РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование самообразовательных умений учащихся на уроке и во внеурочное время

Формирование самообразовательных умений учащихся на уроке и во внеурочное время

В сегодняшней ситуации уже совершенно очевидно и практически общепринято то, что выпускник школы должен представлять собой индивида, обладающего готовностью и способностью создавать, вырабатывать новые знания и способы деятельности, необходимые для того, чтобы адекватно действовать в ситуациях, в которых не «срабатывают» знания, полученные в школе. В современном обществе именно самообразование приобретает многосторонний характер: оно все в большей мере является результатом образования и его предпосылкой, важным условием и необходимым фактором развития личности.

Вопросам самообразования подрастающего поколения посвящены исследования А.К. Громцевой, Б.Ф. Райского, М.Н.Скаткина. Разработка теоретических и практических основ самообразовательной деятельности учащихся осуществляется в русле концепции непрерывного образования. Необходимо отметить и такие научные направления, которые позволяют совершенствовать процесс самообразования учащихся. К ним относятся: оптимизация процесса обучения (Ю.К. Бабанский), активизация познавательной деятельности и проблемное обучение (М.И.Махмутов, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, А.М Матюшкин), дифференцированное обучение, индивидуальный подход и групповая организация деятельности (Н.А. Менчинская).

Под самообразованием Ю.А.Салмин понимает осознанную планируемую и саморегулируемую самостоятельную познавательную деятельность личности в целях гармоничного развития и непрерывного повышения эффективности профессиональной деятельности.

А.В.Луначарский писал, что ключ к самообразованию, который школа должна дать ученику, состоит в том, чтобы научить пользоваться книгой, пособиями, справочниками, работать с библиографией, делать выписки, заметки, реферировать прочитанное, находить материалы для доказательства определенных положений, вести спор, отстаивать свою точку зрения.

Но самообразование определяется конкретными целями как мотивами деятельности личности. Поэтому поставленные учащимися цели создают необходимые предпосылки для внутренней управленческой деятельности в процессе самообразования. Для формирования у учащихся практических умений и навыков, необходимых для самообразования, надо научить учащихся работать самостоятельно. Самообразование тесно связано с самостоятельной внеаудиторной работой, но имеет свою специфику. Если самостоятельная деятельность преследует цель овладеть знаниями, умениями и навыками, то самообразование предполагает, кроме этого, овладение умениями поиска и творческой работы над литературными источниками.

В работе П.И.Пидкасистого значительное внимание уделяется организации самостоятельных работ учащихся. По его мнению, эффективность выполнения учащимися самостоятельной работы в процессе обучения во многом зависит от условий её организации, содержания и характера знаний, логики изложения, источника знаний, взаимосвязи наличных и предполагаемых знаний в содержании данного вида самостоятельной работы, качества достигнутых учеником результатов в ходе выполнения этой работы. По мнению этого же автора самостоятельная работа — это средство обучения, которое в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной цели и конкретной задаче.

Самостоятельная работа формирует у учащихся на каждом этапе их движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний, умений и навыков для решения определённого класса познавательных задач и соответственно продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности. Для реализации таких важных задач в учебно-воспитательном процессе школы не предусмотрены специальные занятия. Поэтому формировать мыслительные способности учащихся должен каждый преподаватель средствами своего предмета.

Проблеме формирования самостоятельности мышления учащихся, развития у них умений самостоятельно приобретать знания и самостоятельно организовывать познавательную деятельность при обучении химии посвящены работы ряда авторов (М.В. Зуева, Р. Г. Иванова). Самостоятельная работа вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельную систематическую деятельность по пополнению своих знаний и выработке умений ориентироваться в потоке научной информации при решении новых познавательных задач, а также является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью учащихся в процессе обучения.

А.К.Маркова отмечает, что самостоятельная работа может перерастать в самообразование, так как самостоятельность учебной работы школьника возникает как следствие овладения учеником средствами и способами построения своей учебной деятельности. Сформированные способы самообразования состоят, в частности, в том, что столкнувшись с задачей, школьник может мысленно представить себе ("проиграть в уме") строение своей предполагаемой деятельности по её разрешению. Но, как показывают наблюдения, учащиеся не всегда готовы к участию в таком учебном процессе.

Чаще всего требуется дополнительная подготовка к самостоятельной и самообразовательной деятельности, создание определенной атмосферы, в которой ученик захотел бы и смог заниматься самообразованием. Необходимо научить учащихся аргументированности, доказательности, способности обобщать, выделять главное. В общей системе учебно-воспитательного процесса самостоятельная познавательная деятельность настолько значима, что без неё не могут быть достигнуты общественно и личностно обусловленные цели учения.

Формирование самостоятельности требует так организовать процесс обучения, чтобы целенаправленно приобщать учащихся к добыванию знаний, выработать у них способность и потребность действовать независимо. Самостоятельность реализуется в деятельности и благодаря практике становится привычной формой поведения.

Научно-исследовательская деятельность учащихся в МОУ СОШ № 22 является устойчивой традицией. Учащийся школы принял участие в 3-ем Всероссийском конкурсе научно-инновационных проектов «Чистая планета для нашего будущего». На краевой этап был заявлен проект по экологии «Роль тополей в очистке воздуха». Выполнил ученик 10 класса Ряшенцев Леша (руководитель учитель химии высшей квалификационной категории Стукалова Е.А.). В ходе этого этапа участник Конкурса представил на экспертизу индивидуальную творческую работу в форме исследования. Всероссийский конкурс научно-инновационных проектов «Чистая планета для нашего будущего» проводится в рамках реализации социальных программ компании «Сименс» и направлен на вовлечение молодежи в деятельность по повышению качества жизни и создание благоприятной среды обитания для жителей хутора.

Ежегодная Всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере профилактики и наркомании и наркопреступности проводится с целью выработки практических рекомендаций по организации системы профилактики наркомании и наркопреступности, а также выявления состояния, основных направлений и уровня научных изысканий в сфере профилактики наркомании и наркопреступности. На Всероссийскую олимпиаду в сфере профилактики наркомании был заявлен 1 проект по теме: «Подростковый наркотизм: социальный анализ и профилактика». Этот проект выполнила ученица 8 класса Исраилова Сабина (руководитель заместитель директора по орг.вопросам Стукалова Е.А.).

Во Всероссийской научно-технической конференции «Открытый мир. Старт в науку» г.Москва
принимали участие 2 учащихся: Петренко Ксюша – ученица 9 класса выступала с проектом «Значение тополей в экологическом состоянии хутора» и стала дипломанткой и Лебединский Антон – ученик 10 класса защищал проект «Исследование молока и молочных продуктов, реализуемых в Курском районе» занял 2 место.
Лебединский Антон принимал участие в научно-практической конференции «В науку первые шаги» при СевКавГТУ – стал дипломантом.

На «XХ- Cтавропольскую краевую открытую научную конференцию школьников» был заявлен проект «Из чего состоит наше мыло?»

В 2009-2010 учебном году Петренко Ксения с работой «Исследование качества мяса птицы, выращенной в домашних условиях», Козлова Евгения «Исследование некоторых физико-химических показателей протеиназы» – ученицы 10 класса, Исраилова Сабина с работой «Исследование молока и молочных продуктов», Казанина Дарья «Исследование физико-химических показателей качества мороженого» – ученицы 9 класса принимали участие в VI Балтийском научно-инженерном конкурсе исследовательских работ в г.Санкт- Петербурге.

На олимпиаду «Созвездие-2010» научно-исследовательских и учебно-исследовательских проектов детей и молодежи по проблемам защиты окружающей среды «Человек-Земля-космос» были отправлены проекты: - Стукаловой Арины ученицы 5 класса «Определение показателей качества снега, как индикатора чистоты окружающей среды», - Соловьева Антона ученика 8 класса «Значение тополей в экологическом состоянии хутора».

На Всероссийскую научно-техническую конференцию «Открытый мир. Старт в науку» г.Москва отправлены 4 работы: «Исследование качества мяса птицы, выращенной в домашних условиях» (Петренко К.), «Исследование физико-химических показателей качества мороженого» (Казанина Д.), «Методы определения и исследования витамина «С» в различных овощах и фруктах» (Соловьев А.), «Выделение винной кислоты из исследуемого сорта винограда Восторг» (Жулина Д.).

Для участия в научно-практической конференции «В науку первые шаги» при СевКавГТУ представлены 2 проекта: «Исследование качества мяса птицы, выращенной в домашних условиях» (Петренко К.), «Исследование физико-химических показателей качества мороженого» (Казанина Д.).

Защита проектов – все это предоставляет школьнику возможность для самоактуализации личности. А исследовательский проект включает ученика в условия интегративности при выборе путей решения исследовательских задач. Тематика научно-исследовательских и проектных работ не узко школьная, а общественно значимая. Комплекс педагогических условий, реализуемый в образовательном процессе, ориентирован на личностное развитие обучающегося и включение его в сотрудничество с другими обучаемыми.

Таким образом, актуальность данной темы определяется противоречием между имеющейся потребностью общества в высоком уровне готовности выпускников школ к решению различных проблем и задач, постоянному самообразованию и самовоспитанию и недостаточной разработанностью методических основ формирования готовности учащихся к самообразовательной деятельности.

Приложение №1

Тест по выявлению уровня развития самообразовательной деятельности школьников

1.Знаешь ли ты, что такое самообразовательная деятельность:
а) нет 
б) скорее нет, чем да 
в) скорее да, чем нет 
г) да

2.Занимаешься ли ты самообразованием:
а) нет 
б) скорее нет, чем да 
в) скорее да, чем нет 
г) да

3.Читаешь ли ты дополнительную литературу, по какому либо предмету
а) нет 
б) иногда, когда этого требует учитель (при написании реферата и т. п.) 
в) читаю, но не постоянно 
г) да, часто

4.Умеешь ли ты составлять план, выписать тезисы по прочитанному тексту;
а) нет 
б) скорее нет, чем да 
в) скорее да, чем нет 
г) да

5.Можешь ли ты выделить главную идею в прочитанном тексте:
а) нет 
б) скорее нет, чем да 
в) скорее да, чем нет 
г) да

6.Часто ли при подготовке домашнего задания ты пользуешься дополнительной литературой:
а) нет, совсем не пользуюсь 
б) очень редко 
в) пользуюсь, но не постоянно 
г) да, постоянно

7.Можешь ли конспектировать устный рассказ учителя:
а) нет 
б) скорее нет, чем да 
в) скорее да, чем нет 
г) да, очень

8.Умеешь ли ты организовать познавательную самостоятельную работу на уроке и дома:
а) нет 
б) скорее нет, чем да 
в) скорее да, чем нет 
г) да

9.Умеешь ли адекватно оценить уровень полученных тобой знаний:
а) нет 
б) не совсем 
в) да, но не всегда 
г) да

10.Можешь ли ты организовать самостоятельно свою умственную работу:
а) не могу вообще, только под руководством кого-либо 
б) иногда могу, но очень не надолго 
в) скорее да, чем нет 
г) да

11.Нравятся ли тебе готовить доклады, рефераты, сообщения и т. п. по какому либо предмету:
а) нет 
б) скорее нет, чем да 
в) скорее да, чем нет 
г) да, очень

12.Ты берешься за подготовку доклада, реферата и т. п. в случае:
а) если этого требует учитель 
б) иногда сам, но чаче по требованию учителя 
в) иногда, когда требует учитель, но чаще сам 
г) сам изъявляю желание подготовить дополнительный материал по интересной теме

13.Если ты готовишь реферат и т. п., то предпочитаешь:
а) чтобы учитель полностью руководил работой 
б) чтобы учитель дал тему и литературу 
в) чтобы учитель дал тему, а литературу подобрать самостоятельно 
г) самостоятельно выбрать тему и подобрать нужную литературу

14.Часто ли ты посещаешь внеурочные занятия по какому либо предмету (факультативы, кружки, олимпиады и т. п.)
а) не посещаю вообще 
б) иногда 
в) часто, но не постоянно 
г) да, регулярно

Тест по выявлению уровня самообразовательной деятельности школьников в области химии

1.Нравятся ли тебе уроки химии:
а) нет 
б) скорее нет, чем да 
в) скорее да, чем нет 
г) да, очень

2.Посещаешь ли ты дополнительные занятия, мероприятия по химии (кружки, химические викторины, игры, вечера и т. п.):
а) нет 
б) очень редко 
в) часто 
г) да, всегда

3.Читаешь ли ты дополнительную литературу по химии:
а) нет 
б) иногда 
в) часто 
г) постоянно

4.Умеешь ли ты выделять главную идею в химическом тексте:
а) нет 
б) скорее нет, чем да 
в) скорее да, чем нет 
г) да, очень

5.Ты посещаешь дополнительные занятия и мероприятия по химии потому, что:
а) этого требует учитель 
б) посещаю, но очень редко, когда заинтересует какая-либо тема 
в) посещаю довольно часто, но не постоянно 
г) постоянно, т. к. химия мой любимый предмет

6.При подготовке к уроку химии ты:
а) прочитываешь заданный материал один раз 
б) заучиваешь заданный материал 
в) с интересом прочитываешь материал 
г) изучаешь дополнительную литературу по теме

7.Какой способ работы над задачей тебе больше всего нравится:
а) подробное объяснение алгоритма решения учителем 
б) обсуждение хода решения с товарищем 
в) коллективный поиск решения, 
г) самостоятельные решения

8. Умеешь ли составлять алгоритм решения задачи:
а) нет 
б) скорее нет, чем да 
в) скорее да, чем нет 
г) да, очень

9.Что является наиболее важным для тебя в процессе решения задачи:
а) быстрота и легкость решения 
б) количество решенных задач 
в) оригинальность решения 
г) самостоятельность решения

10.Нравятся ли тебе готовить доклады, рефераты, сообщения и т. п. по химии:
а) нет 
б) скорее нет, чем да 
в) скорее да, чем нет 
г) да, очень

11.Ты берешься за подготовку доклада, реферата и т. п. в случае:
а) если этого требует учитель 
б) иногда сам, но чаще по требованию учителя 
в) иногда, когда требует учитель, но чаще сам 
г) сам изъявляю желание подготовить дополнительный материал по интересной теме

12.Если ты готовишь реферат и т. п. по химии, то предпочитаешь:
а) чтобы учитель полностью руководил работой
б) чтобы учитель дал тему и литературу
в) чтобы учитель дал тему, а литературу подобрать самостоятельно
г) самостоятельно выбрать тему и подобрать нужную литературу

Приложение №2

Памятка рациональной организации труда

Учись работать с книгой (статьей, учебным пособием, монографией).

1. Сначала бегло посмотри содержание всей книги (статьи, монографии). Дай себе отчет, насколько этот материал тебе нужен.

2.Приступай к вдумчивому сплошному чтению.

3.При чтении: отмечай основные идеи (мысленно или карандашом);

  • следи, как они развиваются, доказываются (нет ли своего материала для подтверждения или наоборот, опровержения их, попытайся их сопоставить с теми знаниями, которые у тебя есть);
  • эти "смысловые единицы" можешь пронумеровать (потом выписать);
  • дай себе отчет о связи между этими единицами;
  • дай себе отчет в основной ведущей идее работы. Вырази свое отношение к ней.

4. При сложном материале нужно еще раз вернуться к вторичному просмотру наиболее трудных мест, выкладок, доказательств. Целесообразно проделать их самому на бумаге.

5. Для самоконтроля правильности понимания идей рекомендуем проделать упражнения, решить задачу.

6. В конце работы, если нет смысла конспектировать ее содержание,
хорошо сделать записи основных идей.

7. При самостоятельной работе над материалом не увлекайся фактами, не
стремись все их запомнить. Знай, что основной смысл твоей работы заключается в овладении новыми идеями, которые ты всегда может иллюстрировать своими примерами.

Учись рационально работать над домашними заданиями

1. Прежде чем примешься за выполнение задания, четко сформулируй для себя цель, которую будет преследовать твоя работа. Самостоятельно добиваться достижения определенной цели в своей работе намного увлекательней, чем просто "учить уроки".

2. Формулируя цель, дай себе отчет, что тебе должно дать выполнение задания, к которому ты приступаешь (например, ты знаешь вводные слова, но не всегда выделяешь их запятыми, особенно когда они стоят в середине; при выполнении заданного упражнения особое внимание обращай на эти случаи, а может, целесообразно дополнительно выполнить еще несколько примеров).

3. После формулирования целей работы не торопись обращаться к учебнику (может, ты самостоятельно справишься с ней). Вспомни, что ты знаешь по этому вопросу, что читал, что слышал. Посмотри записи в тетради, они помогут тебе восстановить объяснение учителя. Это поможет тебе четко представить, каких знаний тебе не достает для решения познавательной цели, чем тебе может помочь учебник (а может, лучше другое руководство, справочник).

4. Обращайся к учебнику лишь с определенной целью. Работай с ним экономично. Если содержание материала громоздко, но ты понял на уроке, учебник должен тебе помочь закрепить его. В ином случае при чтении учебника обращай особое внимание на тот материал, который при предварительном восстановлении был забыт тобой. Подчеркни то, что представляется особенно важным. Вместо повторного чтения или рассказывания рекомендуем ответить на вопросы к параграфу, прочитать эту же тему по другому учебнику, пособию. Сравни их по содержанию.

5. Попытайся восстановить путем составления плана все основные положения изучаемого материала, полученного из разных источников. Вычлени из него главную идею, смысл.

6. Если тебе нужно выполнить упражнение, решить задачу, теоретический материал повторяй не до выполнения задания и не после того, а в процессе работы над ним, осмысляя под углом зрения теоретических положении ход всех своих действий. Попытайся сформулировать правило, закон т. о., чтобы они помогал тебе в определении действий при выполнении упражнения (это значит составить алгоритм действуя).

7. При выполнении учебных заданий прибегай к чтению дополнительной литературы, лучше всего при этом выделить одно основное пособие, над которым будешь работать систематически, к другим же прибегай по мере надобности.

8. При работе над темой доклада, сочинения, выступления:

  • подумай сначала над замыслом работы, восстанови то, что ты знаешь по теме, дай отчет чего не достает (если можешь, составь план работы согласно замыслу);
  • подбери литературу с помощью каталога, библиотекаря, учителя;
  • выдели среди них основную;
  • приступай к общему знакомству со всей литературой;
  • уточни после этого план доклада (сочинения, выступления);
  • отбери материал к каждому пункту плана (работай сразу с несколькими источниками). Выпиши главное;
  • составь черновик, выдерживая логику плана, используя отобранный материал;
  • сократи работу.

Учись всегда контролировать свою работу

1. Старайся всегда сам исправлять свои ошибки.

2. Лучшая проверка усвоения материала ^пересказ его кому-либо.

3. Как можно больше и чаще передавай свои знания другим:

  • это благородно;
  • это сделает твои знания более сознательными и прочными.

Учись рационально организовать свою работу

  1. Начинай работу отдохнувшим.
  2. Прежде чем начать работу, дай себе отчет, что ты должен сделать, сколько это должно занять времени, наметь порядок работы.
  3. Намечая график работы, помни, что наиболее высокая производительность труда наступает через 20 – 30 минут после начала работы. Более сложную работу целесообразно выполнять именно в это время. Более простую и интересную – в конце. Но если ты трудно врабатываешься, то тогда целесообразно начинать работу с более интересной.
  4. Приготовь все, что понадобиться для работы.
  5. Старайся в процессе работы придерживаться намеченного графика.
  6. Первый час работы можно работать без перерыва, в последующее время должны быть перерывы через 30 – 40 минут напряженной работы. Перерыв-5-]0 минут, в процессе его хороши физические упражнения. Не делай отдых продолжительным, это может снизить работоспособность.
  7. Выполненное задание убери со стола, чтобы оно не мешало.
  8. Если какое – либо из заданий не можешь выполнить сразу, не расстраивайся, отложи его, попытайся сделать его через некоторое время.
Стукалова Елена Александровна22.12.2014 18530 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar