РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование универсального способа освоения действительности через технологию учебного исследования на уроках английского языка

Формирование универсального способа освоения действительности через технологию учебного исследования на уроках английского языка

Современные школьники – кто они? Какие у них стремления? Что они могут, на что способны? Ответы на эти вопросы можно получить, наблюдая за ними, за их образом жизни со стороны. Им присущь отличный от нашего набор ценностей, они более эгоцентричны, требуют уважения своих интересов и, практически, не задумываются о том, что в век информационных технологий они теряют одну из главнейших составляющих в жизни - это умение размышлять, анализировать, аргументировано доказывать свою точку зрения, практически не владеют набором слов, логически связывающих предложения в беседе. Как известно, кругозор у школьников развивается на уроках, при чтении дополнительной литературы, а сейчас их кругозор в основном ограничен тем, что предлагает им телефон и компьютер - это общение в социальных сетях, компьютерные игры и другие возможности.

Сегодня приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, и результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. На первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, умение определять проблему, намечать пути её решения, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в современном обществе и становятся одними из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартов нового поколения.

Стандарты предлагают нам новые цели – универсальные учебные действия, поэтому естественен интерес к инновации на технологическом уровне – методическом арсенале учителя. Разнообразие современных педагогических технологий не только пробуждает творческую мысль педагога, но и ставит его перед проблемой выбора: применять или не применять ту или иную технологию в практике. И здесь, на мой взгляд, важно подойти к выбору технологии с точки зрения её продуктивности и «оснащённости» средствами достижения поставленных образовательных целей. Анализируя это, я остановилась на выборе технологии, которая, по моему мнению, отвечает всем запросам современного образования. Это технология учебного исследования.

Целью моей работы стало привитие учащимся навыков исследовательской деятельности, умения рассуждать, анализировать, развивать мысли, аргументировать суждения, доказывать свою точку зрения, делать предположения самостоятельно, используя средства иностранного языка.

Задачи, которые я поставила перед собой для достижения цели:

  • Постепенное введение на уроках английского языка элементов исследовательской деятельности
  • Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность во внеурочное время.
  • Развитие способности у учащихся аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал.
  • Знакомство учащихся с методами исследования и выработка умения выбирать конкретные методы и методики, необходимые в собственном исследовании.
  • Овладение учащимися способностью формулировать проблему и гипотезу исследования.
  • Обучение формам представления основных результатов исследовательской работы учащихся.

Идея исследования как метода познания мира и метода обучения принадлежит древности. Самое раннее и классическое выражение этой идеи находим у древнегреческого философа Сократа (469-399 п. до н. э.). Знаменитое сократовское «Исследуем!», сохраненное преданием, определяло подход философа к изучению действительности, характер его учения и весь его жизненный стиль.

Начиная свою педагогическую деятельность, я думала, что в рамках классно-урочного образования школьникам сложно выйти на продуктивную исследовательскую деятельность, потому что она, по моему мнению, не вписывается эту систему. Поставив цель – отработать на практике технологию «Учебного исследования» как в рамках урока, так и во внеурочной деятельности, в течение последних двух лет я конструктивно изменила привычную организацию учебного процесса. Безусловно, при этом пришлось научиться самой действовать в условиях исследования, создавать собственные исследовательские работы, руководить учебно-исследовательской деятельностью учащихся.

Индивидуальные и групповые учебные исследования, проводимые во внеурочное время уже укоренились в образовательной деятельности и реализуются через систему подготовки к олимпиадам, конкурсам и т.д. Мои ученики являются постоянными участниками олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций различного уровня. В прошлом учебном году ребята стали победителями и призерами таких мероприятий как: Межрегиональные научно-практические конференции «Этот удивительный термин», «Удивительный мир научных книг» в секции «Иностранные языки», Научно-практическая конференция в рамках областного молодежного форума «Будущее – это мы», Международный сетевой проект «America and Russia. We are different but we are together», Российско-американские лингвистические чтения, международный дистанционный конкурс «The letter to Santa Claus», олимпиады различного уровня, в том числе дистанционные, организованные образовательными центрами «Снейл» и «Олимпус». Отмечу, что награды в конкурсах – это не самоцель, а возможность развивать способности и качества личности.

Во время уроков я также стараюсь вовлечь учащихся в исследовательскую деятельность. И здесь очень интересны и важны такие формы организации учебных исследований, которые позволяют вовлечь в работу большинство школьников в классе; позволяют обеспечить возможность освоения норм исследовательской деятельности большей частью ребят. Совсем недавно познакомились с этим способом освоения действительности и учащиеся 5 класса: они провели несколько учебных исследований, среди которых хочется выделить учебное исследование по теме «Слово в разных языках». Надо отметить, что тема вызвала живой отклик. Диапазон выбора слов был достаточно широкий. Особой популярностью у школьников пользовались слова: «мама», «семья», «счастье», «любовь», «мечта», «здравствуйте», «привет». Исследовательская практика учащихся проводилась в соответствии с алгоритмом исследовательской деятельности, а итогом этой работы стало оформление статьи – отчёта о результатах исследования. Рецензирование статей пятиклассников учащимися 10 класса позволило раздвинуть возрастные рамки участников учебного процесса, а старшеклассникам ещё и приобрести опыт в рецензировании таких работ.

Домашнее задание предлагаю также с элементами исследования. Своим ученикам я предоставляю свободу в выборе задания на дом: «Обязательный минимум» - необходимо сделать всем; «Тренировочный минимум» - ребята выполняют по желанию, если чувствуют необходимость в дополнительной тренировке по той или иной теме; «Творческий минимум» - задание с элементами исследовательской деятельности (кроссворды, сканворды, буклеты, коллажи, викторины для одноклассников, устные репортажи, доклады и мн.другое), которое предлагается выполнить также по желанию. Но практика работы показывает, что в основном все учащиеся с желанием и энтузиазмом берутся за выполнение заданий творческого минимума, особенно в 5-7 классах.

Одной из главных целей обучения иностранному языку в школе на современном этапе является формирование межкультурной компетенции, наличие которой необходимо для успешной коммуникации между носителями разных языков и культур. Пути достижения данной цели я также вижу в использовании исследовательской работы, интегрирующей иностранный язык с другими предметами школьной программы: литературой, историей, географией, искусством и др.

Для школьников старшего звена мотивирующими и стимулирующими их учебную деятельность на уроках иностранного языка являются исторические, географические, социологические, культурологические и другие тексты. В этом направлении я широко использую УМК издательства Macmillan (Guide to Science, Guide to the Country Studies I,II, People like us, People like us, too). Данные пособия созданы в сотрудничестве российских и британских авторов с целью изучения российскими школьниками культуры, политики, экономики, традиций стран изучаемого языка. Ребята используют книги и диски для подготовки репортажей, сообщений, докладов, написания рефератов и исследовательских работ.

Для учащихся среднего звена интересной формой интегрированных уроков с элементами исследования является так называемое «воображаемое путешествие». Я предлагаю учащимся написать небольшое сочинение о якобы совершенном путешествии в страну изучаемого языка, с целью описать ее, используя знания по различным интегрируемым предметам.

Для меня, как для учителя, исследование – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания школьников, поэтому на разных этапах организации и проведения исследовательской работы я примеряю на себя разные роли: на начальном, диагностическом этапе моя роль является доминирующей; на этапе определения темы, постановке целей и задач я выступаю в роли консультанта; на этапе выполнения работы учащимися я предоставляю им максимальную самостоятельность, являясь при этом также консультантом и советчиком; на этапе защиты, анализа, самооценки деятельности я и мои ученики – равноправные партнеры.

Работая в данном направлении, я добилась определенных результатов. Участие в исследовательской работе повысило мотивацию учащихся к учебной деятельности, позволило глубже узнать изучаемый язык и увидеть его практическое применения в современном мире.

На диаграмме видна положительная динамика развития основных коммуникативных компетенций и уровня мотивации к изучению иностранного языка.

Динамика мотивации к изучению английского языка

Динамика развития коммуникативных компетенций учащихся в процессе исследовательской деятельности

Сказать, что учитель окончательно достиг своей цели, можно лишь тогда, когда учащийся сам понимает значимость исследовательской деятельность, сам стремится к ней. Поэтому, работа в данном направлении будет продолжаться, что позволит нам достичь следующих результатов:

  • высокий уровень мотивации к изучению иностранного языка;
  • способность к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
  • способность к самостоятельному приобретению новых знаний и умений, включая саму организацию учебной деятельности;
  • высокий уровень сформированности коммуникативных компетенций учащихся.

Любое учебное исследование направлено на развитие личности учащегося, а не на получение объективно нового результата. Если в образовании приоритетом, как правило, является производство новых знаний, то цель организации исследовательской деятельности школьников – формирование у них навыков исследования как универсального способа освоения действительности, активизация личностной позиции ученика в образовательном процессе на основе приобретения им новых знаний, знаний, которые получены самостоятельно и являются для конкретного учащегося новыми и личностно значимыми.

Про хорошего учителя Ш.А. Амонашвили говорил так:
"Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами"
Я постараюсь, чтобы в нашем англоязычном царстве мыслей, идей, открытий властелинами всегда оставались дети.

Федорова Екатерина Валерьевна13.02.2015 11790 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar