РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование проектной деятельности в преподавании литературы в кадетских классах

Горбунова Ольга Анатольевна

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Решению этой проблемы во многом способствует современное кадетское образование. Кадетское образование -это государственное образование граждан России, которые наряду с полным средним образованием получают профильное образование, ориентированное на нанесение военной и гражданской государственной службы. В работе кадетских классов приоритет отдается формированию и развитию патриотических чувств у подрастающего поколения.

Система работы по патриотическому воспитанию в кадетских классах отражает Концепцию патриотического воспитания граждан РФ, основанной на интеграции кадетского компонента и учебных программ обучения, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития. Другая важная особенность интеграции образования на уроках в таких классах - его воспитательная доминанта, поскольку именно во время урока учитель имеет возможность выбора различных видов деятельности, что позволяет рассчитывать на «незаметное», а значит и более эффективное воспитание (так называемое «ненавязчивое воспитание»).

Известно, что воспитательные возможности любого учебного предмета способствуют самоопределению школьников в личностной, социокультурной, профессиональных областях, включению их в различные виды творческой деятельности. Достижению целей воспитания гражданина, патриота и будущего защитника Отечества способствует реализация дополнительных возможностей такого учебного предмета, как литература. Опыт творческой деятельности на уроках литературы призван обеспечить готовность к поиску решения новых проблем, творческому преобразованию действительности, обеспечивает самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, требует самостоятельного претворения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, обеспечивает развитие способностей учащихся к дальнейшему развитию культуры, к совершенствованию мира, в котором мы живем.

В нашем лицее растет число кадетов, занимающихся исследовательской деятельностью. С проектами выступают на городских и республиканских научных конференциях. Многие работы представляют интерес с точки зрения актуальности и научности поставленной проблемы («Кадетский жаргон: вчера и сегодня» (на материале повестей Н.С.Лескова «Кадетский монастырь» и А.И.Куприна «Кадеты. (На переломе)»).

Кроме индивидуальных научно-исследовательских работ учащихся, практикуются групповые компьютерные проекты по темам уроков, например, «Отражение гражданской войны в русской литературе», «Птичий пантеон» в романе М. Шолохова «Тихий Дон», «Дорогами Великой Отечественной войны», «Письмо солдату», «Книга Памяти» и др.

Одним из самых успешных был проект «Отечества достойные сыны», подготовленный и проведенный в 8 кадетском классе в рамках Месячника патриотического воспитания (апрель-май 2016 г.).

Данный проект был обусловлен дидактическими целями, исходя из базового уровня обязательного минимума содержания основных образовательных программ по русскому языку и литературе, среди которых:

  • на примере достойных и талантливых людей России найти для себя образец для подражания, воспитания чувства патриотизма;
  • формировать познавательный интерес к художественному чтению, расширять кругозор, повышать эрудицию, развивать творческие способности, формировать успешность, воспитывать характер.

Чтобы реализовать наш проект, необходимо было наличие следующих компонентов:

  • индивидуальность педагога (решение учителя взяться за работу над проектом);
  • индивидуальность ребенка (возможно, резюме каждого учащегося);
  • наличие интереса у ребенка к данному виду деятельности;
  • соблюдение субъективных и объективных условий;
  • помощь родителей.

Коллективный проект строился из индивидуальных проектов, когда каждый ученик имел возможность выбрать своего героя, самостоятельно собрать о нем материал, подготовиться к защите презентации.

В проекте учащимся важно было отразить следующие аспекты жизни и деятельности героя:

  1. детские и юношеские годы;
  2. развитие способностей и таланта героя, достигнутые им высокие результаты в своей деятельности;
  3. верность героя своему Отечеству.

Руководство к действию: выбрав героя, каждый ученик получал специальную папку исследователя. Задача: собрать нужные сведения о герое, используя возможности всех доступных источников информации, обобщить их и подготовить доклад по этим результатам исследования.

Коллективный проект (работа в группах). Далее шло распределение учащихся по группам:

  • I группа - Деятели (государственные деятели и защитники Отечества)
  • II группа - Литераторы (поэты и прозаики)
  • III группа - Экспериментаторы (ученые и общественные деятели, их открытия)
  • IV группа - Люди искусства, спорта, литературы.

Учащиеся самостоятельно выбирали для себя роли в каждой группе: руководитель группы (капитан), ведущий специалист, дежурный стенографист, журналист-консерватор, журналист-новатор, генератор идей (писатель-выдумщик), критик.

Задача каждой группы: работая по плану, подготовить выступления - защиту проектов. Исследование по коллективному проекту проводилось после выполнения индивидуальных проектов. Каждому учащемуся необходимо было выполнить творческую работу (сочинение, стихи, рисунки) по темам, связанным с формированием и проявлением чувства патриотизма.

В исследовании использовался метод анкетного опроса:

а) анкетирование 30 респондентов лицея,
б) обработка данных,
в) оценка результатов,
г) выводы.

Формы защиты групповых проектов: литературная композиция, инсценировка, ток - шоу, диалог во времени и т.п.

Опыт проведения литературных проектов богат, цель их - воспитание активной жизненной позиции учащихся на примере жизни и поступков героев; развитие и обогащение речи учащихся; творческих возможностей, умения выделять главное, обобщать и делать выводы; формирование отношений учащихся к событиям и героям произведений; умение находить в художественных произведениях черты реальных событий, анализировать реальность и вымысел. Кроме этого, работа в группах воспитывает чувство коллективизма, толерантность и умение отстаивать свою точку зрения. А это и является целью патриотического воспитания школьников.

Использованная литература:

  1. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. - М.: Знание,1985;
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр" Академия",2000.-с.64-110;
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - с. 60-65.
  4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – Москва, 2007г.
Горбунова Ольга Анатольевна09.08.2016 2410 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar