РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Технология интегрированного урока в условиях разноуровневого обучения вспомогательной школы

Технология интегрированного урока в условиях разноуровневого обучения вспомогательной школы

А.А. Гузенко
Учитель-дефектолог
КГУ «Карагандинская областная школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

Модернизация современного образования вызывает необходимость перестраивать процесс обучения детей с особыми образовательными потребностями (детей с нарушением интеллекта).

Традиционный характер обучения таких детей, направленный на усвоение ими знаний, на приобретение суммы умений и навыков, не удовлетворяет всех участников современного образовательного процесса. Многие выпускники оказываются невостребованными обществом, не готовыми к жизни в условиях нестабильности, в ситуации поиска работы, места приложения своих знаний для обеспечения желаемого уровня жизни.

В настоящее время при обязательном общем образовании, вспомогательная школа должна обеспечить дифференциацию требований к возможному уровню образований разных категорий умственно-отсталых детей, определить приоритетные направления в работе, несколько иначе расставить акценты в традиционных подходах к обучению, определить новые задачи в образовании детей с особыми образовательными потребностями.

Основными задачами в работе учителя-дефектолога, обучающего детей с нарушениями интеллекта, являются:

  • Коррекция недостатков в их психофизическом развитии средствами образования;
  • Реализация учебных программ по всем предметам;
  • Создание гибкой системы адаптивной образовательной среды;
  • Социально-психологическая реабилитация ребенка для последующей интеграции его в общество.

При организации и осуществлении учебно-познавательного процесса учитель-дефектолог опирается, прежде всего, на принципы:

  • Дифференцированного подхода к учебно-воспитательному процессу с учетом причин, степени и характера интеллектуальных нарушений и других дефектов развития;
  • Максимальной индивидуализации обучения и воспитания данной категории детей.

Руководствуясь вышеизложенными задачами и принципами, в организацию учебно-коррекционного процесса детей с нарушениями интеллекта была введена практика уровневой дифференциации (по системе В.Воронковой).

Для того-чтобы охарактеризовать учащихся с недостатками интеллектуального развития по возможностям обучения и правильно определить уровень обучения, учитель-дефектолог получает информацию о ребенке от всех специалистов, которые его обследовали (врачи, логопед, дефектолог, воспитатель), проводит педагогическое обследование, определяет уровень знаний, умений и навыков ребенка по всем учебным предметам, выявляет зону ближайшего развития, составляет индивидуальную коррекционно-развивающую программу обучения и воспитания конкретного ребенка по каждому учебному предмету в соответствии с программой и классом.

Согласно этому все учащиеся класса делятся на четыре группы (уровни обучения)

  • Первый уровень.

Первую группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Выполняя новую работу, правильно используют имеющийся опыт. Могут объяснить свои действия, что свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Полученные знания и умения такие ученики успешнее других применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.

  • Второй уровень.

Учащиеся понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но самостоятельно сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их вообще отличает меньшая степень самостоятельности в выполнении всех видов работ. Нуждаются не только в активизирующей помощи учителя, но и в организующей. Темп работы несколько снижен. Могут допускать ошибки, которые исправляют с незначительной помощью. Перенос усвоенных знаний в новые условия не затруднен.

  • Третий уровень.

Это ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Для них характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом материале, отделить второстепенное, установить логическую связь частей. Учащихся третьего уровня отличает низкая самостоятельность и низкий темп усвоения материала. Приобретенные знания и умения такие ученики не теряют, могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, помогать преодолевать их инертность.

  • Четвертый уровень

Учащиеся овладевают учебным материалом на самом низком уровне. Поэтому только фронтального обучения для них не достаточно, они требуют дополнительных приемов обучения, постоянного контроля и подсказки во время выполнения работы. Они не в состоянии сделать самостоятельно какие-то выводы, используя прошлый опыт, и требуется четкое неоднократное объяснение учителя. Эти дети не видят ошибок в своей работе, поэтому исправить их не могут. Знания усваиваются чисто механически и быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний, чем предложено программой.

Учитель-дефектолог при обучении руководствуется свободным выбором оптимального варианта методов, приемов, форм и средств организации и осуществления учебно-коррекционного процесса, учитывая индивидуальные психофизические особенности детей, а также наличие или отсутствие познавательного интереса.

Целостное развитие личности школьника с особыми образовательными потребностями, формирование в его представлении единой картины мира, взаимозависимости и взаимовлияния окружающих явлений, присвоение ребенком культуры окружающего общества, приобретение опыта социального поведения и решения других не менее сложных задач целесообразно осуществлять входе всей учебно-воспитательной и коррекционной работы. Важнейшим звеном всей этой работы является урок.

Однако, на традиционных уроках, где материал даётся небольшими дозами, учащиеся остаются во власти наглядных единичных образов, в силу своих психофизических возможностей, не умея понять скрытое за ними общее, существенное.

Во вспомогательной школе, а особенно в условиях разноуровневого обучения, большое будущее за интегрированными уроками.
Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в непоколебимые школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы.

Интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.

Все школьные дисциплины обладают своеобразным интеграционным потенциалом: совпадающие темы, общие проблемы и вопросы, нередко изучаются одни и те же процессы и явления, рассматриваются с разных позиций одни и те же объекты. Чтение, как предмет включает помимо литературных текстов материалы по истории, природоведению.

Математика содержит арифметический и геометрический материал. Все это «заявка» на интеграцию, хотя бы по отдельным темам (По русскому языку – «Правописание кличек животных», по предмету «Мир вокруг» - «Домашние животные»; по чтению – «Полюбуйся, весна наступает!», по предмету «Мир вокруг» - «Весна»). За основу интеграции может быть взят любой урок с его установившейся структурой и логикой поведения. На этот урок привлекаются знания, результаты анализа понятий с точки зрения других наук, других учебных предметов.

Наиболее удачны для интеграции такие предметы, как чтение – русский язык, чтение – «Мир вокруг», чтение – изобразительное искусство – музыка, «Мир вокруг» – труд, математика – труд, СБО - «Мир вокруг», СБО – труд.

Технологией интегрированного урока можно воспользоваться главным образом в следующих случаях:

  • при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках;
  • при лимите времени на изучение темы и желании воспользоваться готовым содержанием из параллельной дисциплины;
  • при изучении межнаучных и обобщённых категорий (движение, время, развитие, величина и др.), законов, принципов, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности;
  • при выявлении противоречий в описании и трактовки одних и тех же явлений, событий, фактов в разных науках;
  • при демонстрации более широкого поля проявления изучаемого явления, выходящего за рамки изучаемого предмета;
  • при создании проблемной, развивающей методики обучения предмету.

При организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением разных знаний: литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления. Методика интегрированного урока обеспечивает деятельность учителя и ученика на уровне субъектных отношений, в результате которых возникают возможности для совместного творчества и саморазвития участников образовательного процесса.

Для успешного применения интеграции учитель, прежде всего, должен:

  • проанализировать программу вспомогательной школы по различным учебным предметам,
  • выявить одинаковые темы,
  • объединить их с позиции ведущей идеи и ведущих положений.

Кроме того необходимо проанализировать уровень подготовленности учеников, оценить психологические особенности и познавательные интересы класса в целом и каждого ученика в частности.

Трудности, существующие в их учебной деятельности могут быть одной из причин использования метода интеграции.
Порой успешное изучение школьниками одного предмета зависит от наличия у них определенных знаний, умений по другому предмету. Например, решение задач по математике требует навыков правильного осознанного прочтения, общей осведомленности об окружающей действительности.

Методика интегрированного урока наиболее успешно и эффективно используется в условиях разноуровневого обучения. Зачастую, учащиеся, занимающиеся по IV уровню по одному предмету, могут обнаруживать знания и обладать умениями, соответствующие III, или даже II уровню по другой учебной дисциплине. При грамотно организованной интеграции такие учащиеся получают возможность раскрыть свои лучшие качества, способности в тех образовательных областях, в которых не пользовались успехом ранее.
На интегрированных уроках дети, в какую бы типологическую группу ни входили, работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал.

Благодаря методике интегрированного урока в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому, что знания легче обнаруживают свой прикладной характер.

Гузенко Анастасия Анатольевна27.03.2016 4700 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar