РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Нетрадиционные формы урока в изучении русского языка и литературы как средство развития творческого мышления

Нетрадиционные формы урока в изучении русского языка и литературы как средство развития творческого мышления

Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
ЧОУ «Академический лицей им. Н.И. Лобачевского» г. Казани
Шульгина Н.Б.

Сегодня современное общество как никогда заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко, креативно и творчески мыслить. Поэтому одной из важных особенностей работы учителя в условиях внедрения ФГОС второго поколения становится необходимость реализовать системно-деятельный подход к преподаванию. При таком походе главным в образовательном процессе является развитие у учащихся умений самостоятельного приобретения и применения знаний, решения актуальных проблем. Для того чтобы ученик не был ограничен только ролью «слушателя», «зрителя», что характерно для репродуктивного процесса обучения, учителю необходимо создавать условия для развития мышления (логического, ассоциативного, пространственного), творческого воображения, интуиции, умений думать, объяснять, доказывать свою точку зрения.

Нетрадиционные формы урока позволяют изменить позицию ученика в учебном процессе. Попадая в необычную ситуацию, ученик активнее сотрудничает с учителем и одноклассниками, при этом создается положительный эмоциональный фон, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки. Подобные уроки способствуют повышению интереса к предмету и к обучению в целом, позволяют создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизировать учебную деятельность, организовать различные формы общения, способствуют развитию критического мышления, обеспечивают надлежащий уровень формирования универсальных учебных действий (УУД), использовать возможности для развития монологической речи школьников.

Творческие принципы методики нестандартных уроков заключаются в следующем:

  1. Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.
  2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке.
  3. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.
  4. Поддержка альтернативности, множественности мнений.
  5. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.
  6. «Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам способностям и склонностям.
  7. Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента).

Как правило, нетрадиционные формы уроков требуют специальной подготовки, поэтому можно выделить следующие периоды подготовки и проведения нестандартных уроков.

Выделяются 3 периода: подготовительный, собственно урок и его анализ.

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

В нём активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность проявляет лишь учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала, обеспечение и т.п.), то во втором случае в значительной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы (команды, экипажи), получают или набирают определённые задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимого дидактического материала и т.д.

2. СОБСТВЕННО УРОК (выделяется 3 основных этапа):

Первый этап является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся: ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи. Развитие мотивационной сферы осуществляется тем эффективнее, чем результативнее проведён подготовительный период: качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. При проведении урока учитель учитывает отношение учащихся к оригинальной форме урока; уровень их подготовленности; возрастные и психологические особенности.

На втором этапе происходит сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных «нестандартных» формах организации их мыслительной активности.

Третий этап посвящён формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а «растворяется» в каждом из предшествующих этапов.

3. АНАЛИЗ УРОКА

На этом этапе осуществляется рефлексия и критериальное оценивание результатов работы. Целесообразно оценивать как итоги обучения, воспитания, развития учащихся, так и картину общения – эмоциональный тонус урока не только в общении учителя с учащимися, но и в общении учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.

Остановимся подробнее на основных наиболее распространённых в школьной практике видах нестандартных уроков. Уроков такого характера много, и они потребовали определённой систематизации. Основания для систематизации порой неоднородные, некоторые уроки могут быть отнесены благодаря своим особенностям не к одной группе, а к двум и, может быть, к нескольким.

Сейчас в литературе выделяют следующие характерные группы:

  1. Уроки с игровой и состязательной основой (урок-конкурс, урок-турнир, урок- эстафета, урок-дуэль, урок-деловая игра, урок-ролевая игра, урок-кроссворд, урок-викторина).
  2. Видоизменение традиционных способов организации урока (урок-лекция «парадокс», урок-парный опрос, урок-экспресс-опрос, урок-практикум).
  3. Привлечение известных в общественной практике форм, жанров, методов работы (урок-исследование, урок-интервью, урок-репортаж, урок-отчёт, урок- рецензия, урок - мозговая атака
  4. Уроки, имитирующие деятельность различных учреждений и организаций (урок-суд, урок - заседание учебного совета, урок - патентного бюро).
  5. Уроки, имитирующие какие-либо занятия или мероприятия (урок - заочная экскурсия, урок - литературная прогулка, урок - литературная гостиная, урок- путешествие в прошлое).
  6. Уроки, основанные на фантазии (урок-сказка, урок-сюрприз, урок - подарок ).
  7. Уроки, напоминающие различные общественные явления (урок-пресс-конференция, урок-аукцион, урок-бенефис, урок-телемост, урок-рапорт, урок-диспут, урок-выставка).
  8. Уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала (урок мудрости, урок-откровение).

Вот некоторые нетрадиционные формы урока, которые я использую в своей практике:

  • урок-исследование «Что в имени тебе моём?» (урок словесности в 6 классе)
  • урок-защита проекта «Слово о словах» (урок русского языка в 6 классе)
  • урок-радиоспектакль «Смеяться, право, не грешно…» (урок литературы в 6 классе)
  • урок- мастерская «Знакомьтесь - Владимир Маяковский.» (урок литературы в 7 классе)
  • урок-мастерская «Пишите письма!» (урок развития речи в 8 классе)
  • урок-интервью «Здравствуйте, господин Мольер!» (урок литературы в 8 классе)
  • урок-концерт «Всё встречаю, всё приемлю…» (по лирике С. Есенина)
  • урок-ролевая игра «Заседание художественного совета» (по пьесе «Клоп» В. Маяковского)
  • урок-защита проекта «Мой любимый поэт Серебряного века» (урок литературы в 11 классе)
  • урок-экскурсия «Казань литературная»
  • интегрированные уроки «Радость и грусть», «Вещи рассказывают о себе», «Светлый праздник Рождества» в 5-7 классах.

Более подробно хочу остановиться на уроке литературы в 6 классе «Смеяться, право, не грешно…» по рассказам М. Зощенко. По своей форме это урок-радиоспектакль. Многие преподаватели на уроках литературы используют CD c записями текстов художественных произведений в исполнении актёров. Подобные записи являются образцами выразительного чтения, грамотного использования средств интонационной выразительности, бережного отношения к слову. Ученики отмечают, что прослушивание записей помогает им более ярко представить ситуацию, характер героя, замысел автора.

Учитывая всё вышесказанное, я предложила ребятам самим озвучить тексты рассказов М.М. Зощенко и записать радиоспектакль. Класс был поделён на группы, были совместно сформулированы цели работы и результаты, которые нужно достичь. Также были обсуждены критерии оценивания работы группы и составлен оценочный лист. Ученики предложили включить в него следующие критерии: выразительность чтения, артистизм исполнения, музыкальное оформление, использование шумовых эффектов, учитывался также вклад каждого члена группы в общий проект. Каждая группа выбрала рассказ из предложенного списка (были выбраны рассказы «Протокол», «Любовь», «Хозрасчёт», «Собачий нюх»). Была назначена одна группа экспертов, которые готовили вопросы по выбранным рассказам и делали собственные наблюдения над языком писателя, его стилем.

Таким образом, первый этап в работе над уроком - подготовительный. Учитель на данном этапе направляет, консультирует, советует, помогает. Второй этап работы - представление радиоспектаклей на уроке. Во время прослушивания ученики делают пометки в оценочных листах, готовят вопросы выступающим. После прослушивания каждого спектакля проводилась короткая беседа с классом, в основе которой лежал интонационно-смысловой анализ прозвучавших рассказов. «Эксперты» и «слушатели» могли задать вопросы, высказать собственное мнение о спектакле, сделать промежуточные выводы.

Третий этап работы - выступление экспертной группы. В заключение урока обратились к словам М. Зощенко, который считал, что над его рассказами нужно не только смеяться, но и плакать, и попытались понять, объяснить смысл этих слов. Заключительный этап урока - оценивание работ по оценочным листам, рефлексия. В качестве домашнего задания - сочинение на одну из тем: «Чем можно объяснить популярность рассказов М Зощенко?», «Случай из жизни» (почти по Зощенко). Хочется отметить, что этот урок интересен и важен не только с точки зрения развития творческих способностей. Он имеет и большое воспитательное значение. Рассказы писателя помогают понять шестиклассникам, что хорошо, а что дурно, что прекрасно, а что безобразно, научиться оценивать поступки героев и делать свой нравственный выбор.

В 11 классе при изучении творчества В.Маяковского был проведен урок - ролевая игра по пьесе «Клоп» в форме заседания художественного совета, где решался вопрос об актуальности пьесы в эпоху Маяковского и сегодня. В основе уроков такого типа лежит главный принцип: «здесь и сейчас» - если ученик играет какую-то роль, то он именно здесь, на уроке, является не собой, а учёным, исследователем, критиком, писателем, журналистом и т.п. Одни выступают с научными докладами, другие выступают в роли их оппонентов. Готовясь к уроку, ученики проделали большую подготовительную работу: изучили сценическую историю пьесы, воспоминания современников о спектакле, мемуары актёров, исполняющих главные роли, комментарии известных режиссеров. В классе были созданы 2 рабочие группы (класс небольшой,18 человек): «актёры», которые должны были понять замысел автора, глубоко изучить характеры героев и представить отрывок из пьесы, и «художественный совет» во главе с «режиссером», который должен был задать вопросы актёрам, дать им советы и решить вопрос о постановке пьесы. Слово на заседании было предоставлено и «художникам» по костюмам, декоратору, был представлен проект афиши будущего спектакля.

На уроках литературы можно использовать и отдельные элементы ролевых игр. Это могут быть выступления школьников в заданной или самостоятельно выбранной роли: биограф писателя, литературовед, художник-иллюстратор, литературный критик, довольный и недовольный зритель, читатель. Можно предложить ученикам «вжиться» в роль самого автора или персонажа. Например, ученикам 9 класса предлагается высказать мнение о дуэли Печорина и Грушницкого от лица Печорина, Грушницкого, драгунского капитана, Вернера.

Интересные, эмоциональные нестандартные уроки могут стать своеобразным толчком к написанию творческих работ, которые ученики пишут или на этапе рефлексии в классе, или дома. Нестандартность темы, формы сочинения также располагает учеников к творчеству. Это может быть «Письмо самому себе», «Письмо восхищённого или разгневанного зрителя», сочинение в форме дневниковых записей «Страничка из дневника Софьи Фамусовой», «Музыкальный портрет С. Есенина», «Звуки и запахи моего детства» (в стиле рассказа И. Бунина «Антоновские яблоки»)

Используя в своей практике методы и формы работы, стимулирующие воображение, фантазию, эмоционально-образное мышление, личностное отношение, можно добиться высокого уровня творческой активности школьников, а творческий опыт, приобретённый ими в процессе учебной деятельности, будет способствовать дальнейшему саморазвитию личности.

Список использованной литературы:

  1. Амфилохиева М.В., «Традиции и инновации в преподавании литературы».- «Паритет», г. С-Петербург, 2003.
  2. Мухина И.А., Еремина Т.Я. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта. Книга для учителя. – С-Петербург., 2002.
  3. Окунев А.А. , «Как учить не уча».- «Питер Пресс», г. С-Петербург, 1996.
  4. Окунев А.А. , «Урок? Мастерская? Или...».- «Питер Пресс», г. С-Петербург, 2001.
  5. Якиманская И.С. «Личностно-ориентированное обучение в современной школе»
  6. Меерович М, Шрагина Л. «Технология творческого мышления».-«Альпина»,Москва,2008
Шульгина Наталья Борисовна21.10.2015 10090 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar