РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Опыт сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога "Один в поле не воин"

Опыт сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога "Один в поле не воин"

Авторы:
Кистанова Юлия Андреевна (учитель-логопед высшей квалификационной категории, ведущий специалист НОУ Детский центр «Акварель»)
Танакова А.Г. (педагог-психолог первой квалификационной категорий НОУ Детский центр «Акварель», арт-гештальт терапевт)

Детский сад – это начальное звено в системе образования, на которое возложено множество серьезных задач. Благодаря их выполнению, ребенок получает ценный опыт социализации в детском коллективе, имеет возможность всесторонне развиваться и в дальнейшем легче адаптируется к роли школьника. Для достижения этих непростых задач необходим комплексный образовательный подход и тесное взаимодействие между собой всех участников учебно-воспитательного процесса.

В данной статье мы хотим акцентировать внимание, прежде всего, на необходимости выстраивания эффективного сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога в дошкольном учреждении. Такой подход, на наш взгляд, является залогом эффективной коррекционно-развивающей деятельности, которая в последние годы в системе дошкольного образования становится все более значимой и востребованной.

В статье мы обобщили опыт профессионального сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога Негосударственного образовательного учреждения Детский Центр «Акварель» Кистановой Ю.А. и Танаковой А.Г. реализованный на базе данного центра в период с 2012 по 2015 год. А теперь более подробно рассмотрим то, каким образом было реализовано данное сотрудничество и те результаты, которые были получены в итоге проделанной нами работы.

В знании сила

Просветительская деятельность занимает значимое место, как в работе психолога, так и в работе логопеда. При этом объединение профессиональных умений и знаний этих специалистов может сделать данную работу более эффективной. Дело в том, что речь нельзя рассматривать как некую автономную функцию, не оказывающую влияния на другие зоны развития ребенка. Отклонения в речевом развитии могут повлечь за собой негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, а именно - низкую познавательную активность, недостаточный запас знаний об окружающем мире, обеднённость содержания коммуникативной, игровой и творческой деятельности, поведенческие проблемы и др. К сожалению, педагоги и родители не всегда имеют достаточное представление о взаимосвязи речевых затруднений с другими психическими процессами и их первопричине. А потому часто не дооценивают всю серьезность имеющихся у ребенка проблем. Работая же в тесной связке, специалисты имеют гораздо больше возможностей более полно и целостно донести информацию до аудитории, сделав ее непосредственным участником коррекционно-развивающего процесса.

Совместные тематические выступления в рамках родительских собраний и педагогических советов позволили нам добиться следующих результатов:

  • Более полно и доступно донести информацию о различных отклонениях развития речи и их взаимосвязи с другими психическими процессами, их первопричинах и способах коррекции;
  • Повысить уровень доверия и увеличить количество обращений за консультативной помощью;
  • Привлечь родителей и воспитателей к более активному участию в коррекционно-развивающей работе, сделав их полноправными активными участниками этого процесса.

Танакова А.Г.

Учимся играя

Эффективное выстраивание индивидуальных и групповых занятий с детьми невозможно без учета их возрастных и личностных особенностей. Одним из ключевых принципов здесь является учет ведущей деятельности дошкольника, которым является игра. Играя, дети этого возраста, познают мир, учатся общаться, приобретают новые умения и навыки. Именно поэтому наш цикл психолого-логопедических занятий пронизан атмосферой игры и творчества.

Программа групповых занятий была реализована нами наряду с индивидуальными занятиями и диагностическими обследованиями (входная и итоговая диагностика). Занятия проводились в микрогруппах по 3-6 человек в период с октября по март месяц. Общее количество занятий – 36. Продолжительность каждого занятия – 35 мин. В ходе занятий нами активно использовались элементы песочной игровой терапии, различные коммуникативные игры, упражнения, направленные на релаксацию и расслабление, Также нами был учтен и принцип наглядности - активно использовался наглядный дидактический материал по логопедии (тематические буклеты, карточки, плакаты).

Согласно полученным диагностическим данным, а также нашим наблюдениям и обратной связи от педагогов и родителей, результатами реализации данной программы можно считать:

  • Значительное увеличение репертуара коммуникативных стратегий детей;
  • Снижение уровня тревожности и более уверенное проявление ребенком себя в коллективе сверстников;
  • значительное увеличение словарного запаса и стремление к активному выражению своих мыслей не только на занятиях, но и в других сферах жизни детей.

Особенно хочется отметить важность использования песочных игр в ходе наших занятий. Этот необыкновенный природный материал притягивает к себе детей как магнит, даря им множество приятных ощущений от взаимодействия с ним. А набор миниатюрных игрушек позволяет педагогам увлечь детей в интересную песочную игру, в которую обязательно включены как логопедический, так и психологический коррекционный компонент. Занятия, проходившие с использованием элементов песочной терапии, вызывали наибольший эмоциональный отклик у детей. Именно поэтому нам хочет особо отметить этот метод как ценный коррекционно-развивающий ресурс.

Вместе с мамой и папой

Включенность родителей в процесс коррекционно-развивающей работы является важным фактором эффективности данной деятельности. При этом именно выстраивание конструктивного взаимодействия с родителями бывает наиболее проблематичным. Высокая профессиональная загруженность, возросшее в последние годы количество неполных семей, недостаточный уровень психологической и педагогической компетентности родителей – негативно отражаются на психологическом благополучии детей и снижают результативность учебно-воспитательной и коррекционно-развивающей работы. Помимо просветительской деятельности, мы тщательно планируем индивидуальную консультативную работу с родителями, так как она является важной составляющей успешной реализации данного направления. При этом психологическое сопровождение в силу вышеперечисленных трудностей имеет в данном случае особое значение. Проработка семейных психологических проблем, коррекция детско-родительских отношений, повышение уровня психологической компетентности родителей является важным базисом для выстраивания в дальнейшем эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими речевые затруднения.

Организуя последовательное включение родителей в психологический контекст проработки, имеющихся у детей проблем, а затем и к коррекционно-развивающей работе, мы можем добиться следующих результатов:

  • Гармонизации детско-родительских отношений;
  • Более продуктивной проработки речевых нарушений у детей и активная включенность родителей в этот процесс;
  • Присутствия атмосферы доверия и открытости во взаимодействии специалистов и родителей.

Звучанием речи пронизаны все сферы нашей жизни. Речь является важнейшим инструментом самовыражения человека и его взаимодействия с другими людьми. Помогая ребенку преодолеть, имеющиеся у него речевые затруднения и используя при этом комплексный подход, мы стремимся не только к устранению его проблем в этой сфере, но и к гармоничному развитию его личности.

Кистанова Ю. А, Танакова А.Г.30.09.2015 5680 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar