РАЗРАБОТКИ

Другие модули


"История денежных единиц России" - урок математики в начальных классах с применением истории

История денежных единиц России

Сегодня ученикам помимо фактических знаний по предмету необходимы и другие знания, и умения в различных областях науки, поэтому мы, учителя начальных классов, учим детей учиться добывать и применять полученные знания. Ребенок тогда будет учиться с увлечением, когда занятия интересуют его лично, когда содержание учения исходит из реальной жизни, а результат такой деятельности можно применить, по принципу «Все из жизни, все для жизни».

Живой интерес у детей вызывают вопросы, связанные с «преданьями старины глубокой» и связь истории с современной жизнью. Изучение истории страны и истории российской денежной единицы возможно уже в начальной школе.

Тема «Деньги» всегда вызывает активный интерес у учащихся всех возрастов. На уроках математики в начальных классах при изучении величин цена и стоимость полезно познакомить детей с историей денежных единиц России.

Цели таких занятий - формирование умения решать задачи с пропорциональными величинами, объяснение в доступной форме, что такое деньги, для чего они нужны.

В статье 75 Основного закона страны - Конституции РФ записано: «Денежной единицей в Российской Федерации является рубль».

Рубль - денежная единица Российской империи, СССР, Российской Федерации, равная 100 копейкам. У рубля были предки. Известна дата его рождения.

До нашествия монголов на Русь в русском языке не было слова «деньги»; денежные ценности
называли скотом, а княжескую казну - скотницей. Коровы, быки, овцы - «живой скот», деньги - просто скот. Это говорит о том, что на Руси, как и других народов, скот служил деньгами.

В XI веке деньги на Руси стали обозначать словом «куны», а денежные единицы - словами «бела», «лобки», «мордки», «ушки», «долгея», «зубы», ... Что означали эти слова?

Единого толкования этих слов нет и до сей поры. Одни говорят: это деньги- меха. Куной называли мех куниц, лисиц, горностаев. Названия денежных единиц тоже «меховые».

Например, бела - это белка, лобки - лобовая часть шкурки, мордки - морды, а скора - это шкура. Другие ученые считают, что таких денег не было, так как в раскопках нашли хорошо сохранившиеся кожаные изделия, а меховые деньги не найдены. Очевидно, меховые названия носили металлические деньги. Когда-то меха были «денежным» товаром, вот их наименования и перешли на деньги из металла.

Первый русский рубль представлял собой удлиненный брусок серебра массой около 200 граммов, грубо обрубленный по концам.

Из «берестяных грамот» и летописей ученые узнали, что рубль появился в XIII веке. В некоторых письменных памятках рубль называется рублевой гривенкой. Предполагают, что рублевая гривенка изготовлялась так: отливался узкий длинный слиток серебра, а затем рубился на части - гривны, массой приблизительно в 200 граммов. Эти гривны и назывались рублевыми или просто рублями. В то время рубль равнялся 10 гривнам кун.

Отсюда и пошла русская десятичная система монет, которая существует и до настоящего времени:

  • 1 рубль = 10 гривенникам;
  • 1 гривенник =10 копейкам.

Такая система очень удобна для счета.

Из рубля делали мелкие монеты - деньги. Для этого рублевую гривенку вытягивали в проволоку, рубили на мелкие куски, каждый из них расплющивали и чеканили монеты. В Москве из рубля изготавливали 200 денег, в Новгороде - 216.

При Иване III Русь стала единым государством. Теперь уже каждый князь не мог самостоятельно чеканить свои монеты. Во главе государства стоял монарх, только он имел на это право. На выпущенной им денге стояла надпись: «Государь всея Руси».

Объединение русских земель продолжалось. В 1534 году в правление Елены Глинской, матери Ивана Грозного, была создана единая для всего государства денежная система. Были установлены строгие правила чеканки монет, созданы образцы.

В Московском государстве было несколько монетных дворов - в Москве, в Пскове, Новгороде, Твери. Выпускаемые ими монеты не были похожи одна на другую. На московских денгах изображен всадник, или, как тогда говорили, «ездец», который держал в руке саблю, на новгородских и псковских - копье, поэтому и назывались монеты в народе по-разному: московку именовали «сабельной» или «мечевой» денгой, новгородку - «копейной денгой» или копейкой. Это были первые копейки. Они имели неправильную форму, а размер - с арбузное семечко.

Самой мелкой монетой была «полушка». Она равнялась четверти копейки. На одной стороне полушки чеканилось изображение птицы.

При царе Федоре Ивановиче на копейках стали выбивать дату, которая обозначалась с помощью славянской нумерации, например, буквы РД обозначали 7104 г. от начала летоисчисления или 1596 год.

Первые русские золотые монеты появились в начале XVII века: гривенники и пятаки.

Во время царствования Елизаветы Петровны была выпущена новая золотая монета в 10 рублей. В соответствии с императорским титулом царицы эту монету называли империалом. Был и полуимпериал - монета в 5 рублей.

Постепенно рублевые слитки исчезли из обращения. При Петре I в обращении были серебряные копейки и полукопейки, или «денежки».

В 1704 г. по указу Петра I начали делать серебряные рублевые монеты. Одновременно выпустили полтинник, полуполтинник, гривенник, пятачок и алтын, который равнялся 3 копейкам. Позже выпустили монету, равную 15 копейкам, или 5 алтынам: «пятиалтынник».

Петр I выпускал и золотые монеты - «цесарские» и «червонцы». Они предназначались для награждения и для торговли с заграницей.

В это время начались преобразования в России, велись войны. Все это требовало много денег, они обесценивались, рубль начал «худеть». В России недоставало серебра.

Екатерина I задумала делать медные деньги. Серебро во много раз дороже меди. Чтобы медная монета была такой же ценности как серебряная, ее нужно сделать очень большой, тяжелой. Когда рассчитали, то оказалось, что рублевая монета должна иметь массу 1 кг 600 граммов. Повинуясь царскому приказу, монетчики сделали медный рубль.

Получилась медная плита шириной и диной 20 см, выпустили также полтинники, полуполтинники и гривны. Все они имели одинаковую форму. Эти деньги просуществовали недолго, так как были неудобны в обращении, очень тяжелы. Например, когда императрица Елизавета наградила М.В. Ломоносова за написанную им оду 2 тысячами рублями, то деньги пришлось везти на двух возах. Каждые 10 рублей весили 16 кг или 1 пуд.

В конце XVIII и начале XIX века вместо дорогих металлических денег стали выпускать по образцу Европы дешевые бумажные. Это осуществила Екатерина II. Были выпущены бумажные ассигнации достоинством 25, 50, 75 и 100 рублей. В 1897 основной денежной единицей становится золотой рубль.

Интересные события произошли с рублем после Октябрьской революции 1917 года. Рубль то «худел», то «полнел», что было связано с изменением нарицательной стоимости рубля. В 1922 - 24 создана единая денежная система, выпущены червонцы (твердая валюта), а также казначейские билеты, серебряная и медная монета.

В 1947 году была проведена денежная реформа, сопровождавшаяся отказом от карточной системы. В ходе реформы был проведен непропорциональный обмен старых денег на новые (10:1). Прежде всего, пострадали граждане, имевшие сбережения. В 1961 году была проведена очередная денежная реформа и деноминация рубля. Несмотря на то, что в целом эта реформа проводилась без значительного ущемления прав граждан, по ее итогам реальные доходы граждан сократились.

С 90-х гг. в Российской Федерации выпускаются банковские билеты и металлические монеты различного достоинства.

Итак, монета - денежный знак, отчеканенный из металла: золота, серебра, меди, других металлов и их сплавов.

Запомните, как называются части монеты:

  • Аверс - лицевая сторона монеты.
  • Реверс - обратная сторона.
  • Гурт - ребро или боковая сторона монеты, на которой делаются насечки, чтобы монету не обрезали.
  • Легенда - надпись на монетах.

Монеты изготавливают на монетных дворах. Монетный двор - это предприятие по чеканке монет, изготовлению орденов, медалей и других государственных металлических знаков отличия. Первый монетный двор был учрежден в Древнем Риме. В России 1-й монетный двор возник в 1534 в Москве, в 1724 основан в Санкт-Петербурге, с 1876 стал единственным в стране. На этом монетном дворе в 1921 началась чеканка советских монет. Монетный двор в Москве (создан в 1942), изготовляет ордена, медали, знаки отличия и другие изделия из драгоценных металлов. Оба монетных двора чеканят монеты, в т. ч. памятные и юбилейные.

Очень важно познакомить учащихся с тем, что монеты - свидетели истории, они могут рассказать немало интересного, напомнить о событиях и делах давно минувших дней, на монетах сохраняются имена, даты, памятники архитектуры.

На аверсе монеты принято помещать герб как символ принадлежности к определенному государству.

Современный рубль представляет собой диск, диаметр которого равен 20,5 мм, изготовленный из медно-никелевого сплава белого цвета. Боковая поверхность монеты достоинством 1 рубль - рифленая. На лицевой стороне монеты в центре - рельефное изображение двуглавого орла, над которым по окружности - надпись «Банк России»; под орлом - буквенное обозначение номинала «один рубль», подчеркнутое горизонтальной линией, разделенной посредине точкой, внизу - год чеканки монеты «1997». Под левой лапой орла - фирменный знак монетного двора.

На оборотной стороне монеты, смещенной влево от центра цифрой «1» и надписью под нею «рубль» обозначено достоинство монеты; по окружности справа и слева - стилизованная ветка растения.

Сейчас выпускают монеты достоинством 1, 2, 5 и 10 рублей, а также имеют хождение монеты достоинством 1, 5, 10, 50 копеек (1 и 5-тикоппечные монеты изготавливаются из биметалла белого цвета мельхиор-сталь-мельхиор, монеты достоинством 10 и 50 копеек изготавливаются из медноцинкового сплава желтого цвета).

На лицевой стороне монет достоинством 1,5, 10 и 50 копеек: в центре - рельефное изображение Георгия Победоносца на коне, поражающего копьем змея, справа и слева от которого по окружности - надпись «Банк России»; внизу - год чеканки монеты «1997». Под левым передним копытом коня - буквы М или С-П, обозначающие завод-изготовитель.

Знакомство с историей рубля продолжается на внеклассных занятиях.

Также можно познакомить детей с наукой нумизматикой.

Нумизматика - (от латинского «нумизма» - монета), собирание старинных монет, вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам, денежным слиткам и др. Коллекционирование хмонет началось с XIV века. Нумизматика как наука возникла в XVIII веке.

Эта наука играет важную роль при изучении истории народов, археологии, хронологии и геральдики. В свое время в СССР находилась самая большая золотая коллекция монет.

Собрания старинных монет в Государственном Эрмитаже и Московском историческом музее - одни из самых богатых в мире.

Большое воспитательное значение имеют пословицы и поговорки, созданные русским народом о деньгах, с которыми можно познакомить детей.

Так, в «Родном слове» К.Д. Ушинского следующие пословицы: «Есть на гумне - будет и в мошне»; «Копейка обоз гонит»; «Денежка рубль бережет»; «Долг платежом красен»; «Чужая денежка карман прожжет»; «На этот товар всегда запрос»; «За морем телушка полушка, да рубль перевозу».

Воспитание интереса к изучению истории денежных единиц, неразрывно связанной с историей государства, будет способствовать повышению эффективности многообразных воспитательных воздействий, ведущих к формированию всесторонне развитой личности.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены