РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Статья "Мой первый опыт в преподавании мужской профессии"

Статья "Мой первый опыт в преподавании мужской профессии"

Соколова Наталья Петровна,
мастер п\о ОГА ПОУ БТСИ и Э
Новгородская область
филиал г. Пестово

Не для кого не секрет, что женщина в руках с кельмой и ведущая кладку на стройплощадке в наше время – явление редкое. Кто может научить и передать опыт будущему поколению, если не женщина- мастер, ведь мужчин в образовании уже почти не встретишь. Вот и мне в связи с необходимостью продолжить педагогическую деятельность пришлось освоить дополнительные специальности строительного профиля, овладела каменными и печными работами и не пожалела.

Обучая юношей по профессии « Мастер общестроительных работ» (каменщик, печник, электросварщик РДС) имею положительный результат своего труда. За три года обучения мои обучающиеся принимали участие в областном конкурсе профессионального мастерства, при этом заняли призовые места (1-е,2-е и 3-е) среди своих сверстников. Они успешно прошли сертификацию профессиональной квалификации и получили повышенные разряды на областном уровне. Ежегодно проводя промежуточную аттестацию мои подмастерья подтверждали свои знания- присвоением разрядов. Среди моих выпускников, есть число обучающихся, которые окончили обучение в НПО с отличием, что составляет 14%.

Этот результат я достигла благодаря применению и использованию передовых педагогических технологий и методик обучения, как:

  • Личностно – ориентированный подход к обучению –Е.С. Якиманская
  • Проблемное обучение – Дж.Дьюи, М.Н.Скаткин, М.И.Махмутов, И.Я.Лернер
  • Коллективный способ обучения(КСО) – А.Г.Ривин .В.К.Дьяченко
  • Объяснительно – иллюстративный метод;
  • репродуктивный;
  • исследовательский.;
  • Проектная деятельность (Дж.Дьюи), где подростки сами создают проект, проводя исследовательскую работу и реализуя на практике;
  • Технологии уровневой дифферециации –Н.П. Гузик, В.В. Фирсов, И.Н. Закатова;
  • Игровые технологии- Б.Н. Никитин, К.Гросс, Ф.Шиллер и др..

Имея психолого- педагогическое образование широко использую методы и приёмы активного обучения, которые более глубоко раскрыты в работе моего бывшего рецензента по университету Г.А. Ключниковой (« Методы и приёмы активного обучения психологии в вузе и школе», В. Новгород, 2001). Несмотря на то, что этот источник для преподавания психологии в вузе и школе, он применим и для преподавания других дисциплин, а именно учебных предметов профессионального цикла (ПМ по разным профессиям) НПО и СПО.

В начале работы необходимо создание фундамента- благоприятного психологического климата в ученическом коллективе среди обучающихся, обучающимися и мастером п/о, мастером и родителями. Гуманный и личностно- ориентированный подходы дадут свои положительные плоды в общении и при обучении будущих специалистов. Особое внимание на практических занятиях уделяю групповой и уровневой дифференциации технологиям. Проектная деятельность (метод проекта) на теоретических занятиях находит свою реализацию на учебной и производственной практиках. Подростки с интересом и желанием проводят работу над своими учебными проектами (индивидуальными и групповыми).

На I курсе 1-го полугодия веду подготовку к учебному проектированию среди обучающихся, используя демонстрационный метод (фотографии, схемы, таблицы, иллюстрации, образцы, готовые изделия, презентации). Уже со 2-го полугодия обучающиеся выполняют самостоятельно по каждому ПМ, представляя их в письменном виде или презентацией.

Структура учебного проектирования

  • поиск проблемы и исследование путей ее решения;
  • выработку идеи и обоснованный выбор наилучшего решения;
  • проектирование и изготовление;
  • анализ и оценка объекта и процесса проектирования.

Деятельность по выполнению учебного проекта разбиты на этапы (Последовательность выполнения работы).

Этапы учебного проектирования:

  • ПОИСКОВЫЙ (поиск проблемы),
  • КОНСТРУКТОРСКИЙ (составление документации),
  • ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ (изготовление изделия или конструкции),
  • ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (самоанализ проектной деятельности и анализ выполненного изделия или конструкции)

Структура творческого проекта

  • Пояснительная записка (документация), обучающиеся выбирают изделие или конструкцию по изучаемым ПМ, определяют алгоритм действий по его изготовлению и выполнению, сбор информации по изделию и оформление письменных творческих работ
  • Творческая работа (изделие или конструкция), изготовление изделий или конструкций обучающимися
  • Защита проекта, обучающиеся защищают свои творческие работы-изделия, конструкции с показом презентаций или без, но с использованием собранной и оформленной документацией

В своей практике использую все виды творческих проектов.

Виды творческих проектов

  • индивидуальные
  • групповые
  • коллективные


Большая проделанная работа каждого обучающегося по учебному проекту ПМ, подводит их к беспроблемному проектированию своих будущих письменных квалификационных работ (дипломов).

Итоги защиты своих работ-проектов профессиональных модулей по окончанию обучения имеют положительный результат:

  • обучающиеся легко излагают учебный материал,
  • отлично ориентируются в профессиональной терминологии при ответах на вопросы аттестационной комиссии (итоговой аттестации),
  • высокий показатель разрядов профессиональной квалификации по профессии у обучающихся.

Вся эта работа по выполнению учебных проектов становится для них плодотворным опытом при написании и защите дипломных работ, изготовлении квалификационных изделий на УП и ПП.

А конечный итог - отличный показатель ЗУН обучающихся по избранной профессии и мой результативный практический опыт

Соколова Наталья Петровна18.09.2015 4660 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar