РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование элементов математической культуры на уроках математики

Формирование элементов математической культуры на уроках математики

Модернизация образования в современном обществе заставляет по-другому посмотреть на изучение математики. Математика становится не просто изучаемым предметом, а одним из важнейших факторов развития личности. В связи с этим возникает ряд проблем. Главным из которых является переход от репродуктивного метода познания фундаментальных понятий к развитию математической культуры.

Что же такое математическая культура?

Е.Н.Рассоха определяет понятие математической культуры как «совокупность следующих компонентов: система математических знаний и умений, математическое мышление, математический язык, математическое самообразование и творческое саморазвитие»[3].

Г.М.Булдык вводит понятие математической культуры как «сформированной системы математических знаний и навыков и умения использовать их в разных условиях профессиональной деятельности в соответствии с целями и задачами»[1].

Т.Г.Захарова кроме математического знания выделяет четыре основных аспекта, расширяющих знание математики до уровня математической культуры: выделение человеком математической ситуации из всего разнообразия ситуаций в окружающем мире; наличие математического мышления; использование всего разнообразия средств математики; готовность к творческому саморазвитию, рефлексия[2].

В исследовании Е.И.Смирнова выделены составные части математической культуры: логическая, алгоритмическая и вычислительная культура, включающая в себя, в частности, «умение организовывать и использовать средства вычислительной техники». Кроме того, автор говорит о «присутствие творческого компонента как элемента математической культуры. Творческий компонент ассоциируется прежде всего с самостоятельной работой в результате которой они получают определенные представления о математике как о развивающейся науке, приобретают навыки работы с научной литературой, пробуют свои силы в самостоятельных математических исследованиях» [4].

Итак, можно сказать, что математическая культура – это система математических знаний, форм и методов математической деятельности, которые влияют на развитие личности.

Выделяются следующие элементы математической культуры:

  1. Вычислительные навыки;
  2. Грамотная математическая речь;
  3. Умение применять в жизни математические знания;
  4. Творчество;
  5. Интерес к предмету.

Формирование данных элементов на уроках математики может реализовываться через разнообразие форм.

Остановлюсь лишь на некоторых из них.

  1. Урок-консультация. Такие уроки учат учеников формулировать и задавать вопросы, работать с научной и учебной литературой. Важным так же является, что эти уроки заставляют учеников уяснить какие возникли у них проблемы при изучении той или иной темы, а значит простроить индивидуальный путь обучения. Таким образом, в ходе проведения таких уроков выстраивается математическая речь и расширяется спектр практической значимости математических задач. При повторении пройденного материала в 9, 11 классах и подготовке к экзаменам такая форма урока работает лучше, чем традиционная.
  2. Урок одной задачи или урок составления и решения задачи. Ценность таких уроков в том, что используется сразу и исследование, и творчество. Особое место занимают задачи по готовым чертежам, когда ученики должны сами придумать условия (применяемые в основном на уроках геометрии, например, в теме «Четырехугольники» или «Площадь»). Это способствуют развитию умений и навыков более осознанного практического применения изучаемого материала.
  3. Математические диктанты. Как один из способов контроля может и обеспечивать усвоение необходимых знаний, умений и вычислительных навыков. При выполнении математических диктантов учитель получает информацию о том, как усваивается материал, а учащиеся получают дополнительную практику в самостоятельном решении задач.
  4. Использование новых информационно-коммуникативных технологий. В настоящее время это уже не новинка, но эта форма все более и более актуальна в настоящее время. Так при использовании мультимедиа-ресурсов учащиеся включаются в познавательную деятельность, которая направлена на формирование творческой личности, а это приоритетная задача нового стандарта образования – научить творчески мыслить, подготовить к реальной жизни. Так же неотъемлемой частью информационных технологий в настоящее время является и дистанционное обучение, которое не только формирует сразу несколько элементов математической культуры (интерес к предмету, умение применять к жизни знания), но и решает задачу индивидуализации обучения.

Актуальным становится и использование дистанционного обучения при подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Различные online тесты способствуют не только самостоятельно выделить проблемы в знаниях, но и учат извлекать необходимую информацию и проверять свой уровень подготовки.

Таким образом, представленные формы урока позволяют формировать не только элементы математической культуры, но и работать на развитие общечеловеческой культуры и преподнести по-новому эффектно и интересно традиционно рассматриваемые темы. Специфика реализации конкретной формы занятия отражается в сценарии и в целях конкретной темы.

Литература:

  1. Булдык Г.М. Формирование математической культуры экономиста в вузе: монография / Г.М.Булдык. – Минск, 1997.
  2. Захарова Т.Г. Формирование математической культуры в условиях профессиональной подготовки студентов вуза: монография / Т.Г.Захарова. – М.: РГБ, 2005.
  3. Рассоха Е.Н. Развитие математической культуры студентов технических специальностей: дис. ... кандидат педагогических наук наук: 13.00.08. Оренбург, 2005.
  4. Смирнов Е.И. Дидактическая система математического образования студентов педагогических вузов: монография / Е.И.Смирнов. – Ярославль, 1998.
Гришина Анна Александровна14.07.2015 9710 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar