РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Роль дополнительного образования в социализации обучающихся

Роль дополнительного образования в социализации обучающихся

МАОУ «Татановская СОШ»
Истомина О.Е.

Социализация человека идет в процессе его взаимодействия с многочисленными факторами, группами, организациями, среди которых особое место занимает школа.

Социализация личности школьника – процесс чрезвычайно значимый и сложный, результат реального взаимодействия школы и среды. В процессе социализации ребенок приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе, овладевает социальной деятельностью, социальным общением и поведением, осуществляется социальное становление индивида. Большое влияние на социализацию ребенка оказывают многие факторы микросоциальной среды, требующей большого внимания школы.

Именно по этому, на мой взгляд тема о роли образования на процесс социализации индивида в общеобразовательном учреждении очень актуальна в нашем постоянно меняющемся мире. В условиях головокружительной скорости технических достижений, часто меняющейся политической и социальной обстановки ребенку надо научиться ориентироваться, научиться во всем разбираться, принять и понять все необходимые правила данного общества и именно школа должна помочь ребенку в осознании себя членом этого общества.  Социализация человека в школьный период его жизнедеятельности имеет ярко выраженную специфику, которая непосредственно связана с отсутствием у него собственного социального положения и социального статуса. Необходимость осваивать социальную действительность по преимуществу в учебных формах, вынужденная отстраненность от многих практических видов деятельности обуславливают особенности структуры социализации школьников. В ней в качестве компонентов выделяют нравственную позицию учащихся, процессы профессионального и жизненного самоопределения, эстетическую культуру, а также социально-ролевые свойства личности.

Социальная ситуация развития, включающая систему отношений, различные уровни социального взаимодействия, различные типы и формы деятельности, рассматривается в качестве основного условия личностного развития. Сама социальная ситуация развития, или шире - социальная среда, может быть стабильной или изменяющейся, что означает относительную стабильность и изменения в той социальной общности, в которой находится ребенок.

Вхождение ребенка как социального существа в жизнь этой общины предполагает прохождение трех фаз:

  • адаптации к действующим в этой общности нормам, формам взаимодействия, деятельности;
  • индивидуализации как удовлетворения «потребности индивида в максимальной персонализации»;
  • интеграции личности в этой общности.

В условиях кризисного социума повышается роль учреждений дополнительного образования как центров воспитания, социальной адаптации, допрофессионального определения ребенка.

По результатам социально-психологического опроса в основном старшеклассники не удовлетворены ролью школы в подготовке выпускников к будущей самостоятельной жизни. Исследования психологов показали, что ребята очень хотят развивать у себя универсальные, жизненно-необходимые качества общей культуры жизнедеятельности, такие как нравственное отношение к людям, эстетические и творческие способности, физическую и психологическую культуру (умения общения, владения собой, умения самопознания, самореализации). Именно этим, действительно полезным и важным в течение всей жизни вещам, гармонизирующим весь жизненный процесс, и не учат в школе. В жесткой для многих детей жизненной ситуации учреждения дополнительного образования могут стать и часто становятся единственным островком понимания, хорошего отношения.

Адаптация - не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Эффективность адаптации в значительной мере зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Учреждения дополнительного образования должны способствовать быстрой адаптации детей, отрабатывая и закрепляя у них социально-психологические механизмы вхождения в группу и принятия социальных ролей.

Известно, что в возрасте 6 - 7 лет в условиях адаптации ребенок испытывает трудности, связанные с привыканием к новым системам требований, новому стилю общения. В этот период трудно ожидать высокой интеллектуальной активности и производительности. Поэтому в программы, рассчитанные на младших школьников, педагоги должны включать виды деятельности, не требующие высоких затрат от ребенка. Основное содержание занятий должны составлять игры и упражнения, направленные на развитие собственно групповых процессов, поддержание благоприятного микроклимата, сплочение, организационное развитие детского сообщества. Чем быстрее ребенок привыкнет к новому окружению, тем успешнее будет проходить развитие его индивидуальных способностей.

Социально-психологическая адаптация детей подросткового и старшего школьного возраста (11 - 17 лет) в детских объединениях учреждения дополнительного образования имеет свои особенности.

По данным диагностических исследований для этой возрастной группы наиболее выраженными являются следующие мотивы:

  • мотив подготовки к будущей профессиональной деятельности,
  • мотив общения со сверстниками, познавательный мотив.

Учреждения дополнительного образования являются той средой для детей, где они могут выявить и развить свои способности, таким образом, подготавливаясь к будущему профессиональному выбору и условиям взрослой жизни. При этом очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребёнку ситуацию успеха. Успех порождает стремление к новому успеху, формирует уверенность в своих силах, что в дальнейшем приведет к индивидуальному развитию личности ребенка. К системным критериям социального саморазвития подростков относится нравственная позиция учащихся. На диагностическом уровне нравственная позиция фиксируется через установление фактов, свидетельствующих о наличии у ребят нравственных убеждений, об отношении к негативным явлениям и общественному поведению сверстников и взрослых, о готовности жить и работать в соответствии с общечеловеческими ценностями и прин­ципами гуманизма. Наблюдение, анкетирование, проведение бесед и дискуссий, создание проектов, написание рефератов и участие в соответствующих мероприятиях - вот основные методы проведения диагностики нравственных качеств личности.

В Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года отмечено, что отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются:

  • создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области (на­правления и вида деятельности), профиля программы и времени ее освоения, педагога;
  • многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребенка;
  • личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;
  • личностно-ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации успеха» для каждого;
  • создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;
  • признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении.

Конечным продуктом социально - педагогической деятельности по социализации ребенка становится уровень овладения им минимумом специальных ролей, необходимых для нормальной жизнедеятельности каждого человека, оканчивающего образовательное учреждение.

Миру нужен самостоятельный человек. Несамостоятельный опасен для мира. В условиях быстро меняющейся социальной, экономической, политической обстановки, человек рассматривающий эти изменения как трагедию вступает в пограничное отношение с миром. Чтобы такого не случилось, еще на школьной скамье ребенка нужно научить хорошо ориентироваться в быстро меняющемся мире, строить отношения с другими людьми в рамках цивилизованного диалога, принимать самостоятельные решения.

Решить эту глобальную задачу, помочь состояться молодому человеку, может один из социальных институтов – школа. Поэтому успешная социализация учащихся должна быть основной педагогической идеей каждой школы. Успешная реализация этой идеи может осуществляться только одним способом – необходимо создать для ученика условия свободы, творчества, уважать каждого отдельного ученика, и совместно с учениками осваивать культурные взаимодействия с миром, человечеством, и что немаловажно с самим собой.

Истомина Ольга Евгеньевна11.11.2015 12371 Из опыта работы
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

а где здесь опыт?
avatar