РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Исследовательская работа учащихся основной школы (из опыта работы)

Исследовательская работа учащихся основной школы (из опыта работы)

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Вессели Ирина Сергеевна учитель русского языка и литературы муниципального автономного общеобразовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа  №43» г.Томска

e-mailvesseli83@yandex.ru

Современное общество предъявляет к системе образования  качественно новые требования в духовно-нравственном и социально- экономическом отношениях.  Любой педагог хорошо знает и понимает, что выпускники школ должны обладать не только определенным набором знаний, но и легко адаптироваться к любым изменениям, происходящим в современном мире.  Перед  образовательной системой, перед конкретной школой, учителем стоят важные задачи: научить детей самостоятельно принимать решения, прогнозировать и предупреждать последствия своей деятельности, постоянно совершенствовать свои знания в различных областях жизни. Все это приводит к тому, что возникает необходимость перехода от накопления знаний к развитию личности, её совершенствованию, от получения разобщенных сведений из различных областей знаний к формированию целостной картины мира. Этому переходу  способствует  вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность. 

Исследовательская работа способствует развитию  самостоятельности, гибкости и оригинальности  мышления. А все начинается с проблемной ситуации. Проблемная ситуация, созданная на уроке, во внеурочной деятельности или  в жизни заставляют ученика  погрузиться в исследуемую проблему, активизироваться в поисках пути ее решения. Решений  может быть несколько,  но в любом случае, верное или  ошибочное, юный исследователь найдет. Но в данном случае, в первую очередь, важно то, что достигнута главная задача  исследования. Эффективность необыкновенно  высока. Все это связано с теми УУД, которые сейчас навязывает современная образовательная система. 

В ходе работы над исследовательской работой ученики реализуют следующие умения:

  • умение  видеть проблему;
  • умение ставить  вопросы;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • умение давать определение  понятиям;
  • умение классифицировать;
  • умение наблюдать;
  • умение и навыки проведения эксперимента;
  • умение делать выводы и умозаключения; 
  • умение структурировать материал;
  • умение объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Наиболее ярким проявлением исследования является творчество. Не всегда на уроках ученики в полной мере могут реализовать свой творческий потенциал. Тогда на помощь учителю приходят проектный метод обучения или исследовательская работа. 

Этапы работы над исследованием.

1. Постановка проблемы. Анализ проблемы. Выбор  темы. Учитель должен сориентировать своего ученика в выборе темы. Тема не должна быть слишком широкой и абстрактной. Например, «Тема патриотизма в творчестве русских писателей XX века». Писателей в прошедшем сложном и неоднозначном веке было достаточно много. И большинство из них касалось темы любви к родине, чувства патриотизма. Поэтому тему нужно сузить. Либо сравнивать несколько писателей –современников, либо писателей, принадлежащих к одному или двум разным направлениям. Будет более конкретный  и понятный предмет сравнения. А это немало важно для исследования. Здесь же следует обозначить актуальность исследования, обосновать необходимость изучения данной проблемы. Определение цели и задач работы, объекта, предмета методов исследования. Например, ученица 5-го класса на школьной и городской научно- практической конференции выступила с такой работой «Воздействие художественного слова на развитие речи обучающихся». 

Начальный этап работы выглядит следующим образом:

Цель работы: изучение воздействия художественного слова на развитие речи и мышления школьников и донесение результатов исследования до обучающихся (посредством видеопрезентации)

Задачи: 

  1. Исследовать  такой «механизм» как речь – мышление;
  2. Выявить особенности речи современных пятиклассников;
  3. Провести анкетирование среди обучающихся 5г класса  МАОУ СОШ №43 на выявление интереса к чтению;
  4. Провести эксперимент на выявление способности воспринимать художественный текст;
  5. Проследить, какую пользу приносит  чтение художественных текстов.

Предмет исследования: воздействие художественных текстов на речь и мышление обучающихся. 

Объект: обучающиеся 5 класса.

Методы исследования: эксперимент, опрос, сравнительный анализ, наблюдение.

Еще один пример: 

Тема: Изображение родины в произведениях русских писателей XIX - XX веков В условиях жизни современной России нужны патриоты, нужны люди, любящие свою страну и гордящиеся ей. Но ничто так не формирует представление об истории, о родине, как произведения мастеров художественного слова, русских писателей. Поэтому сейчас как никогда важно читать произведения художественной литературы, изучать произведения русской классики. 

Цель работы: изучение способов изображения родины и чувств, вызванных ею, в произведениях русских писателей 19- 20 веков.

Задачи

  • анализ художественных произведений;
  • выявление главной темы — темы Родины;
  • осмысление патриотизма как духовной ценности и его важности.

Объекты исследования:  «Наши» С.Д. Довлатов, «Итальянские слёзы» Е.А. Евтушенко, «Выбор» Ю.В. Бондарев, «Идут белые снеги» Е.А. Евтушенко, «Умом Россию не понять» Ф.И Тютчев, стихи А.Ахматовой, А.Блока. Предмет исследования: способы и средства изображения Родины в произведениях русской литературы.

Гипотеза исследования – произведения талантливых писателей 20 века, несмотря на свое многообразие и разные подходы в изображении Родины, несмотря на сложные и неоднозначные отношения самих писателей с Россией этого рокового столетия при внимательном чтении  и пристальном изучении воспитывают чувство патриотизма у  современных читателей.  Подход к исследованию проблемы: мы будем рассматривать особенность изображения Родины в произведениях русских писателей с точки зрения духовно-нравственного аспекта.

Методы исследования: анализ, классификация, сравнение. В основном это буду дедуктивные методы – от частного к общему. 

2. Выдвижение гипотез решения проблемы и планирование исследовательской деятельности.

Гипотеза: произведения художественной литературы оказывают благотворное влияние на развитие речи, мышления современных школьников. 

3. Сбор и структурирование информации. На данном этапе учащаяся работала с различными источниками информации, отбирала необходимые материалы, составляла концепцию работы. Например: 

Список использованной литературы:

  1. Барзас Л.Г. Русский язык. Стилистика. – М. Просвещение, 1978. 
  2. Володина              М.Н.         Влияние            языка         СМИ           на      современный                русский           язык;
  3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М. 1996.  

Интернет-ресурсы

  • http://www.rg.ru/2010/01/13/pyl.html; http://esenin.ru; http://esenin.ru/vospominaniya/andreev-ivan-vstrechi-s-sergeem- eseninim.html; http://enc-dic.com/word/m/Mshlenie-12271.html (Шпакова Дарьяна)

4. Исследование. Проведение экспериментов, обработка результатов, выводы.

Эксперимент 1. После проведения и анализа анкет учащихся 5 класса был создан обобщенный речевой портрет современного пятиклассника. Современный пятиклассник  предпочитает смотреть, а не читать и слушать, а если и читает, то в 50 % сообщения в социальных сетях. Он считает, что общение с друзьями будет способствовать развитию его речи. В речи он ценит четкость, современность, эмоциональность, богатство, использование сленга, менее важны для него краткость и образность. Его  раздражает общение с безграмотными людьми, но иногда он относится к этому терпимо, периодами ему все равно. При переписке он не стремится соблюдать правила орфографии и пунктуации. Но из двух фраз Сегодня весь урок пахали, даже поржать было некогда  и   Сегодня весь урок работали, не было ни минутки, чтобы расслабиться он предпочитает вторую фразу. Данный эксперимент позволяет сделать вывод о том, что молодёжь хочет  развивать свою  речь, но ничего  для этого не делает, или не знает, как  это делать.  

Эксперимент 2.  Вниманию обучающихся 5 г класса  было предложено два  портрета поэта С. Есенина: один в виде фотографии, другой – словесный портрет. Проанализировав анкеты ребят, мы сделали следующие выводы: 55% обучающимся помогает более полно многогранно и красочнее представить поэта словесный портрет. Тексты, созданные на основе словесного портрета, оказались более полными,  грамотными и глубокими, нежели тексты, созданные на основе фотографии. Причем тексты пятиклассников были индивидуальны, оригинальны и не похожи на тексты своих одноклассников, что свидетельствует о  развивающей пользе художественной литературы, о том, что конкретно сказанное слово писателя создает виртуальную картинку в воображении каждого учащегося».

5. Выбор формы презентации и подготовка презентации. От презентации работы зависит многое: и успешность выступления, и то, как воспримут информацию слушатели. Поэтому данный этап требует серьезного продумывания и подготовки. Особую роль здесь сыграют интеллектуально-речевые умения.

6. Презентация.

7. Рефлексия. Пример последнего этапа исследовательской  работы восьмиклассницы:  «Противоположные по настроению и характеру стихотворения Евтушенко «Идут белые снеги», Тургенева «Русский язык», Тютчева «Умом Россию не понять», наполнены гордостью за Родину. А.А. Блок  неоднократно обращался к теме родины. В стихотворениях Александр Александрович сравнивал её с женщиной. Михаил Юрьевич Лермонтов в одноименном стихотворении «Родина» пишет о пленяющих чувствах к отчизне. Таким образом, основываясь на нашем сопоставительном анализе, можно все эти произведения разделить на две группы: произведения, в основе которых лежит любовь к Родине, перемешанная с чувством разочарования, горечи, обиды на нее и позитивная, непоколебимая любовь к своей Отчизне.  Благодаря деятелям русского словесного искусства, пишущих о Родине так многогранно, неоднозначно и ярко, читатель загорается теплым чувством любви  к своей стране.  А ведь  главная роль литературы  и заключается в нравственном воспитании читателей» (Тарапкина Светлана).  В прошлом учебном году (2012-2013) обе исследовательницы, Шпакова Дарьяна (5 класс) и Тарапкина Светлана(8 класс), удачно выступили на городских и региональных конференциях, где заработали 1, 2, 3 места. Также стоит отметить положительную динамику в понимании этими девочками предметов русский язык и литература  в школе, развитии творчества и нестандартности мышления. Это говорит о том, что проделанная работа дала свои положительные результаты.

Вессели Ирина Сергеевна14.01.2015 15830 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar