РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Применение проектной технологии в изучении литературы

Применение проектной технологии в изучении литературы

«Система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить» , - считает О. Е. Лебедев.

Одной из таких и является проектная технология. Именно ее применение помогло мне преодолеть проблему слабого интереса учащихся к древнерусской литературе, в частности, к «Слову о полку Игореве».

Падение интереса к чтению у учащихся – факт общеизвестный. С неохотой осваиваются тексты классические, а древнерусский представляется для большинства чем - то вроде сказочных непроходимых дебрей. Редко можно встретить учеников, полюбивших «Слово о полку Игореве», хорошо запомнивших его содержание, образы, художественные особенности.

Столкнувшись вновь с трудностью освоения учениками «Слова…», посоветовала им провести опрос среди старшеклассников на предмет знания «Слова…»

Результат был неутешительным. Я познакомила ребят с примерами влюбленности в это древнерусское произведение писателей и исследователей, реминисценциями в искусстве, и они заинтересовались возникшим противоречием. Тогда мной было предложено провести проектно-исследовательскую работу по «Слову…». С чего начать? С выяснения трудностей в освоении «Слова…»

Одной из проблем было названо непонимание значений слов, связанных с мифологией древних славян.

Таким образом, учащимися были определены и выбраны проблема и цель: изучение мифологических образов «Слова…» и их роли в произведении. Они самостоятельно составили план работы:

  • выписать из текста непонятные слова – названия мифологических существ вместе с цитатами,
  • провести подбор источников с необходимой информацией,
  • отобрать материал, подобрать иллюстрации,
  • оформить проект и подготовить презентацию.

С первый этапом работы справились быстро. Столкнувшись же с почти полным отсутствием информации в имеющихся книжных источниках, некоторые ученики стали терять интерес к проблеме. Однако обращение к Интернету в корне изменило отношение к исследованию, так как был найден богатейший и интереснейший материал не только по мифологии, но и по истории древних славян, который зачастую сопровождался яркими иллюстрациями. Некоторые ученики так увлеклись темой, что стали возникать темы новых проектов, связанные со «Словом…», например: «Образ Вещего Бояна в «Слове…», «Образ автора в «Слове…», «Затмение солнца в «Слове…» как развернутая метафора». Обсудив эту тему вместе с учениками, приняли решение довести начатый проект до конца, а потом взяться за новое исследование.

Чтобы сделать границы проекта более четкими, во время одного из обсуждений задала вопрос: «А вы не задумывались, почему автор-христианин языческие образы использует чаще, чем православные?» Проконсультировавшись с учителем истории, ребята узнали о сложившемся на Руси двоеверии. В результате окончательно оформилась гипотеза: мифологические образы не просто прием литературной выразительности, но реалии языческой веры славян, наших древних народных представлений об устройстве мира. Автор хорошо знаком с языческими преданиями, хотя является православным христианином. Причина сочетания мифологических и христианских образов в сложившемся двоеверии 12 века.

В результате работы над проектом учащимся удалось собрать и систематизировать информацию о таких мифологических образах древних славян, как Даждьбог, Стрибог, Велес, Хорс, Карна, Желя, Див, а также Лада, Леля, Жива. Работавшие над проектом создали красочную презентацию и поделились найденными сведениями со сверстниками. Среди слушателей не осталось равнодушных.

Преимущества проектной деятельности в школе налицо:

1. В корне меняются отношения «учитель – ученик»:

  • ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;
  • ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний;
  • ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность; ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора; ученик активен – учитель создает условия для проявления активности; ученик субъект обучения – учитель партнер;- ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.

2. По мере выполнения работы интерес к предмету у учащихся возрастает.

3. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.

4. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы.

5. Часто результат деятельности представляется в форме презентации, что позволяет учащимся повышать уровень ИКТ-компетенции.

Украинсая Зоя Александровна16.02.2015 4950 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar