РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Способы активизации мыслительной деятельности обучающихся на уроках математики

Способы активизации мыслительной деятельности обучающихся на уроках математики

Автор: Созинова Луиза Зиннуровна

Активизировать – значит побудить к активности, усиливая деятельность, оживить (из толкового словаря русского языка – С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведов).

Исходя из этого – ведущая идея в моей педагогической и математической практике – максимально раскрыть перед студентами спектр приложений математических знаний через активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроках математики.

Формы активизации мышления при проведении организационного момента урока

В своей педагогической практике я применяю ряд приемов и методов, позволяющих активизировать мыслительную деятельность студентов, которые используются мною на уроках в разной степени в зависимости от материала изучаемого, темы, особенностей группы и изучаемой профессии.
Часть этих методов заимствовано из опыта работы других учителей, часть из книг, методических пособий, часть придумана мною:

Я уделяю большое значение организационной части урока, провожу в разной форме организационный момент.

Привожу здесь свои наработки:

А) Устный счет (учитель поочередно показывает классу карточки и просит вычислить примеры)

Б) «Карточки – форточки»

В) очень помогают активизировать учащихся в начале урока «диктанты».

Они бывают разные:

1. ИМЕННОЙ ДИКТАНТ. «Назови знак»( я показываю карточку со знаком, они пишут название)
2. НЕМОЙ ДИКТАНТ. Показывается карточка с заданием, студенты записывают ответ в виде символов
3. ОТКРЫТЫЙ ДИКТАНТ
«Продолжи предложение»

  1. Раздел геометрии изучающий фигуры в пространстве называется…..
  2. Основными понятиями стереометрии являются ……

4.Графический диктант( Студенты отвечают на вопросы ответами «да» или «нет», затем обрабатывают ответы 1 –да, 0-нет и выписывают последовательность цифр, учитель проверяет)

Г) Карточки «Найди ошибку» ( показывается пример с ошибкой )

Д) Карточки «Найди пару» (можно вывесить на доске заранее)

В организационной части урока использую разнообразную форму подачи материала в виде таблицы, схемы, логические квадраты, блок – схемы, лабиринты, удивительные квадраты. Здесь же используется нематематическая информация и кроме вычислений содержатся вопросы, направленные на развитие логического мышления, математической речи, умения объяснять «Что? Почему? Как?».

Активизация мыслительной деятельности при изучении нового материала и закреплении

  1. Задачи, связанные с жизненной практикой
  2. Задачи, связанные с профессией
  3. Задачи экологического и экономического содержания
  4. Задачи с переформулированным условием. Большинство школьных задач не вводят школьников в условия жизненных ситуаций, поэтому использую в своей практике переформулированные задачи, чтобы вызвать интерес. Т.е. переформулировать задачу так, чтобы она была проблемной, включая элементы, вызывающие у студентов чувство удивления, сомнения. Например, при вычислении объема шара, прошу их вычислить объем земли, если известен радиус земного шара.
  5. Задачи, осуществляющие связь с другими предметами
  6. Задачи по готовым рисункам. На своих уроках алгебры и геометрии использую задачи по готовым рисункам
  7. Занимательные задачи
  8. Задания, развивающие кругозор ( «Угадайте название насекомого…..»)

Активизация мыслительной деятельности при сдаче зачета

  1. Карточки-инструкторы
  2. Карточки по образцу
  3. Карточки-информаторы

Активизация мыслительной деятельности при проведении контрольных работ

  1. Плакаты с похожими решенными задачами
  2. Таблицы с формулами
  3. Анализ решения задачи( особенно по геометрии)

Заключение

В данной работе предложены те средства активизации мыслительной деятельности студентов, которые с успехом применяю на своих уроках. Изучая методическую литературу, посещая уроки других учителей, пришла к выводу, что заинтересовать детей существует средств немало. В конечном итоге пришла к выводу, что одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей является мотивация. А в основе мотивации лежат потребности и интересы личности. Значит, чтобы добиться каких – либо успехов в учебе, необходимо сделать этот процесс желанным.

У каждого учителя свое мнение о совершенном уроке, я придерживаюсь такого определения:

  1. Урок должен быть продуман во всех деталях, чтобы один этап вливался в другой и ученики понимали, что и зачем они делают на уроке.
  2. Учащихся необходимо готовить к восприятию нового материала, осознанию темы урока.
  3. Все, что говорит учитель – воплощать в наглядность и не просто иллюстративную, а в такую, которая поможет в ходе рассуждений, найти связь между понятиями.
  4. На уроке должно быть интересно. Учитель должен своей эмоциональностью передать свой положительный заряд студентам, тем самым вдохновить их ум для деятельности.
  5. Задача каждого учителя – не только научить, а развить мышление студентов средствами своего предмета.
  6. Стараться на уроке обратиться к каждому студенту по несколько раз, чтобы корректировать непонятное или неправильно понятое.
Созинова Луиза Зиннуровна25.04.2015 11390 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar