РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках литературы

Учебно-познавательная компетенция — это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, элементы логической, общеучебной деятельности, соотнесенные с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности и т.п. Этап целеполагания занимает ведущее место в структуре урока, учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Помимо ключевых компетенций, общих для всех предметных областей, выделяются и предметные компетенции — это специфические способности, необходимые для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные умения, навыки, способы мышления.

Ключевые слова: учебно-познавательная компетенция, целеполагание, технология проблемного обучения, самооценка.

При формировании учебно-познавательной компетентности могут использоваться элементы технологии проблемного обучения. Чтобы уроки литературы превратились в процесс сопереживания, соразмышления, постижения и истолкования, перед ребятами ставятся проблемные вопросы.

Например, изучая поэму М. Ю. Лермонтова «Мцыри», акцентирую внимание на следующих вопросах:

  1. Почему на протяжении многих десятилетий поэма будоражит и волнует чувства читателей?
  2. Почему М. Ю. Лермонтов назвал поэму «Мцыри»? Учащимся необходимо поразмышлять, почему в названии поэмы указано не имя, а социальное положение.
  3. Чем необычна личность семнадцатилетнего юноши?

На уроках

При формировании учебно-познавательной компетентности на уроке литературы я предлагаю ученикам эпиграф, который ярко, точно и сжато выражает тему урока, освещает основную идею произведения.

Учащиеся соотносят эпиграф и текст, делают вывод о том, как текст помогает раскрыть тему произведения.

Несколько примеров:

  1. Урок по произведению Максима Горького «Старуха Изергиль». Эпиграфом могут послужить слова самого автора: «Если только для себя, то зачем ты?»
  2. К сказке-притче Экзюпери «Маленький принц» “У каждого человека свои звезды” слова автора.

Основным способом введения ученика в произведение считаю триединство «деталь – вопрос – проблема». Например, изучая повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель», обращаем внимание учащихся на деталь («картинки» на стене), задаем проблемный вопрос (Почему именно эти иллюстрации использует автор?) и формулируем проблему (взаимоотношения «отцов и детей»). Так мы учим семиклассников задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обобщать, делать выводы. В произведении А.П.Чехова обращаем внимание на художественную деталь – шинель.

Компетентностно-ориентированные задания на уроках литературы позволяют формировать учебно-познавательную компетентность. При изучении повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» прошу ребят дома найти в тексте повести диалектизмы и устаревшие слова. На уроке предлагаю детям объяснить значения этих слов, используя словари.

Это необходимо для наиболее полного и осмысленного восприятия художественного произведения, анализа текста, погружения в эпоху, обогащения собственной лексики.

Подготовку ответа на поставленный вопрос-проблему, который выступает как учебная задача, может организоваться методом индивидуального и коллективного поиска. Использую групповые, межгрупповые и индивидуальные формы работы, что обеспечивает формирование учебно-познавательной компетентности. Ребята овладевают разными видами речевой деятельности, умением задавать вопросы, корректно вести диалог, что способствует усвоению знаний по предмету.

В 6 классе, знакомясь с рассказом И.С.Тургенева «Бежин луг», учащиеся с удовольствием характеризуют мальчиков и пересказывают истории, прозвучавшие ночью у костра.

Примерный план составления характеристики:

  1. портрет мальчика;
  2. его роль среди товарищей;
  3. история, которую рассказывает герой;
  4. поведение мальчика;
  5. характер героя;
  6. отношение к нему автора и ваше.

Мальчиков пять: Федя, Павлуша, Илюша, Костя, Ваня, поэтому для одного учащегося это задание довольно большое, и вполне оправдано в данной ситуации разделить его.

Каждая группа будет характеризовать своего героя, кроме того в задание можно включить и речевую характеристику героев.

Итоги работы подводим путем составления обобщающей таблицы.

При изучении богатства и разнообразия жанров лирики и прозы А.С.Пушкина, желательно дать задание не просто сделать сообщение о жизни писателя, а распределить темы, например, «Семья Пушкиных», «Пушкин и Жуковский», «Поэты о Пушкине», «Пушкин и Державин» и др.

Учебные задачи на уроках формулирую с учетом уровня подготовленности учащихся, используя разноуровневые задания, таким образом, формируется учебно-познавательная компетентность даже у слабых учеников.

Организуя домашнее задание по работе с текстом сказа Н.С. Лескова «Левша», предлагаю ребятам ответить на вопросы, позволяющие каждому ученику набрать определенное количество баллов.

Уровень «1»

  1. Прочитайте сказ о Левше.
  2. Понравился ли этот рассказ вам, если «да», то чем? Какой эпизод вам запомнился? Проиллюстрируйте его.
  3. Почему сказка называется «Левша»? Придумайте свой заголовок.

Уровень «2»

  1. Как вы думаете, кого на Руси называли праведниками? (Посмотрите в словаре значение этого слова). Является ли «праведничество» гарантией безгрешности? Так в чем же «праведность» Левши и его товарищей?
  2. Какой эпизод, на ваш взгляд, является в рассказе важнейшим и почему?
  3. Какие два мира противопоставляет автор и с какой целью?

Уровень «3»

  1. Какие реальные исторические персонажи действуют в рассказе? С какой целью автор упоминает о них?
  2. Почему Лесков выбирает «сказовую» форму повествования?
  3. Подготовьте рассказ о писателе.

Созданию условий для формирования ключевых компетентностей способствует и применение метода творческого чтения. Выразительное (художественное) чтение учителем, аудиозаписи чтения мастерами художественного слова, видеофрагменты исполнения отдельных сцен актерами, обучение выразительному чтению учащихся, комментированное чтение - все это развивает эстетический вкус, интерес к предмету и творческие способности учащихся.

Интерес у учащихся вызывают работы, связанные с созданием иллюстраций к произведению. Например, при изучении произведения А.Вампилова «Несравненный Наконечников» в 7 классе предлагаю учащимся самим оформить афишу к пьесе.

С целью формирования учебно-познавательной использую проектную деятельность на основе компьютерных технологий. Это позволяет развивать исследовательские и творческие способности учащихся.

С целью формирования коммуникативной и учебно-познавательной компетенций применяю разнообразные интерактивные методы обучения, которые предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Графическую организацию материала на уроке помогают осуществлять кластеры - элементы технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Такой вид работы позволяет ученику не только систематизировать изученный материал, но и проявлять творческие способности.

Наибольший интерес у ребят вызывают приёмы:

  • мозговой штурм,
  • инсценировка,
  • решение ситуационных задач («А как постубили бы вы, если …»),
  • интервью,
  • обсуждение сюжетных рисунков,
  • кейс-метод,
  • синквейн и диамант (зеркальный синквейн),
  • толстые и тонкие вопросы.

Таким образом, при формировании учебно-познавательной компетентности учащиеся приобретут следующие умения: ставить цель и организовывать её достижение, пояснять свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).

Список литературы

  1. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – 5-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013. – 400с.
  2. Кудина Г.Н. Словарь литературоведческих терминов / Г.Н.Кудин, З.Н.Новлянская, А.Н.Архангельский. – М.: Издательство Оникс, 2007. – 48 с.
  3. Миронова Н.А. Литература в таблицах: 5-11 классы: справочные материалы. – М.: АСТ:Астрель, 2011.
  4. Научно – методический журнал «Литература в школе».
  5. Приложение к газете «Первое сентября». «Литература».
  6. http://www.eduneed.ru/ededs-797-2.html
Гарачёва Марина Ивановна10.09.2016 2270 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar