РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Плюсы и минусы УМК "Начальная школа 21 века"

Плюсы и минусы УМК "Начальная школа 21 века"

Плюсы и минусы УМК «Начальная школа XXI века»

 

Учитель начальных классов

МОУ «СОШ №7 г.Ртищево Саратовской области»

Акинтеева Елена Петровна

 

         В нашей школе реализуется программа «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой. В связи с этим у нас возникает много вопросов, которые мы рассматриваем и решаем, как в рамках работы школьного МО, так и в рамках проводимых семинаров районного уровня.

            Начиная свою работу по УМК «Начальная школа XXI века» многие учителя боялись, что будет трудно преподавать, боялись, что не сможем выдать весь материал и задать все задания, что есть в учебнике. Но авторами в концепцию заложен объёмный материал по принципу «мини-макси», т.е. дать детям максимум, а они возьмут тот минимум, который они сами смогут освоить.

            В данном УМК большим плюсом мы считаем то, что в нём заложены идеи развивающего обучения, уместно сочетающиеся с традиционными принципами.

            Конечно, приоритетные цели начального обучения остаются те же: научить младшего школьника читать, писать, считать, дать ему элементарные знания об окружающем мире. Но при использовании УМК «Начальная школа XXI века» процесс обучения ориентирован на развитие воображения и мышления ребёнка, что принципиально изменяет позицию ученика. Он активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы её решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.

            Так же мы считаем большим плюсом то, что изменилась сущность дифференциации обучения от принципа «больше – меньше» к принципу «труднее – легче». В УМК входят специальные рабочие тетради, которые обеспечивают педагогическую поддержку как сильным, так и неуспевающим учащимся. Предлагаемые задания устраняют причину возникшей у неуспевающих школьников трудности, а для сильных учащихся создают условия для совершенствования учебной деятельности.

            Так же плюсом является использование приёма опережения в подаче программного материала, что даёт возможность сильному ученику повысить свой потенциал, а слабому – принять материал в ознакомительном виде.

            Ещё одним плюсом мы считаем наличие педагогической диагностики, которая позволяет сделать обучение наиболее успешным. Нами регулярно проводится диагностика успешности усвоения учебного материала учащимися. Например, в 1 классе была проведена педагогическая диагностика и её результаты отражены в данной диаграмме. Проведённая работа позволила учителям выявить количество учащихся, усвоивших учебный материал на высоком, среднем и низком уровнях и скорректировать свою работу. Результаты диагностики качества знаний учащихся в конце 2 класса, вы видите на следующей диаграмме. Сравнительный анализ этих диаграмм позволяет сделать вывод о повышении качества знаний учащихся и об успешности реализации программы «Начальная школа XXI века» учителями нашей школы.

            По всем предметам авторами УМК предусмотрена творческая деятельность учащихся, т.к. именно воображению принадлежит особая роль в интеллектуальном развитии младшего школьника. Все творческие задания по различным предметам объединяет общая дидактическая цель – развитие умения детей предвидеть, представлять, реконструировать известные образы, придумывать новые.

            Плюсы данной программы, которые помогают нам сделать процесс обучения более результативным можно перечислять бесконечно. Но хочется остановиться и на минусах, т.е. на тех трудностях, с которыми столкнулись учителя нашей школы, ведущие преподавание по данному УМК и на путях их решения, которые мы выработали совместно с коллегами на заседаниях МО.

            Работа в 3 классе с рубрикой «Вспомни материал 2 класса» на уроках русского языка затрудняется тем, что учащиеся не помнят изученные во 2 классе правила, т.к. в учебнике нет их чёткого выделения.  Путь решения: самим создать сборник изучаемых правил по темам или приобрести сборник правил за курс начальной школы.

            В учебнике «Математика» задачи, которые предлагаются, не имеют системы по видам. Путь решения: осуществлять подбор задач и работать с ними в системе.

            Так же минусом мы считаем то, что все виды письменных приёмов вычитания и сложения даются в рамках одного урока без знакомства с особенностями каждого вида.

Путь решения: давать каждый вид (каждый приём вычитания и вид уравнения) на отдельном уроке, не смешивая их в рамках одного занятия. Что вы и видели сегодня на моём уроке.

            Но, не смотря на указанные трудности, с которыми мы столкнулись в своей работе, данный УМК нам нравится, т.к. работая по нему, мы получаем нового ученика, имеющего навыки самостоятельной познавательной деятельности, умеющего пользоваться знаниями, применять их в жизненных ситуациях, а также контролировать и оценивать свою деятельность. Мы получаем свободную, творческую, адаптированную личность, способную включаться в коммуникативную деятельность, развивающую важные личностные качества.

Акинтеева Елена Петровна14.02.2015 31670 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar