РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Взаимодействие с родителями через родительское собрание

Взаимодействие с родителями через родительское собрание

Константинова Лариса Константиновна
учитель английского языка
МАОУ СОШ № 153г. Челябинска
Класс: 1 - 11

Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современной задачей, которую ставят перед учебным заведением любого типа мировое сообщество, государство, родители — максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства . В последние годы в педагогической среде значительно возрос интерес к использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников, в управлении жизнедеятельностью образовательного учреждения. Системный подход к воспитанию учащихся позволяет сделать этот процесс более целенаправленным, управляемым и эффективным.

Заказ государства на воспитание личности определен в законодательных документах – Конституции Российской Федерации , Новом Законе РФ «Об образовании в РФ», Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования в России, и других документах федерального и регионального уровней. В них говорится о воспитании конкурентоспособной личности. В Концепции модернизации образования уточняется, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за её социально-экономическое процветание» .

Для постановки чёткой цели воспитательной работы класса было выявлено содержание социального заказа участников образовательного процесса.
Родители. Заказ родителей определен способом анкетирования. Ожидания родителей: качественное образование ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, трудовое воспитание, подготовка к будущей жизни в обществе.

Учащиеся. Заказ учащихся определен способом анкетирования. Ожидания учащихся: высокий уровень образования, развитие личности, общение, подготовка к самостоятельной жизни, физическая подготовка

В Концепции модернизации российского образования подчеркивается, что исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье, а также обращается особое внимание на причастность к социально-воспитательной работе всех институтов общества, каждого гражданина.

В связи с этим основной идеей моей программы воспитания является создания воспитательной системы, которая имеет многовариантные компоненты, позволяющие каждому учащемуся и его родителям построить индивидуальный воспитательный маршрут, удовлетворяющий индивидуальным склонностям, способностям, интересам и возможностям, совместно реализовать его и оценить эффективность.

Обоснованием актуальности основной идеи программы «Растем вместе» считаю:

  • необходимость создания воспитательных условий, обеспечивающих не только выявление склонностей, способностей, интересов детей, но и их развитие для реализации потенциальных возможностей с целью успешной социализации;
  • необходимость организации сотрудничества и согласование усилий многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.

В 2012 году мне дали 5 «г» класс. В самом начале работы с детьми, когда пятиклассники пришли ко мне, я не знала о них почти ничего.
Чтобы узнать их лучше, я провела несколько тестирований детей и их родителей по рисункам, вопросам, анкетам и тестам. Был составлен психологический портрет не только каждого ученика, но и всего класса. Эта диагностика была проведена с целью найти индивидуальный подход к каждому ребёнку. Она показала, что коллектив класса был достаточно разрозненным, поделён на мини-группы, на лидерство претендовали не 1-2 человека, а практически половина класса.

Сложность состояла в том, что у ребят не было постоянного наставника (одни посещали нашу школу, другие пришли из других школ), да и условия, в которых воспитывались дети, тоже были различны. Первая же экскурсия выявила, не только неумение вести себя в обществе, но и полное отсутствие коллектива, как такового; неумение общаться друг с другом, со взрослыми показала, что ребят в школе объединяет лишь формальность общего класса. Поэтому первой важнейшей целью стало создание коллектива, основанного на взаимопонимании, взаимовыручке, дружбе, доброте. А это – процесс трудный и длительный, требующий от учителя не только терпения, но и выдумки.

На основании интуиции, опыта семейной жизни, при помощи изучения педагогической литературы и помощи моих коллег была создана собственная программа воспитания, которую я назвала «Растём вместе»

Программа носит комплексный характер, т.к. она дает возможность сочетания разных видов деятельности и форм работы, налаживания связей между урочной и внеурочной сферами жизни школьника, одновременного использования возможностей воспитания и образования, образования основного и дополнительного.

Программа воспитания учащихся «Растем вместе» направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Уклад школьной жизни можно рассматривать как педагогически целесообразную форму приведения в соответствие разнообразных видов (учебной, семейной, общественно полезной, трудовой, эстетической, социально-коммуникативной, творческой и др.) и уровней (урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно-полезной) деятельности ребенка с моральными нормами, нравственными установками, национальными духовными традициями.

Концептуальные основы воспитания реализуются в шести направлениях, одним из которых является «Мы и наши родители»

Родители в раннем детстве сеют то,
что они собирают позже,
в года юности и начало зрелости
А.Н. Острогорский

Какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и подсказать им. Скажем откровенно, что задача очень непростая. Родители должны видеть перед собой классного руководителя, который знает ответ на любой вопрос, любящий их детей, такими, какие они есть, готового сделать всё, чтобы школа стала для них вторым домом. В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Моя воспитательная система ставит перед собой цели взаимодействия школы и семьи:

  • создание условий для эффективной совместной деятельности учащихся и их родителей в школе и дома, оказывающей положительное влияние на становление взаимоотношений в семье;
  • психолого-педагогическое просвещение семей учащихся через систему педагогических тренингов, родительских чтений, консультаций;
  • сплочение семейных коллективов, развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми;
  • создание среды для проявления, раскрытия и развития творческих способностей всех участников учебно-воспитательного процесса.

Задачи:

  • повышать воспитательный потенциал семей посредством психолого-педагогических тематических консультаций, тренингов, бесед;
  • формировать положительное отношение к школе и учебно-воспитательному процессу для предотвращения проблем в обучении и воспитании;
  • создать условия для максимального развития талантов и способностей учащихся;
  • формировать уважительное отношение к родителям, к семьям одноклассников, интерес к истории своей семьи и чувство патриотизма;
  • способствовать формированию личностных качеств учащихся (доброта, отзывчивость, ответственность) через проявление положительных эмоций и сотрудничество;
  • содействовать сплочению классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, коллектива семей через систему совместных дел;
  • предоставлять каждому ребенку, исходя из его способностей, склонностей, ценностных ориентации, возможность реализовать себя в разных видах деятельности.

Ожидаемые результаты:

  1. создание семейных альбомов;
  2. создание генеалогического древа каждой семьи;
  3. знание семейных обычаев, традиций, их уважение и соблюдение;
  4. создание сценариев, творческих отчетов, выставок, презентаций для передачи приобретенного опыта коллегам;
  5. сплочение детского коллектива;
  6. самовыражение личности на основе творческого сотрудничества и взаимопонимания;
  7. сближение взрослых и детей на основе проявления положительных эмоций;
  8. приобретение навыков творческого сотрудничества и применение их в повседневной жизни;
  9. повышение эффективности и активности сотрудничества педагогов и семьи.

Показатели результативности:

  • сравнительный анализ результатов анкетирования в начале и после реализации программы;
  • степень активности учащихся в подготовке и реализации мероприятий;
  • степень активности родителей в реализации мероприятий;
  • степень важности проведенных мероприятий для повышения воспитательного потенциала и в решении воспитательных проблем;
  • эмоциональный настрой учащихся и их родителей;
  • отзывы коллег и администрации школы.

Реализация воспитательной системы осуществляется через ряд форм работы с семьями учащихся. Наиболее распространенной формой работы с родителями является классное родительское собрание. Главным ее предназначением является согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития личности ребенка.

Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся и пропаганды психолого- педагогических знаний. Эта школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив. Родительское собрание – традиционная форма, используемая любым классным руководителем. Часто можно наблюдать низкую посещаемость собраний из-за того, что они превращаются в монологи учителя, обличающих детей. Не каждому родителю приятно выслушивать негативную информацию о ребенке в присутствии других. Поэтому родители неблагополучных учеников просто перестают посещать собрания.

Моим убеждением является принцип, что на родительском собрании должны обсуждаться дела, касающиеся всех родителей. Именно поэтому оно и называется родительское. К собранию я готовлю для каждого родителя информацию от учителей-предметников, которая касается только их ребенка. Все вопросы с каждым родителем решаются индивидуально. А так как особенностью нашей школы является тесная связь с родителями, то я и встречаюсь, и общаюсь с родителями по телефону по всем вопросам, которые возникают. Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы.

Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так, некоторые учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей некоторых моих детей к школьной жизни, порой - плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же, в свою очередь, недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.

В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности, в основном, по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия мне как педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей.

Даже моя, очень маленькая практика работы в школе, показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, я должна позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.

Скажу откровенно, это направление воспитательной программы класса – для меня самое сложное. Я не имею педагогического образования (стараюсь самообразовываться при помощи соответствующей литературы), 2 года, как получила диплом международного факультета ЮУрГУ (а, может, дипломатия мне как раз помогает?), своей семьи пока нет, а следовательно и детей тоже… Поэтому и чувствую порою себя на родительских собраниях (особенно в первый год работы) неуверенно, хотя тщательно это скрываю. Зачастую у меня уходит намного больше времени на подготовку к родительскому собранию или внеклассному мероприятию с участием родителей, чем на подготовку к классному часу. Подготовительная работа – это:

Изучение научно-методической литературы.

Глубокое и детальное рассмотрение вопросов, включенных в повестку родительского собрания, невозможно без опоры на теоретические знания и накопленный опыт работы по решению похожей проблемы у моих коллег. Их изучение помогает выделить ключевые аспекты рассматриваемой проблемы и предварительно наметить пути и способы ее решения. Сначала я знакомлюсь с публикациями, а затем предлагаю изучить некоторые из них родителям. Нередко теоретический материал становится основой выставки литературы для участников родительского собрания.

Определение вида, формы и этапов проведения родительского собрания.
В зависимости от поставленной цели следует выбрать вид собрания (тематическое, организационное, итоговое, диспут, практикум, по плану родительского всеобуча) и форму его проведения. Можно использовать такие формы, как педагогическая мастерская, организационно-деятельностная игра, конференция, диспут, практикум, конкурс, праздник и т. д. В соответствии с избранной формой определяю этапы, способы и приемы работы участников родительского собрания.

Проведение микроисследования.

Проведение микроисследования необходимо для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы, возможных путях и способах ее решения. Чаще всего использую экспресс-методики, которые не требуют больших затрат времени и усилий для подготовки и проведения исследования, обработки и анализа его результатов. Это беседы с родителями и учащимися, заполнение ими простейших тестов и анкет с небольшим количеством вопросов и заданий. Зачастую в проведении микроисследования мне оказывают помощь социальный педагог.

Своевременное и правильное приглашение родителей и других участников собрания.

Родителей приглашаю на собрание дважды: первый раз – за 2 недели до его проведения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать свое участие в собрании, и второй раз – за 3–4 дня до него с целью подтверждения информации о дате и времени его проведения. Соответствующие записи ученики делают в своих дневниках, я отправляю на телефоны родителей СМС.

Подготовка решения собрания, рекомендации, памятки родителям.

Решение – это обязательный элемент родительского собрания. Очень важно, чтобы каждое собрание имело последействие, направленное на совершенствование совместной воспитательной работы семьи и школы. В противном случае трудно получить желаемый эффект даже от собрания, прошедшего с высокой явкой и заинтересованным участием родителей. (Кстати сказать, поначалу я даже не знала, что должно быть решение. Спасибо моим коллегам - надоумили). Поэтому классный руководитель должен за 2–3 дня до собрания составить проект решения. Решение может быть представлено не только в "классической" форме – в виде перечня планируемых действий и участников, ответственных за их осуществление, но и в форме рекомендаций или памяток для родителей, что я и использую зачастую в своей деятельности.

Подготовка оборудования и оформление места проведения родительского собрания.

Собрание провожу в своём кабинете английского языка, подготовленном к этому событию. Можно представить выставки творческих работ учащихся (поделок, рисунков, фотографий, сочинений и т. п.) и научно-методической литературы по обсуждаемой проблеме, на доске – цветными мелками написать тему и эпиграф родительского собрания, развесить таблицы и диаграммы с результатами проведенного в классе микроисследования, а также раздаточный материал с памятками для родителей. В соответствии с избранной организационной формой собрания можно расставить столы и стулья.

Стараюсь сделать каждую нашу встречу необычной, запоминающейся, неожиданной, рассказать как можно больше о том, чем дышат наши дети и получить такой же бесценный опыт от родителей. И хочется отметить, что родители с интересом приходят на наши мероприятия, стараются не пропускать родительских собраний и почаще встречаться в неформальной обстановке. Надо сказать, что в первый год работы с классом я только «нащупывала» оптимальные формы и приёмы работы с родителями, сводя родительские собрания только к обсуждению проблем класса. Теперь подход иной. При подготовке к родительскому собранию я стараюсь соблюдать следующие условия:

Избираемая для обсуждения тема не должна быть случайной. Ее выбор обусловливается жизнедеятельностью классного коллектива, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, логикой формирования педагогической культуры родителей, стратегией построения и совершенствования взаимоотношений школы и семьи. Повестку дня очередного собрания в большинстве случаев я определяю совместно с членами родительского комитета, при этом учитываю мнение и других родителей. Иначе откровенного заинтересованного разговора родителей на собрании может не получиться. При выборе темы я должна отчетливо осознавать, почему именно эту проблему в данный момент следует обсудить с родителями.

Например,

  • повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;
  • содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение пап и мам в жизнедеятельность классного сообщества;
  • выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;
  • пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к ребенку со стороны родителей;
  • подведение итогов совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за полугодие или учебный год.

Недостатки и проблемы отдельного ребенка не обсуждаю в присутствии всех. На собрании планируются совместные мероприятия, которые будут проведены в классе, назначаются ответственные. Кроме этого, на собрание я готовлю информацию психолого-педагогического содержания по вопросам, интересующим родителей (собрание «Подростковый возраст», «Успешная адаптация пятиклассника», «Причины неуспеваемости в школе» и т.д.).

Первое родительское собрание является, как правило, организационным и проводится в начале сентября. На первом родительском собрании я раскрываю перед родителями необходимость и задачи взаимодействия. Общим решением, определяя основные направления работы, на этом же собрании выбирается родительский комитет. Собираются материалы о возможности организации работы родителей класса в виде предложений, изложенных в анкете.

Эти предложения могут быть такими:

  • поручения, предполагающие проявление родителями активной воспитательной позиции, непосредственную работу с детьми, проявление творчества, инициативы.
  • содействие в проведении экскурсий
  • содействие в проведении классно – семейных праздников и общешкольных мероприятий;
  • содействие в организации встреч с интересными людьми;
  • содействие в создании материально – технической базы класса;
  • поручения, предполагающие непосредственное участие в развитии и укреплении материально – технической базы ОУ: трудовое участие в оборудовании кабинетов; изготовление оборудования, приборов, наглядных пособий; помощь в ремонтных работах, благоустройстве школы; спонсорская помощь школе.

На сегодняшний день активную помощь мне оказывают родители именно в проведении внешкольных мероприятий; благодаря их стараниям произведён качественный ремонт кабинета; закуплены учебники; идёт активное сотрудничество при проведении классно – семейных праздников и общешкольных мероприятий.

На самом первом своём собрании я использовала приём «Клубок вопросов». В начале родительского собрания учитель выявляет круг вопросов, которые волнуют его участников. Вопросов должно быть больше, чем участников. Каждый из родителей записывает свои вопросы на узких полосках бумаги, которые сматывают в один общий клубок. Учитель предлагает одному из родителей, разматывая клубок, ответить на вопрос. Если человек медлит с ответом, то на помощь ему приходят другие. Один участник может отвечать только на один вопрос, а затем должен передать клубок дальше. И так до тех пор, пока не будут рассмотрены все вопросы. При помощи этого приёма мы выявили круг проблем моего класса и вероятные способы их решения. Помимо этого, разговор получился интересным и общим.

В родительское собрание включаю шесть обязательных компонентов:

  1. Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части знакомлю родителей с результатами учебной деятельности класса с рекомендациями педагогов – предметников. На родительское собрание приглашаю администрацию, учителей, ведущих уроки в моём классе.
  2. Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе. Темой для разговора здесь могут быть взаимоотношения учеников, внешний вид и другие вопросы.
  3. Психолого- педагогическое просвещение. Этот компонент можно выделить в отдельный пункт собрания, но можно естественным образом включить в структуру других составляющих.
  4. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебной литературы и пр.).
  5. Рефлексия. В конце родительского собрания родители оценивают его значимость, актуальность, полезность.
  6. Личные беседы с родителями.

Следуя такому плану, я могу видеть результативность – проблем с посещаемостью родительских собраний в классе нет, имеется динамика развития классного коллектива.

Организуя родительские собрания, можно придерживаться следующих принципов:

  • родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;
  • тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
  • собрание должно носить как теоретический, так и практический характер (разбор ситуаций, тренинги, дискуссии);
  • классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями, давая им возможность высказать свое мнение в ходе собрания, а не после него;
  • родительское собрание не должно быть длительным, главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность;
  • каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку.

Десять правил проведения родительских собраний.

  1. Собрание должно запомниться.
  2. Собрание должно заставить задуматься.
  3. Собрание должно настроить родителей на позитивный ,конструктивный лад.
  4. Информационный блок должен быть хорошо подготовлен.
  5. В присутствии других родителей следует хвалить детей, отмечая их достижения, высказывать критику в адрес ребенка следует только в разговоре наедине с родителем.
  6. На каждого родителя должно хватить времени.
  7. Собрание – не лекция и не урок, привлекайте родителей к диалогу.
  8. Уважайте свое время и время родителей- собрание не должно длиться более 1ч 20 мин.(20 мин.-донести новую информацию,15-20 мин –выслушать вопросы и ответить на них, 20 мин –индивидуальные вопросы).Индивидуальные беседы с родителями могут занять несколько больше времени. Если родителям понадобится время на организационные вопросы , учтите это и предоставьте возможность для их обсуждения.
  9. Каждое собрание должно содержать краткий отчет о самых интересных делах группы ,достижениях детей. Анонсируйте будущие мероприятия, приглашайте родителей к сотрудничеству.
  10. Будьте изобретательны - проводите каждое собрание по-новому.

Чего не стоит делать на собрании?

  • Осуждать отсутствующих родителей за их неявку на собрание.
  • Сравнивать успехи отдельных детей с упоминанием их фамилий.
  • Давать негативную оценку всей группе.
  • Использовать для общения с родителями назидательный тон.

Как сделать собрание запоминающимся?

Для этого надо:

  • приводить интересные факты .Например: «Леонардо да Винчи, Мирей Матье –это далеко не полный перечень знаменитых левшей, возможно, ваш ребенок пополнит их ряды»;
  • спрашивать мнение родителей по тому или иному вопросу;
  • рекомендовать упражнения, книги, пособия;
  • менять формы собраний.

Как настроить родителей на позитивный, конструктивный лад?

Это значит:

  • Сообщать положительную информацию о группе в целом, хвалить детей за достижения, поведение, поступки;
  • Приглашать на ближайшие мероприятия и просить помощи и участия;
  • Всегда поощрять наиболее активных родителей.
  • Чаще смотреть на аудиторию, обращаться к родителям жестом, взглядом.
  • Готовясь к собранию, необходимо постараться предугадать, кто из родителей захочет пообщаться индивидуально , учесть это и уделить каждому желающему немного времени и внимания.
  • Воспитатель или специалист, организующий собрание, должен быть компетентным в разных вопросах семейной педагогики и психологии, образования взрослых.

Признаки успешного проведения собраний-встреч:

  • направленность встреч на поддержку и помощь родителям в воспитании детей;
  • искреннее выражение педагогами своих чувств, умение управлять ими, внимательность и чуткость к эмоциональному состоянию родителей и других членов семьи, участвующих в собрании;
  • способность педагогов ставить перед участниками собрания открытые и закрытые вопросы, фиксировать внимание на главных мыслях, чувствах , предъявляемых участниками ; умение перефразировать (проясняя смысл) и обобщать важнейшие высказывания родителей; держать паузу.
  • умение педагогов подвести собрание к принятию совместного решения.

Ведущему собрание-встречу педагогу важно научиться:

  • уважать права родителей, соблюдать меру, дистанцию и границы диалога;
  • верить в уникальность родителей и их способность найти (при незначительной поддержке со стороны ) способы решения проблемы;
  • эмоционально, словами и жестами , мимикой поддерживать родителей;
  • активно слушать родителей, предоставляя им возможность рассказать о трудностях в воспитании ребенка;
  • определяя проблему, находиться в контексте рассказа родителей о ребенке; не торопиться с выводами и рекомендациями , а создавать условия для инсайда (показать ситуацию в зеркале своего восприятия, прояснять смысл высказываний , говорить о своих чувствах );
  • стремиться к пониманию и совместному решению проблемы.
Константинова Лариса Константиновна03.02.2015 24631 Из опыта работы
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Грамотно. Профессионально. Полезно для работы
avatar