РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Индивидуальный образовательный маршрут как средство развивающей работы с потенциально одарёнными детьми.

Индивидуальный образовательный маршрут как средство развивающей работы с потенциально одарёнными детьми.

Авторы:

Александрова Ирина Александровна,
старший воспитатель МАДОУ « Детский сад №32»,

Логинова Елена Вячеславовна,
воспитатель МАДОУ « Детский сад№32»
город Соликамск , Пермский край.

«Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.»
В.А.Сухомлинский

Человек рождается без умения мыслить, лишь с задатками к нему. Мыслить он научится постепенно в процессе жизненной практики, в общении с взрослыми и своими сверстниками.Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются.

Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствие невостребованности. Детский сад является первым социальным институтом, где ребенок развивается, обучается и воспитывается, приобретает первые знания умения навыки. Вот почему так важно педагогам в детском саду создавать развивающую, творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка. Помочь детям полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современного детского сада.

Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. В связи с тем, что потребность и возможность одаренных дошкольников весьма отличается от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным индивидуально образовательным маршрутам.

В целях осуществления государственной политики в области образования с учетом ФГОС дошкольного образования и реализации президентской программы

«Одаренные дети» в нашем детском саду было разработано и утверждено Положение о работе с одаренными детьми, создана рабочая группа, разработан регламент работы с детьми с высоким уровнем развития.

Цель: раннее выявление, психолого-педагогическая поддержка и сопровождение одаренных детей (высокомотивированных детей)

Задачи:

  • анализ состояния работы с одаренными детьми и выявление одаренных детей в дошкольном учреждении;
  • определение общих организационно-методических направлений деятельности с одаренными детьми;
  • повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам работы с детьми, имеющими признаки одаренности и их родителями;
  • приведение предметно- пространственной развивающей образовательной среды в условия способствующие развитию способностей каждого одаренного ребенка и реализацию творческого потенциала педагогов;
  • привлечение родителей к решению поставленной проблемы по организации работы с целью выявления поддержки одаренных детей.

Обязательным является и разработка системы выявления одаренных детей, которая включает в себя:

  • наблюдение, за детьми начиная с раннего возраста, (прежде всего, в детских видах деятельности);
  • анкетирование взрослых (родителей, воспитателей);
  • выявление уровня усвоения образовательной программы дошкольного образования детьми
  • углубленное индивидуальное обследование детей с помощью апробированных методик, направленных на выявление способностей детей в сферах образного мышления, воображения и познавательной активности дошкольников.

Для дополнения более ясной картины проводится анкетирование родителей, приобщаются наблюдения воспитателей, социометрические исследования. По результатам психолого-педагогического мониторинга определяется и составляется реестр банка потенциально одаренных детей детского сада. Данные этого банка в дальнейшем используются для разработки индивидуального маршрута с целью поддержки, сопровождению ребенка и его семьи.

Далее для ребенка выбирается куратор и при взаимодействии всех участников образовательного процесса (узких специалистов, воспитателей, родителей) разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут. В соответствии с областью одаренности, учетом образовательной программы дошкольного образования, возрастными и индивидуальными особенностями ребенка куратор подбирает направления, формы и методы работы, как с детьми, так и с родителями дальнейшего развития одаренности у ребенка.Формы и методы работы определяются триединством образовательных задач согласно выбранному направлению. Куратор обязательно учитывает то, что вся работа с одаренными детьми строится с усложнением, в соответствии с его индивидуальными и возрастными особенностями.

Так, например, для спортивной одаренности выбираются следующие направления:

  • Развитие физических качеств быстроты, ловкости, гибкости, хорошей ориентировки в пространстве, умения проявлять силу, выносливость.
  • Создание условий для накопления двигательного опыта.
  • Формирование положительного личностного отношения к здоровому образу жизни.

Примерные формы и методы работы:

  • Подбор индивидуальных комплексов упражнений для ребенка и формирование подгрупп детей, в зависимости от уровня их физического развития, состояние здоровья, склонностей, интересов;
  • Организация спортивных мероприятий и вовлечение в них этих детей;
  • Подготовка детей к соревнованиям, олимпийским играм;
  • Совместное с одаренными детьми проведение мастер- классов для родителей;
  • Индивидуальное консультирование родителей;
  • Изготовление памяток, буклетов, папок передвижек для родителей;
  • Профессиональное общение со специалистами из спортивных секций с целью определения физически одаренного ребенка в необходимую спортивную сек-цию;

Для музыкальной одаренности выбираются следующие направления:

  • Развитие и совершенствование звуковысотного, тембрового и динамического слуха, чувства ритма.
  • Совершенствование умения слушать и осмысливать музыку и собственные чувства и переживания в процессе восприятия музыки, определять средства музыкальной выразительности, создающие образ.
  • Совершенствование певческих способностей, формирование правильного дыхания, дикции, артикуляции в пении; выразительность движений.

Примерные формы и методы работы:

  • Игры- упражнения на развитие музыкального слуха, развитие вокальных данных;
  • Дидактические игры;
  • Индивидуальные упражнения по работе над звуковедением, над дыханием; над ансамблем; над дикцией;
  • Распевки;
  • Пальчиковые и подвижные игры;
  • Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;
  • Организация праздников , музыкальных развлечений, досугов;
  • Подготовка к вокальным конкурсам;
  • Организация сольного выступления в рамках мероприятий с родителями;
  • Индивидуальные консультации для родителей;
  • Совместное проведение мастер-классов для родителей;

Для одаренности в интеллектуальной области выбираются следующие направления:

  • Развитие познавательной активности, умения самостоятельно добывать знания, презентовать их.
  • Развитие навыков доказательной речи, понятийного словаря.
  • Развитие логических приемов умственных действий: сравнения, обобщения, анализа, синтеза, абстрагирования, классификации, аналогии,формирования математических представлений.

Примерные формы и методы работы:

  • Проблемные ситуации;
  • Развивающие игры;
  • Дидактические игры;
  • Исследовательская деятельность;
  • Создание коллекций;
  • Проектная деятельность;
  • Экспериментирование, опыты;
  • Ситуативный разговор;
  • Рассматривание картин и иллюстраций, энциклопедий, тематических альбомов;
  • Заучивание стихов;
  • Слушание и обсуждение художественных произведений;
  • Моделирование;
  • Сооружение построек из различного вида конструктора;
  • Создание макетов;
  • Викторины;
  • Наблюдения, экскурсии;

Для одаренности в области художественного творчества выбираются следующие направления:

  • Развитие творческих способностей, фантазии, умения мыслить неординарно.
  • Развитие эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетического пред-ставления.
  • Совершенствование изобразительных технических навыков и умений в создании новых цветовых тонов и оттенков.
  • Развитие и совершенствование композиционных навыков, чувства цвета, чув-ство ритма.

Примерные формы и методы работы:

  • Рассматривание репродукций картин, альбомов;
  • Дидактические игры
  • Игры – упражнения;
  • Создание проблемных ситуаций;
  • Игры - эксперименты;
  • Создание коллажей, панно;
  • Подготовка конкурсных работ;
  • Иллюстрирование книжек - малышек;
  • Наблюдения
  • Посещение выставок, музеев;
  • Участие в творческих проектах;
  • Экскурсии в музей
  • Практические задания
  • Беседы
  • Организация персональных выставок

Исходя из форм и методов работы, куратор предполагает ожидаемый результат, то есть где ребенок может реализовать, представить свой талант это может быть участие в конкурсном движении на различный уровнях, презентации исследовательских и творческий проектов, персональные выставки, сольные концерты, заметки о спортивных, творческих достижений в газете журнале, участие в проектах и т.д.

В течение всей работы куратор фиксирует все личностные достижения одаренного ребенка. В конце учебного года проводится промежуточная диагностика где, так же как и в начальной диагностике приобщаются наблюдения воспитателей, анкетирование родителей и на основании полученных данных куратор составляет аналитическую справку, и отчет который представляет на административном совещании «Система работы с одаренными детьми».

Логинова Елена Вячеславовна10.01.2015 60970 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar