РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Раскрытие творческого потенциала студентов на дисциплине "Композиция и постановка танца"

Раскрытие творческого потенциала студентов на дисциплине "Композиция и постановка танца"

Филиал Государственного образовательного учреждения
среднего профессионального образования
«Саратовский областной колледж искусств» в городе Марксе
Автор: Замиралова Елена Николаевна
преподаватель

Введение

Дисциплина «Композиция и постановка танца» занимает особое место в системной профессиональной подготовке студента-хореографа, поскольку он интегрирует знания, умения, навыки, полученные на других профилирующих предметах. Можно сказать, что в композиции и постановке танца выявляются умения студента владеть различными способами реализации в танце идеи, мысли, музыки, ритма, чувств и выражать эмоциональную энергию процессов подсознания через образно-художественную форму средствами классической, народной и современной хореографии.

Процесс обучения не только предполагает теоретическое знание предмета, но и способствует развитию творческого видения и художественного мышления, а также воспитанию определенных творческих навыков для раскрытия творческого потенциала именно в этой сфере искусства при сочинении танцевальной композиции.

Стандартный подход обучения для раскрытия творческого потенциала студента по композиции и постановки танца предлагает: чтение лекций по композиции, показ и просмотр образцов классического и народного наследия, все это призвано стимулировать их воображение, провоцировать к творческой работе. Студентам предлагается «получить» опыт видения образцов хореографии, что позволит им пройти первичный этап освоения по методу: повторять, копировать, подражать. И это правильно, но я вижу, первостепенную задачу педагога, вывести студента на творческий уровень через реализацию внутренних тенденций, самовыражения, самопознания, открыть и расширить границы движенческих возможностей, привить желание фантазировать средствами своего тела, искать «Свое», применяя к себе исследовательский подход. И здесь уже стандартных методов обучения недостаточно, в этом для меня заключается актуальность проблемы, т.к. нельзя не учитывать тот факт, что, в образовательную программу многих специализированных учебных заведений по хореографии полноценно вошла дисциплина «Современный танец», которая диктует инновационные идеи, тенденции, позволяет расширить практической опыт творческой реализации в направлении композиции танца, демонстрирует широкий подход подготовки студентов к современному восприятию хореографии с учетом развития хореографического искусства в целом.

Для достижения положительных результатов, деятельность студентов на дисциплине «Композиция и постановка танца», на мой взгляд, должна начинаться с индивидуальной стимуляции творческих процессов: самопознания, анализ движения и импровизационных приемов работы с движением, что позволит приобрести навык сочинения при современном подходе к композиции.

Цель доклада – раскрытие творческого потенциала студентов через процесс постижения методов импровизационной деятельности.

Задачи:

1. Образовательные:

  • Получение обучающимися необходимых теоретических знаний в области анатомии человека (естественная природа движений, анатомические особенности строения человеческого организма, естественные значения различных функций движения).
  • Освоение необходимого объема танцевальных терминов.
  • Формирование практических умений и навыков импровизации.
  • Совершенствование рефлекторных действий как основных функций движения.
  • Изучение пространства во взаимодействии пространственных объектов и субъектов в движении.
  • Изучение импровизационной деятельности в рамках свободного и естественного движения.
  • Изучение подвижности всех частей тела, координации.
  • Сохранения здоровья.

2. Развивающие:

  • Совершенствование двигательных и творческих способностей.
  • Развитие амплитуды движения. Силы мышц.
  • Развитие психофизических возможностей студентов.
  • Развития осмысленного отношения к движению.
  • Развитие внимания, мышечной памяти.

3. Воспитывающие:

  • Привитие здорового образа жизни.
  • Воспитание потребности обучающихся к самосовершенствованию.
  • Самовыражение на основе развития творческих способностей студента.
  • Привитие обучающимся культуры общения, умения работать в паре, группе.
  • Воспитание толерантности, чувства коллективизма.
  • Формирование позитивных качеств характера, таких как воля, трудолюбие, настойчивость и упорство, творческая дисциплина.

Основная часть

Раскрытие потенциала студента - это процесс постепенного созревания индивидуальности. Педагог старается раскрыть потенциальные возможности обучающихся, направить их силы на то, чтобы обогатить первичный метод освоения: повторение, копирование, подражание, помочь обучающимся сделать «первый шаг» в неизведанное и найти «Свое», непохожее на другого. И здесь поможет один из методов раскрытия творческого потенциала студента - самопознание. Навыки самопознания формируются помимо технических приемов профессиональной работы. Этот этап соответствует первому году обучения композиции. Осознание студентом, себя как будущего хореографа, помогает определить собственный стиль, способ хореографического мышления, особенности индивидуального творческого почерка, личностно-психологические качества, которые необходимы для успешной работы в сфере хореографического творчества.

Для дальнейшей стимуляции индивидуальных творческих процессов студента является работа с движением - это творческий процесс. В книге И. Э. Коха «Основы сценического движения» говорится, что познание выразительных возможностей тела - это сложнейшие процессы высшей нервной деятельности, в которой возникают специфические закономерности взаимодействия между сознанием и движениями. Воспитывая движение, педагог все время должен помнить о единстве психического и физического начал. Творческие задачи, поставленные перед собой педагогом, обогащают индивидуальный учебный процесс обучающихся. Технически, это переходит в прием исследования, то есть когда к одному движению, положению или материалу, можно было бы подойти с различных сторон, напоминающих процесс к себе и от себя. В процессе творческих заданий, формируются: качественные параметры движения, освоение пространства, ритма, динамики, виды движения.

Такой метод обучения раскрытия потенциала студента позволяет получить опыт творческих действий, развивает у студентов естественную грацию, раскрепощение в проявлении свободного движения. В данном подходе к обучению танцевальному искусству композиции, я вижу, направление в сторону формирования связей движения и мышления, стимулирования двигательной деятельности. Основным сырьем для работы с движением становятся различные комплексы и упражнения на развитие возможностей тела. На уроках предполагается освоение импровизационного поиска движений. «Импровизация всегда принимается как «первотворчество», реакция на атмосферу, творческое напряжение» (Никитин В.Ю. «Мастерство хореографа в современном танце»). Реакция, рефлекс, рефлекторное действие в импровизации – это спонтанное, сиюминутное, индивидуальное воплощение состояния танцора. Признаками импровизации принято считать: уникальность и аутентичность индивидуального воплощения, выражение внутреннего «Я» и оптимизация энергозатрат. Использование основного принципа «здесь и сейчас», сиюминутного, зримого выражения чувств и эмоций.

Импровизация влияет на формирование внутренних состояний, ведущих к определенному уровню исполнения движения, охватывает начальный период освоения танцевальной практики: разучивания движений, танцевальных комбинаций, этюдов и участие в исполнении танцев. Состоит из основных этапов освоения нового танцевального материала, техники движения, из формирования навыков выполнения движений, освоения образно-выразительной окраски движений и комбинаций.

На занятиях внимание уделяется художественному процессу, с применением творческих навыков студентами при сочинении танцевальной композиции. Импровизация способствует настройки обучающихся на творческое состояние. Создание атмосферы творчества педагогом стимулирует и способствует самореализации, самовыражению и рождению будущего балетмейстера. Импровизация на мой взгляд, является важным методом раскрытия творческого потенциала студента на дисциплине «Композиция и постановка танца».

Направлять студентов на умение видеть, слышать, чувствовать, понимать все через призму собственных реакций и ощущений. Образ любого танца — это чувственное ощущение собственного действия. Голова анализирует, а ум тела синтезирует. Человек, который в жизни чувственно ощущает каждое свое движение, — это уже живой образ.

Основное внимание импровизации уделяется в современном танце. Это огромная сфера хореографического искусства, которая включает следующие направления, существующие с ХХ века: джазовый танец, танец модерн и contemporary.

Дисциплины «Народный танец» и «Классические танец» имеют свою систему композиционного построения танца, форму и стиль изложения материала. Передаются из поколения в поколение. Под воздействием времени и условий жизни народный и классический танцы видоизменяются, накапливают богатый опыт в теории и практике предмета, но нельзя не учитывать закономерность развития современной танца, который предполагает некие другие приемы.

Опираясь на учебное пособие «Мастерство хореографа в современном танце» Никитина В.Ю. можно выделить признаки композиции современного танца:

  • режиссерский подход;
  • использование средств театральной сценографии;
  • контрастные изменения;
  • композиционные приемы работы с массовой, дуэтной и коллективной импровизацией;
  • резкая смена крупных и общих планов действия;
  • полифонические приемы презентации хореографического текста;
  • неожиданность композиционных приемов;
  • эксцентричность;
  • смещение привычных центров и акцентов.

К особенностям композиции современного танца можно отнести:

  • отказ от канонических способов выражения;
  • использование импровизации и перфоманса;
  • ассоциативный характер выражения содержания;
  • использование специфических приемов хореографической образности (гротеск, метафора, символизация, ассоциативность образов).

Современный танец предлагает дополнительные пути раскрытия содержания танца, поиска альтернативных идей и композиционных решений, расширяет область границ выразительных средств. Опыт композиции уже накопленный в этой области демонстрирует широкий подход подготовки студентов к современному восприятию хореографии.

Заключение

Современная хореография полноценно вошла в образовательную программу многих специализированных учебных заведений по хореографии в широком смысле слова. Сегодня современный танец открыт для новых путей формирования системы обучения. Подвижность мышления и необходимость постоянного, ежедневного обновления – главное в современном подходе к танцевальной композиции.

Для того, чтобы достигнуть поставленных задач педагогом, необходимо, пересмотреть, обновить, добавить с учетом развития хореографического искусства в целом существующую программу по «Композиции и постановки танца». Условия разностороннего подхода в обучении – это требование времени. И такое направление работы как импровизация, является действенным методом раскрытия и реализации творческого потенциала студентов на учебной дисциплине «Композиция и постановка танца».

В течение некоторого времени импровизация переросла в систему различных двигательных импровизационных приемов и методов, появилось целое направление.

Список литературы:

  1. Орлов Ю.М. «Восхождение к индивидуальности». Книга для учителя. М.: Просвещение. 1991.
  2. Захаров Р. В. Искусство балетмейстера: Программа. М., 1975.
  3. Запора Р. Импровизация присутствия. Танцевальная импровизация. М., 1999.
  4. Никитин В. Ю. Теория и практика формирования художественно-творческого мышления балетмейстера в современной хореографии: Монография. М., 2005.
  5. Фельденкрайз М. Осознание через движение. М., 1986.
Замиралова Е.Н.30.09.2015 7220 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar