е. «Зал госпожи Во». Скоро так стали называться и другие увеселительные заведения с садами. Слово стало именем нарицательным. В конце XIX века «воксхолл», или «воксал», стало уже значить «концертный зал» на железнодорожной станции. Современное значение закрепилось во второй половине XIX века в связи с тем, что железная дорога Петербург – Павловск заканчивалась у вокзала в Павловске, служившего одновременно и пассажирским зданием, и залом, где давались концерты.

После объяснения учитель задает вопрос: какую же букву, как подсказывает эта история, нужно написать? Дети орфографически проговаривают слово, вставляют букву в окошко.

Специфическая форма записи слова с пропуском трудного места (с «окном») – это способ, предлагаемый детям для фиксации поставленной орфографической задачи. Важно, чтобы ученики при работе со словами с непроверяемыми написаниями учились, прежде всего, обнаруживать орфограмму, совершенствовали свою орфографическую зоркость.

Этот прием не равноценен приему записи слова с окном самим учителем, так как ученик имеет дело с орфографической задачей, уже поставленной педагогом. Важно же, чтобы он ставил ее САМ.

  1. Закрепление нового слова.

Таким образом, для совершенствования обучения необходимо:

  • включить работу со словами с непроверяемыми написаниями в общую систему формирования орфографических умений. Легкость и прочность усвоения зависит от: умения слышать звучащее слово, находить орфограммы до написания, определять вид орфограммы. Особое внимание  при этом следует уделить орфографической зоркости – способности обнаруживать орфограммы;
  • следует разнообразить работу путем использования различных средств и способов обучения. Особую роль в решении этой задачи призвано сыграть применение этимологического анализа; в упрощенном и сокращенном варианте – этимологическая справка, которая содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова.

Такая работа над словом поможет учителю начальных классов создать основу для последующей языковой практики учащихся, поможет разнообразить работу на уроке, повысить внимание к слову. А первоначальное ознакомление младших школьников с элементами лексикологии (синонимия, антонимия, фразеология) поможет учителю среднего звена проводить углубленную и систематическую работу над словом как лексической единицей, обеспечит систему преемственности двух ступеней обучения.

Заборик Людмила Валерьевна20.11.2014 8700 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar