РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Проектная деятельность, как метод обучения и воспитания при выполнении письменной экзаменационной работы (ПЭР)

Проектная деятельность, как метод обучения и воспитания при выполнении письменной экзаменационной работы (ПЭР)

Обучение и воспитание в России представляет единый процесс.

Студентам оказывается помощь в жизненном самоопределении, профессиональном становлении. Важным фактором в воспитании нравственных ценностей является формирование культурного пространства. Приоритетной задачей воспитательной работы является повышение престижа специальности.

Воспитательный процесс ведется через мероприятия: «День знаний», конкурсы, олимпиады, викторины, экскурсии, выпускаются стенгазеты. Заключительным этапом для старшекурсников является подготовка ПЭР, которая включает в себя теоретическую и практическую часть. Так как введение образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС СПО) ставит перед образовательными учреждениями среднего профессионального образования формирование у студентов ключевых профессиональных компетенций, то базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно- ориентированный подход в образовании, является метод проектов, который называют технологией четвертого поколения.

Подготовка ПЭР по методу проектов включает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов.

Проект - очень увлекательный процесс, заражающий творчеством. При реализации проекта возрастает познавательная деятельность, самостоятельность в получении информации, совершенствуется умение организовать свою работу.

Проектная деятельность включает следующие стадии: формулирование замысла, планирование этапов выполнения, обсуждение возможных средств решения, реализацию запланированного, оформление конечных результатов, рефлексию.

Проектная деятельность студентов - это совместная, учебно-познавательная, творческая работа, направленная на достижение общего результата. Например, перед двумя или тремя студентами ставится задача собрать какую-нибудь схему автоматики. Одному из них ставится задача подобрать необходимые комплектующие изделия, другому - расчет и выбор необходимых электромонтажных материалов, третьему подобрать необходимый инструмент и приспособления. В процессе выполнения проектов студентами изготавливаются как действующие, так и демонстрационные макеты.

Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в команде. При этом происходит формирование такого конструктивного критического мышления, которому трудно научиться на уроках. Помимо проектной студенты занимаются исследовательской деятельностью. Ее конечным результатом является выработка умений четко и технически грамотно делать выводы и анализировать полученные результаты. Последний этап проекта заключается в защите выпускной квалификационной работы. При защите своих работ ребята учатся грамотно говорить, логически мыслить.

Метод проектов как педагогическая технология – совокупность исследовательских поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Исследовательский проект с точки зрения студента – это возможность:

  • делать что-то интересное самостоятельно;
  • попробовать приложить свои силы и знания;
  • проявить себя, максимально используя свои возможности;
  • принести пользу;
  • выявить и решить интересную проблему;
  • показать достигнутый результат.

Исследовательский проект с точки зрения преподавателя – это дидактическое средство, позволяющее обучать целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы.

Основные требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательском плане проблемы.
  2. Значимость (теоретическая, познавательная, практическая) предполагаемых результатов.
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность участников проекта.
  4. Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов.
  5. Использование исследовательских методов.

В результате технического проекта должен появиться определенный материальный объект. Для студента проектная деятельность - это первая проба своих творческих сил. Очень часто с большим энтузиазмом работают студенты именуемые «середнячками».

Во время защиты ПЭР, после включения схем реальной части студенты с восторгом замечали связь теоретического материала и результатов измерения с помощью стендов собственного изготовления. На самом деле при использовании метода проектов существуют, по крайней мере, два результата.

Первый (скрытый) – это педагогический эффект от включения студентов в «добывание знаний» и их логическое применение: формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и оценивать последствия сделанного выбора и результаты собственной деятельности.

Вторая составляющая – это сам проект. Причем оценивается не объем освоенной информации, а её применение.
Соединение научно-технического творчества с изучением предметов способствует становлению творческого мышления, развивает изобретательность, положительно влияет на формирование чувства чести и профессиональной гордости.

Литература
spekol@mail.ru или 117198, г. Москва, «Специалист», 2011-2012 гг.

Воробьева Тамара Сергеевна25.12.2014 7020 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar