РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование игровых технологий в работе с детьми со сложной структурой дефекта.

Использование игровых технологий в работе с детьми со сложной структурой дефекта.

Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития и коррекции личности, учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Самые большие возможности для развития предоставляет игровая деятельность.

Значение игры в учебном процессе невозможно исчерпать и оценить только развлекательными возможностями. В том и состоит ее феномен что, являясь развлечением и отдыхом, она способна перерасти в обучение и творчество. Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс.

Игровые технологии преследует следующие цели: дидактические: расширение кругозора, развитие учебных умений и навыков; воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, общительности; развивающие: развитие внимания, памяти, речи, умение сравнивать, сопоставлять, развитие мотивации учебной деятельности; социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества. Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соответствовать их потребностям и интересам. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

В своей работе я использую игровую технологию как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии младших школьников с отклонениями в развитии Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения, она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задач конкретного занятия и всего учебного процесса. В то же время игра повышает интерес обучающихся к урокам, стимулирует рост познавательной деятельности, что позволяет учащимся получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора.

Игра улучшает отношения между её участниками и педагогом, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть и тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера, она повышает самооценку участников игры, так как у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности. При чётком и ясном изложении, сопровождающимся наглядными пособиями, большинство из них понимают объяснения, что обнаруживается в умении пересказать услышанное, ответить на вопросы и с помощью учителя решать задачи или выполнять упражнения.

Одним из методов игровой технологии является сказкотерапия. Сказкотерапия используется с лечебной, психокоррекционной, развивающей и воспитательной целью. Сказка служит эффективным взаимодействием учителя и ученика, способствует выработке общего языка общения. Переживая сказку ребенок учится не только понимать ситуацию, но и поступать в ней определенным образом , получая критерии выбора и свободу действий. Элементы сказкотерапии: сказочные задачи, рассказывание сказки, сочинение сказки, рисование сказки, театрализация. Все это способствует повышению познавательной активности, создают положительный фон урока, необходимый для эмоционального состояния здоровья детей. На уроках русского языка и математики учащимся приходится много писать. Значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха , мышцы спины, мышцы кисти работающей руки. Если предоставить учащимся возможность отдохнуть переключится на другой вид деятельности, то признаки утомления пройдут.

Для того чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, я провожу игровые физминутки. - для снятия общего и локального утомления («Буратино», « Лягушки» , «котенок» ) - пальчиковая гимнастика ( «Аплодисменты»,«Бабочка» , «Мы делили апельсин») -гимнастика для глаз ( « Мудрый филин», « Веселые рожицы» , «далеко – близко») Физминутки должны быть тесно связаны с темой урока и являться переходным мостиком к следующей части урока.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебным предметам у детей со сложной структурой дефекта является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, способствует развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами.

В процессе игры дети пытаются мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Дидактические игры и занимательные упражнения, а также использование на уроках раздаточного материала,- необходимое условие успешного обучения школьников с ОВЗ, так как благодаря этому, с одной стороны, можно вызвать внимание, интерес и активность всего класса, а с другой стороны, дать возможность каждому ученику работать в подходящем для него темпе и проявить свои способности и умения. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок.

Важно, чтобы эти две цели, соединяясь, обеспечивали усвоение программного материала. Использование информационных технологий на уроках в коррекционной школе относят к наглядным средствам обучения. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

ИКТ могут быть использованы на любом этапе совместной учебной организованной деятельности:

  1. В начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
  2. Как сопровождение объяснения педагога (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т. д.)
  3. Как информационно-обучающее пособие
  4. Для контроля усвоения материала детьми

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Так, использование мультимедийных презентаций на занятиях по математике, ознакомлении с окружающим миром обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.

Комплексное использование игровой технологии с элементами здоровьесбережения в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышает эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Боргоякова Веталина Вадимовна08.03.2015 14290 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar