РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование осознанного профессионального самоопределения у детей-инвалидов

Формирование осознанного профессионального самоопределения у детей-инвалидов

Вишнякова Наталья Николаевна
КГБОУ «Алтайский краевой педагогический лицей – интернат»,
Краевой центр дистанционного образования детей – инвалидов,
Алтайский край, город Барнаул

Организация обучения детей – инвалидов в России является одной из приоритетных задач всей системы образования. Применяются различные формы обучения, среди которых можно назвать дистанционное, инклюзивное и другие. Для реализации права на образование «особенных» ребят создаются специальные условия с учетом их психофизических особенностей.

Но существует большая проблема предпрофессиональной подготовки и профориентации детей - инвалидов. Назовем лишь некоторые, основные на наш взгляд аспекты этой проблемы:

  • отсутствуют знания у детей и их родителей о том, какие на данный момент профессии востребованы на рынке труда, каким образом можно получить то или иное образование;
  • ребята не умеют выстраивать реалистичные жизненные планы;
  • практически везде отсутствуют курсы и предпрофильная подготовка учащихся старших классов (8-11классы);
  • нет системы тьюторства;
  • современные методы оценивания школьников, такие как, например портфолио, используемые во многих школах европейской части России не применяются, зачастую ребята не только не имеют навыков их составления, но и не знают что это такое и для чего это нужно;
  • очевидна низкая профессиональная компетентность педагогов в сфере предпроффессиональной подготовки и профессиональной ориентации;
  • нехватка средств финансирования на внедрение инновационных программ;

Имеющаяся сегодня модель предпрофессиональной подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья требует корректировки и усовершенствования для решения основной проблемы – оказать будущему выпускнику помощь в осмыслении своѐго дальнейшего социального и профессионального становления. Необходимо уже в старших классах создать такие условия обучения и воспитания, которые обеспечивали бы интеграцию и самореализацию ребенка – инвалида. Дело в том, что профессиональное самоопределение молодых людей имеющих инвалидность имеет ряд трудностей связанных с поверхностной информированностью о доступных профессиях, отсутствием четкой перспективы, повышенной тревожностью, напряжѐнностью, неадекватной самооценкой, социальной адаптацией, избеганием ответственности при выборе профессии, проблемами в семье (конфликтами, гиперопекой).

Предпрофессиональная подготовка детей-инвалидов – это система поддержки для учащихся, где применяются педагогические, психологические, информационные навыки педагогического коллектива, которые содействуют их профессиональному самоопределению, ориентации в выборе профиля обучения, профессионального направления для дальнейшего образования. Целью предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации является – организация образовательного маршрута профилирующего направления деятельности. Задачами можно обозначить: актуализацию потребности учащихся для определения образовательных, а также жизненных планов и обеспечение этого процесса информационной базой; создание условий участия в различных видах деятельности для получения минимального личного опыта. Основными принципами предпрофессиональной подготовки детей – инвалидов будут: не наносить ущерб качеству основного общего образования; построение на основе компетентностно – ориентированного подхода; знакомство детей с основными способами деятельности различных сфер человеческой жизни.

Предпрофессиональная подготовка должна включать в себя три основных направления работы: во первых это информационная работа, в результате которой учащиеся получат необходимую информацию и умение пользоваться, которую смогут использовать как ресурс для дальнейшего планирования образовательного и профессионального самоопределению. Это могут быть сведения о реальных возможностях по продолжению обучения или поиска места трудоустройства, об учреждениях профессионального образования, видах образования (дистанционный, очный, заочный), о данных рынка труда в регионе. Информационная работа включает в себя следующие формы работы - самостоятельная работа по поиску и выбору информации, презентация и обсуждение выполненной работы, реальное или виртуальное посещение учреждений профессионального образования и производств.

Во вторых это предпрофильные курсы, которые познакомят учащихся с определѐнными типами профессиональной деятельности, что даст возможность увидеть себя в различных социально-профессиональных ролях. Содержание курсов позволяет учащимся понять предпочтения и сделать выбор, между какой либо деятельностью и продолжением образования.

В третьих это психолого-педагогическое сопровождение, в результате которого учащиеся смогут принять решение о своем дальнейшем профессиональном, образовательном и жизненном пути, основой чего будут являться результаты самопознания и самоопределения, рефлексия и рекомендации. Психолого-педагогическое сопровождение включает диагностику, для выявления склонностей и мотивации, мониторинг с оценкой личного продвижения, индивидуальную и групповую рефлексию по итогам. Результатами психолого-педагогического сопровождения будет качественный анализ деятельности подростка в рамках предпрофессиональной подготовки.

Профессиональная ориентация для детей-инвалидов это отдельный блок работы, который помогает в выборе профессии и учебного заведения. Реализовать этот блок можно через консультирование детей – инвалидов и их родителей, создание информационного банка данных со сведениями о вакансиях, медицинских показаниях и противопоказаниях для тех или иных профессий, образовательных учреждениях. Профориентационная работа включает в себя: профинформирование, профориентационную диагностику, консультирование, психологическую поддержку.

Профинформирование – знакомство с рынком труда, потребностями экономики региона в кадрах, перспективой развития профессии, условиями и трудностями освоения профессиональных знаний и навыков, медицинскими требованиями, возможностью профессионального роста. Для этого используют информационно-справочные буклеты и другие материалы. Специфика работы с детьми – инвалидами требует описания определенных блоков качеств, таких как, например качества восприятия (зрительное, осязательное, пространственное), характеристика внимания, памяти, мышления и другое.

Профориентационная диагностика помогает определить степень профпригодности к конкретной специальности. В соответствии с этим диагностики могут выявить личные особенности, которые затруднят или облегчат освоение профессией.

Профориентационное консультирование играет роль средства активизации профессионального самоопределения. Перед консультированием необходимо ознакомиться с историей заболевания, уточнить данные об истории болезни, социальном, материальном положении. В течении консультации определяем имеющиеся у ребенка склонности, мир интересов, информацию о профессиях. В ходе консультации может проясняться содержание будущего места работы, вероятный режим, график, заработная плата, условия труда. Обсуждая эти варианты, консультант может прояснить, как учащийся ориентируется в содержании профессиональной деятельности, как видит трудовое место. При обнаружении несоответствия представлений с действительностью консультант в обязательном порядке должен сообщить нужную информацию. Так же важно в профориентационном консультировании определить профпригодность.

Психологическая поддержка заключается в оказании помощи ребенку – инвалиду и его родителям во время формирования у подростка потребности к получению профессионального образования. Можно отметить такие проблемы, возникающие у детей - инвалидов и влияющие на процесс профессионального выбора: не понимают свои возможности и ограничения, неадекватность самооценки, не осознание своих слабых и сильных сторон, боязнь обнаружения истинной степени инвалидности, низкая социальная адаптация, нет сформированной готовности к труду, инфантильность, нежелание работать. Во время психологической поддержки можно обсудить профессиональную перспективу, используя следующие критерии: продолжительность (насколько далеко видит подросток себя в профессиональном и жизненном плане), реалистичность (разделить реальный мир и фантазии в представлениях о будущем), оптимистичность (положительный и отрицательный прогноз будущего). Так же важны этические принципы проведения профориентационной работы с детьми – инвалидами: принцип конфиденциальности, принцип не навреди, принцип уважения.

Основной задачей педагогического коллектива образовательного учреждения при профессиональном самоопределении ребенка – инвалида заключается в содействии и выявлении профессионального интереса, в определении будущей сферы их профессиональной деятельности, перечня конкретных профессий, которые отвечают интересам, возможностям и состоянию здоровья. Выражение заботы проявляется в этом случае в создании условий для благополучной интеграции в общество.

Вишнякова Наталья Николаевна11.12.2015 9470 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar