РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие творческих способностей младших школьников в образовательном пространстве уроков и во внеурочной деятельности.

Развитие творческих способностей младших школьников в образовательном пространстве уроков и во внеурочной деятельности.

Актуальность проблемы развития творческих способностей младших школьников в образовательном пространстве уроков и внеурочной деятельности востребована реалиями сегодняшнего времени и требует от личности перед современной школой задачу – воспитание грамотного, творчески мыслящего школьника. В связи с этим особую актуальность сегодняшнего приобретает проблема развития творческой активности личности, начиная с первой ступени обучения – начальной школы.

Важной составляющей творческой активности растущего человека является творческие способности. На сегодняшний день развитие творческих способностей учащихся рассматривается как один из приоритетных направлений в современной педагогике, составляющее основу процесса обучения, с течением времени, не теряющее своей актуальности и требующее постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. Поэтому сегодня в педагогической теории и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения, способствующих развитию творческих способностей младших школьников.

Механизм творчества многогранен: существуют различные аспекты к пониманию творчества и творческих способностей с точки зрения философии, психологии. Но суть всех исследований – создание нового, оригинального.

Доказано, что творческие способности развиваются на основе продуктивного мышления. Сложность структуры творческих способностей наталкивает исследователей на мысль о необходимости множества критериев. На основе существующих мнений ученых выделяются наиболее значимые компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников: творческое мышление, творческое воображение, познавательная активность человека.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для усвоения ребенком определенных ценностей культуры и развития творческих способностей. Специфические черты, присущие данному возрасту этапу, - это активизация функций воображения, небольшой объем внимания, случайная избирательность. Отличительный признак творческой деятельности младших школьников – субьективная новизна продукта деятельности.

Психологами установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Поэтому особое место в развитии творческих способностей младших школьников занимаются предметы гуманитарного цикла как образовательное пространство, раскрывающее творческий потенциал младшего школьника, которые обеспечивают совершенствование личности ребенка.

В педагогической теории содержится значительный опыт использования различных приемов, способствующих развитию творческих способностей младших на уроках русского языка и литературного чтения. Наиболее продуктивные из них, на наш взгляд, является творческий диктант, творческое изложение, творческое сочинение, творческий сказ, графическое и словесное рисование, постановка живых картин, пантомима, драматизация. Оригинальные приемы для развития творческих способностей предложил Разумовский ВГ, интересен опыт реализации программы «Речь» Тем не менее, в реальной педагогической практике современной начальной школы слабо представлено содержание, виды уроков русского языка и литературного чтения, а также технологии, направленные на развитие творческих речевых способностей младших школьников.

Развитие творческих способностей учащихся есть перманентный процесс, переходящий от элементарного представления школьника о сущности и характере творчества к педагогически управляемому, личностно-самоуправляемому и саморегулируемому процессу. Особенно важным здесь является применением целого комплекса заданий по русскому языку и литературному чтению, а также использование ресурсов внеурочной деятельности, составляющих содержательный компонент модели работы учителя, направленной на развитие творческих способностей детей.

Нами был разработан комплекс, базирующийся на трех типах заданий:

  1. задания дивергентного типа («Множество точек зрения истолкования текста», «Увидеть в другом свете»);
  2. задания, развивающие гибкость и беглость мышления и задания (анаграммы, кеннинги, «Кто быстрее и кто больше);
  3. задания развивающие оригинальность мысли. Для последнего вида заданий нами было условно выделено три уровня их сложности: низкий, средний, высокий.

Задания низкого уровня предполагают виды работ частично творческого характера: составить предложение, составить слово, написать творческое сочинение, драматизация прочитанного произведения. В заданиях среднего уровня использовались виды работ с творческой основой: словесное рисование
(рисунки, озвучивание, оживление картины), драматизация прочитанного произведения, сочетание стихов, сказок, рассказов, загадок. Задания высокого уровня сложности включали микроисследования, «Создание нового», сочетание нетрадиционного содержания.

Содержание занятий в академическом пространстве урока расширялось внеурочной деятельности: клубные занятия, создание альманаха, разработка творческих проектов.

Система вышепредствавленных творческих заданий эффективна лишь тогда, когда есть условия, составляющие фон для творческого речевого развития. Таким фоном является атмосфера творчества, постоянного внимания к языку и речи, проблематизация, дифференциация и индивидуализации обучения. Творческий потенциал учителя, его способность вести продуктивный диалог с детьми способствуют результативности процесса творческих становлений учащихся.

Курганова Ольга Витальевна05.05.2016 6230 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar