РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Интеграция обществознания и литературы как условие эффективной подготовки к участию в предметной олимпиаде

Интеграция обществознания и литературы как условие эффективной подготовки к участию в предметной олимпиаде

Автор: Сергеенкова Галина Петровна

В соответствии с «Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», утвержденной Президентом РФ 3 апреля 2012 года, современное общество нуждается в специалистах, обладающих глубокими знаниями, способных к новаторству и творчеству. Следовательно, одним из приоритетных направлений образовательной деятельности Красноярского кадетского корпуса является выявление и поддержка талантливой молодежи. Это же определяется и Концепцией развития кадетского и женского гимназического образования Красноярского края, Законом Красноярского края «О кадетских корпусах и женских гимназиях-интернатах», которые определяют предназначение кадетских корпусов как учреждений, созданных в целях интеллектуального, нравственного и физического развития мальчиков.

В Красноярском кадетском корпусе на протяжении многих лет ведется целенаправленная работа по подготовке обучающихся к всероссийской олимпиаде школьников. Особенно успешно кадеты выступают на олимпиаде по обществознанию: за последние 8 лет они заработали 10 дипломов победителей, 12 дипломов призеров регионального этапа олимпиады, 2 диплома призеров заключительного этапа. Практика показывает, что наибольшую трудность участники испытывают при выполнении творческих заданий второго и третьего туров (написание эссе, анализ текста). Соответственно наибольшую сложность для учителя представляет задача научить детей выполнять эти задания.

Критерии оценки эссе по обществознанию содержат много компонентов, связанных не только с вопросами знания предмета, но также и со способностью обучающихся грамотно и логично излагать свою мысль, привлекать в качестве аргументов образы, символы, метафоры из художественной литературы, живописи, музыки и др. Значимым содержательным компонентом подготовки является интеграция школьных предметов, обществознания и литературы.

С обучающимися проводится долгая консультативная работа, направленная на развитие письменной монологической речи. Кадеты изучают алгоритм написания эссе, тренируются в написании собственных работ, анализируют и редактируют творческие работы друг друга. При этом очень важно, что после написания эссе ученик получает на него обоснованный критический отзыв от учителя обществознания и учителя литературы. В соответствии с данными в ходе обсуждения рекомендациями к эссе кадет либо редактирует свою работу, либо приступает к новой теме, но меняет подход к логике построения текста, аргументации, стилю изложения.

Серьезная работа необходима по обеспечению переосмысления кадетами классических литературных произведений, включенных в школьную программу или рекомендованных к внеклассному чтению. Обучающиеся должны прийти к пониманию философского, политологического, социального или экономического смысла художественных произведений. Данное направление образовательного процесса сопряжено со многими сложностями. Обучающимся трудно представить литературное произведение в контексте обществознания как школьного предмета, поскольку уроки по литературе приучают к характеристике героев, образа автора, к определению мира чувств, субъективных представлений о действительности. А олимпиадная работа требует от них представления о привычных художественных образах как о средствах характеристики социальных, политических, философских проблем общества.

Например, любимая многими учениками повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе» изучается пятиклассниками как история проявления доброты и сострадания Васи к Валеку и Марусе. Учителем литературы организуется деятельность учащихся по созданию портретной характеристике героев, описанию города. Однако в процессе подготовки к олимпиаде обучающиеся по-новому прочитывают произведение для того, чтобы охарактеризовать социальные проблемы общества середины XIX века, в котором нет сочувствия к отверженным людям, к маргиналам.

В связи с этим с участниками олимпиады по обществознанию проводится целенаправленная работа по соотношению определенной обществоведческой проблемы и изученных литературных произведений.

Еще одной сложностью при подготовке участников олимпиады по обществознанию является формирование и развитие умения учащихся соотносить литературное произведение с исторической эпохой, которую оно иллюстрирует. Используя «ленту времени» вместе с кадетами соотносим различные исторические эпохи с художественными произведениями.

Например, учащимся предлагается задание: соотнести с предложенной «лентой времени» перечисленные ниже художественные тексты.

  • Д.И. Фонвизин «Недоросль»
  • А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
  • А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • М.А. Шолохов «Тихий Дон»
  • М.А. Шолохов «Судьба человека»
  • А.А. Ахматова «Реквием»
  • В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»
  • П.Санаев «Похороните меня за плинтусом» и др.

Безусловно, подобная работа развивает в участниках олимпиады способность устанавливать аналогии, выдвигать собственные гипотезы, аргументировать свое мнение, учитывать в своей работе возможность различных оценок одних и тех же общественных событий.

Одним из эффективных способов развития познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий учащихся является характеристика одного художественного произведения с точки зрения философских, социальных, политических, экономических проблем. Опыт подготовки участников регионального и заключительного этаров олимпиады во многом определил список произведений, заключающих в себе различные аспекты обществознания. К ним можно отнести произведения Ф.М. Достоевского («Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Бесы»), М.А. Булгакова («Собачье сердце», «Роковые яйца», «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита») и многие другие. Ученики под руководством учителя обществознания и учителя литературы составляют интеллект-карты, в которых отражают сведения о том, какие проблемы философии, политологии, социологии можно проиллюстрировать примерами из конкретного художественного текста.

М.А. Булгаков «Белая гвардия»

Образы символы: Город, буран (вьюга), Дом, печь, кремовые шторы и т.д.

Главные герои: Алексей Турбин, Елена Турбина-Тальберг, Николка, Мышлаевский, Шервинский, Тальберг, Лариосик.

Главные идеи произведения: Революция и Гражданская война поставили интеллигенцию перед выбором: «за» или «против». Поэтому конфликт в романе "Белая гвардия" определился двояко: столкновением действующих лиц с исторической действительностью и противостоянием вечных понятий – добра и зла, гуманизма и жестокости.

Проблемы:

  • Проблема Гражданской войны, конфликта различных социальных слоев населения
  • Проблема выбора индивида в период тяжелых исторических испытаний
  • Проблема сохранения вечных ценностей во время смуты
  • Проблема различения добра и зла в период безвластия
  • Проблема судьбы интеллигенции в России
  • Проблема человеческой низости
  • Проблема веры и безверия
  • Проблема философии ненасилия

Безусловно, при определении литературного материала для аргументации обществоведческих эссе учитываются читательские пристрастия самих учащихся. Подобные интеллект-карты создаются и по классическим фантастическим или антиутопичным произведениям, популярным в среде подростков старшего школьного возраста: Р.Брэдбери «451 по Фаренгейту», О.Хаксли «О дивный новый мир», Дж. Оруэлл «1984» и др.

Работа по подготовке обучающихся к олимпиаде по обществознанию, а именно по формированию и развитию умения писать эссе, требует тесного сотрудничества учителя обществознания и учителя литературы. Практика показывает: это способствует успешному выступлению детей на олимпиаде и является своеобразным условием развития профессиональных компетентностей самих педагогов и формирования команды единомышленников.

Список использованной литературы

  1. http://nsportal.ru
  2. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. – М.: Флинта, Наука, 1998 год
  3. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011 год
  4. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. Спб.: КАРО, 2006 год
  5. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Человек в обществе. Система социологических понятий в кратком изложении. 3-е издание, стереотипное. В помощь школьникам старших классов для подготовки к олимпиадам и ЕГЭ и студентам младших курсов. – М.: Русская панорама, 2011.
Сергеенкова Галина Петровна20.02.2016 4400 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar