РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Личность современного преподавателя в рамках федерального государственного образовательного стандарта

Личность современного преподавателя в рамках федерального государственного образовательного стандарта

Волощенко М.А.
преподаватель
ГОУ СПО «Сибирский политехнический техникум», РФ, город Кемерово
E-mail: mariavoloshenko@yandex.ru

Аннотация: данная статья посвящена вопросу подготовки и успешной деятельности педагогического состава в условиях новых федеральных государственных образовательных стандартов.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, личностные качества, компетентный профессионал, инновационные технологии.

Актуальность исследования. В рамках современной системы образования в последнее время всё острее встаёт вопрос компетентности педагогического персонала, его готовности качественно работать в новом образовательном пространстве ФГОС четвёртого поколения.

Что же необходимо учитывать педагогам для успешной работы?

На первое место в системе ФГОС поставлена личность будущего специалиста с определённым набором сформированных общих и профессиональных компетенций, задача преподавателей – создать необходимые условия для их формирования.
Многие педагоги-теоретики – Сластенин В.А., Зимняя И.А., Коджаспирова Г.М. по-разному подходят к вопросу описания необходимых личностных качеств преподавателя. Однако, все учёные сходятся во мнении о необходимости профессиональной компетентности, коммуникабельности, толерантности, морально-нравственной устойчивости, креативности мышления.

Каждый преподаватель профессионального образования должен чётко представлять цель – будущего специалиста с определённым набором компетенций и те рамки ФГОС, в которых он может творчески вести диалог, мотивируя и направляя развитие студента к достижению поставленной цели.

В таком свете любая часть учебно-воспитательного процесса – будь то урок, экскурсия, классный час, конкурс профессионального мастерства или производственная практика находит своё место в единой образовательной модели. Любая предполагаемая деятельность студента в рамках данного процесса служит общей цели, понятной и преподавателю и студентам – создание образа будущего специалиста, компетентного профессионала, с активной жизненной позицией, конкурентоспособного, востребованного на рынке труда.

Четкая система оценки с определённым набором чётко выработанных критериев позволяем преподавателям избегать конфликтов, быть четкими и объективными в оценивании тех или компетенций.

Наличие чётких рамок ФГОС при этом не умаляет, а подчёркивает важную роль самого преподавателя. Студенту важно видеть пример компетентного профессионала, которым должен являться педагог – успешный, увлечённый, уравновешенный, справедливый, жизнерадостный, с активной жизненной позицией, разносторонне одарённый, способный увлечь, понять, помочь, поддержать – человек, достойный уважения самой взыскательной публики.

Если преподаватель владеет инновационными технологиями, разбирается в новых культурных направлениях и обладает собственной политически обоснованной точкой зрения на мировые события, то его значимость в глазах студентов возрастает.

В рамках ФГОС современные педагоги-теоретики – Рудова Т.П., Шумакова И.В. – отмечают актуальность наличия у преподавателей профессиональных амбиций, стремления к самовыражению, воплощаемых в различных конкурсах, конференциях, олимпиадах, где могут принять участие как сами педагоги, так и их воспитанники. Доступность таких конкурсов в интерактивной среде позволяет каждому реализовать себя наиболее полно.

Интерактивная среда открывает перед нами множество дополнительных возможностей для самореализации – создание собственного сайта для публикации авторских разработок и профессионального общения с целью взаимного обогащения идеями, взаимной поддержки, использование образовательных порталов для обогащения и разнообразия учебного материала, использования социальных сетей для общения с отечественными и зарубежными коллегами и студентами.
На страничках в социальных сетях преподаватель виден студентам как личность – творческая, увлечённая, готовая к диалогу. В свою очередь, преподаватель видит своих воспитанников с другой стороны и может изучить их интересы и предпочтения для лучшего понимания и более успешного взаимодействия – мотивации на деятельность.

Необходимость хорошего понимания студентов для выстраивания успешного диалога требует от преподавателя хорошее знание психологии различных возрастных и социальных групп.

Таким образом, на мой взгляд, основными чертами личности современного преподавателя, когнитивным, психологическим и креативным компонентами можно назвать:

  1. компетентность – чёткое представление и соответствие требованиям системы ФГОС, работа в рамках данной системы, владение понятийным аппаратом и чётко выработанной системой критериев оценки;
  2. морально-нравственную и психологическую устойчивость, толерантность – способность оценить психотип подопечного с целью наиболее успешного построения диалога для положительной мотивации достижения цели;
  3. незаурядность личности, достойной подражания.

Как преподаватель, я стараюсь соответствовать данным требованиям. Владение системой ФГОС мне позволяет целенаправленно работать для обеспечения наиболее благоприятных условий подготовки специалистов, переосмысливать и систематизировать весь накопленный опыт, постоянно развиваться и совершенствоваться. Мотивация студентов на деятельность, на достижение поставленной цели представляется мне наиболее важным в рамках данной системы, это влияет на тематику внеклассных мероприятий, групповых и индивидуальных бесед, встреч с выпускниками и экскурсиями на предприятия, тематику студенческих научных исследований. Для меня важно, чтобы студенты понимали, что вся их деятельность направлена в будущее, успех которого зависит от их усердия и активного положительного настроя.

Список литературы

  1. Морунова, Л.В. Профессионально обусловленная структура личности. [Текст] / Л.В.Морунова, Смоленск, СмолГУ, Материалы 2 Международной конференции «Личность в пространстве и времени».2009.- 558с.
  2. Коджаспирова, Г.М. Педагогика[Текст] / Г.М. Коджаспирова, - М: Гардарики, 2004 г. - 567с.
  3. Рудова, Т.П. Личность современного учителя в Новой школе. [Интернет-ресурс]// Международная академия развития образования http://u4eba.net/sbornikidei/lichnost-sovremennogo-uchitelya-v-novoy-shkole.html - 15 декабря
  4. Крупа, Т.А. Личность современного преподавателя в контексте инновационного вектора образования [Интернет-ресурс]// Научно-теоретический журнал «Ойкумена». Регионоведческие исследования. http://www.ojkum.ru/arc/2012_02/2012_02_08.html - 15 декабря
  5. Шумакова, И.В. Личность современного учителя: имидж и сущность Материалы Интернет-конференции «Современный преподаватель: личность и деятельность» [Интернет-ресурс]// УНИД БелГУ > Современный преподаватель: личность и деятельность > Материалы Интернет-конференции «Современный преподаватель: личность и деятельность» http://unid.bsu.edu.ru/unid/teach/sbornik/detail.php?SECTION_ID=3195&ELEMENT_ID=93998 - 15 декабря
Волощенко Мария Анатольевна15.01.2015 10400 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar