РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Декоративно-прикладное творчество в школе.

Декоративно-прикладное творчество в школе.

Автор: Пальчикова Надежда Алексеевна

Богато и разнообразно народное декоративно – прикладное искусство. Лучшие произведения народных мастериц поражают простотой и лаконичностью, служат великолепными образцами использования обычных, повсеместно распространенных материалов. Процесс познания и радость творчества в народном искусстве не отделены друг от друга, а тесно переплетаются, особенно велика его роль в эстетическом и трудовом воспитании подрастающего поколения.

Занятия по художественному ремеслу развивают творческое начало, эстетический вкус, а также такие важные качества, как точность, аккуратность, настойчивость. Простые знания ряда приемов перерастают в прочные профессиональные навыки, появится чувство материала, ощущение границ его возможностей. Сама работа станет одухотвореннее, обретет творческий характер. Эстетические чувства, художественная культура учащихся будут развиваться непосредственно в процессе изготовления ими полезных вещей, поэтому тщательно отбираю предметы над которыми будут работать девочки. Народное искусство было всегда бытовым, и изучать его приемы, традиции надо непременно работая над полезными вещами, нужными в быту.

Показав тот или иной прием вышивки, ткачества и т.д., я сразу же даю задание ученицам, выполняя которое, они не только закрепляют полученные знания, но создают вещь, которая найдет свое место в костюме или в жилом интерьере. Такое обучение дает не только необходимое ощущение серьезности работы, но и получает одобрение со стороны ближайшего окружения ребят. Это является наглядным примером того, как можно и нужно трудиться по законам красоты, становиться частью духовного и нравственного воспитания школьников. С другой стороны, обучаясь основам художественного ремесла, они открывают великолепный мир народного искусства, вобравший в себя многовековые представления о красоте и гармонии.

Отрабатывая приемы художественной работы, я стараюсь заботиться о создании творческой атмосферы в классе, поэтому сочетаю показ тех или иных приемов с интересным рассказом об искусстве, демонстрацией высших достижений народных мастеров.

Огромную помощь оказывает иллюстративный материал, а также альбомы, комплекты художественных открыток, репродукций по различным видам народного искусства, которые столь широко выпускаются в последние годы. Важное подспорье в преподавании художественного ремесла – коллекции произведений народных мастеров, которые имеются в каждом краеведческом или художественном музее. Созданию творческой атмосферы немало способствуют постоянно организуемые выставки и конкурсы с разборами работ, выявлением их эстетических достоинств и недостатков.

Вышивка – один из самых древнейших видов русского декоративного искусства. Русские женщины издавна были искусными вышивальщицами. Они умело превращали ткани, простые и дорогие, в подлинные произведения искусства.

Учащиеся знакомятся с материалами и оборудованием для вышивки, осваивают простейшие приемы перевода рисунка на ткань, учатся правильно запяливать ее, закреплять рабочую нить, выполнять простейшие вышивальные швы, пользоваться ножницами различных видов в зависимости от характера рисунка. Народная фантазия создала бесконечное количество вариантов сюжетных вышивок. И все они отличаются необыкновенной красотой и поэтичностью. Вышивка ришелье (прорезная гладь) является одним из наиболее доступных для школьниц видов художественного творчества. Ее эффект состоит в легкости, прозрачности рисунка, в сочетании элементов узора, обшитых по контуру, с вырезанными участками ткани. Выбор практических работ зависит от уровня подготовленности и интересов учениц. Начатая работа может быть продолжена на внеурочных занятиях. Для узоров чаще всего используем стилизованные мотивы: цветы, листики, веточки. Планировать работу необходимо с организации рабочего места и правил безопасности труда при использовании ножниц, иголок, булавок.
Вышивку ришелье лучше выполнять на плотных тонких тканях: льняных, хлопчатобумажных, шерстяных и пр.

Техника ришелье:

  1. Выбор ткани и ниток.
  2. Уменьшение или увеличение рисунка.
  3. Перенос рисунка на ткань.
  4. Запяливание ткани в пяльцы.
  5. Закрепление нитки, начало работы.
  6. Обшивание узоров гладьевым валиком или петельным швом.
  7. Соединение деталей узора с помощью брид, паутинок, паучков.

Вышитое изделие стирают, крахмалят и отутюживают с обеих сторон на мягкой подстилке от середины к краям. Потом острыми ножницами с закругленными концами с изнаночной стороны осторожно вырезают кусочки ткани под бридами по самому краю шва, обметывающего контур. Так же обрезают и край изделия, если он обшит фестонами. Эта часть работы требует особой осторожности, ее следует выполнять при хорошем освещении, следя за тем, чтобы стежки обметочного шва или бриды не оказались перерезанными и не оставались торчащие концы ниток.

Владимирская гладь.

Это односторонняя декоративная гладь, которая выполняется в основном цветными нитками. Рабочая нитка в одну-две пасмы мулине с лицевой стороны заполняет каждую форму орнамента длинными стежками, с изнанки образуются только небольшие штрихи, расположенные по контуру узора. В цветах стежки кладут от центра к краю в виде веера, в листьях – по диагонали в двух направлениях от середины к краям. Чередуя короткие и длинные стежки, получают красивый зубчатый контур каждого мотива. Владимирская гладь обычно выполняется красным цветом, однако можно в орнамент вводить нити теплого оттенка.

Свободная гладь.

Свободная гладь имеет несколько разновидностей: простая, редкая, русская. Простая может быть белой и цветной. Выполняется она непосредственно на ткани ровными плотно уложенными стежками, заполняющими форму орнамента. Чистота и четкость узора зависят от того, насколько аккуратно вкалывается игла вдоль линии рисунка. В цветах предпочтение отдается прямым стежкам. При переходе от одного направления к другому необходимо следить, чтобы поворот стежков вышел плавным и малозаметным для глаза. Наибольшим разнообразием в простой глади отличается выполнение листьев.

Русская гладь – своеобразный вид вышивки, где стежки расположены рядами в шахматном порядке. Вертикальные или горизонтальные стежки прокладываются швом вперед иголку от одного края мотива до другого через 10 – 12 нитей с захватом 2 – 3 нитей ткани. При обратном ходе рабочей нитки стежки, плотно прилегая к первоначальному ряду, прикрывают верхние 2 – 3 нитки, выполненные ранее.

Узелки – этим швом принято заполнять лепестки или сердцевины цветов, отдельные тычинки, листья. Для того, чтобы получился один узелок, иглу вкалывают в ткань и на ее конец петлей накладывают рабочую нитку. Для того, чтобы узелок затянулся правильно, протягивая нитку через петлю, последнюю большим пальцем прижимают к ткани. В лепестках цветов и листьев узелки располагаются рядами, идущими параллельно контуру мотива.

Аппликация – менее трудоемкий декоративный прием вышивки, позволяющий использовать различные цветные ткани для образования узоров. Вначале переводят рисунок на ткань, затем, согласно рисунку, каждый мотив – на имеющиеся цветные ткани: листья, цветы, стебли. Цветные ткани должны быть предварительно подкрахмалены и хорошо проглажены, чтобы избежать осыпания ткани. Мотивы узора, вырезанные из цветных тканей, накладывают на основной фон по рисунку и приметывают швом вперед иголку. После этого мотивы из цветной ткани обшивают по контуру, прочно прикрепляя их к основной ткани. Для этого используют тамбурный шов, свободную гладь, или петельный шов. Эту вышивку применяют для украшения детских ковриков, панно, диванных подушечек, а также для отделки женских и детских платьев.

Декоративные цветы.

Лучшим украшением детского платья могут быть искусственные цветы из ткани. Любую ткань, но обязательно сухую, необходимо предварительно обработать: хлопчатобумажную желатином, а бархат картофельным крахмалом. Чертежи деталей цветов переводят на тонкий картон и аккуратно вырезают. Для изготовления цветов необходимы клей, проволока, бумага, нитки, бисер.

Искусственные цветы можно использовать для изготовления различных украшений: браслетов, клипс, заколок, декоративных поясов.

Проблема, над которой работают школы – развитие творческого потенциала учителя и учащихся. Ну где, как ни на уроках технологии, развивать у детей творчество. Дети развиваются творчески в том случае, если они выступают не в роли пассивных созерцателей и потребителей кем-то созданных вещей и предметов, а как непосредственные участники трудовой деятельности.

Пальчикова Надежда Алексеевна27.02.2015 9500 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar